Урок русского языка 3 классТема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
3 класс
Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Цели урока:
Закреплять умение:
правильно писать слова с проверяемой безударной гласной в корне;
подбирать проверочные слова.
Работать над развитием:
речи, фонематического слуха;
орфографической зоркости;
памяти, внимания;
навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
умения устанавливать смысловую связь;
проводить мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения.
Повышать интерес к изучению русского языка и чтению художественных произведений.
Оборудование:записи на доске,сигнальные карточки (с буквами, смайликами), иллюстрации кораблей, аншлаги слов (для игры «Пирамида», словарные слова), музыкальное сопровождение (шум моря), карточки (для дифференцированной работы на уроке, для работы в группах, для рефлексии), карточки с домашним заданием.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Добрый день!
- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие – открытие. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к стране Знаний.
- Скажите, какими качествами должен обладать человек, который отправляется в путешествие – открытие? (Наблюдательным, внимательным, сообразительным, выносливым…)
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
Работа в тетради.
- Каждое открытие надо записать в рабочий блокнот. Это наши тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа (это место нашего открытия).
Актуализация знаний.
- Внимание на доску! Перед вами пирамида. Какую работу можно выполнить со словами, включенными в пирамиду? (Вставить пропущенную букву).
- Что для этого нужно знать? (Правило о написании безударных гласных).
- Кто может объяснить, как проверить безударный гласный в корне? Приведите примеры.
Игра «Пирамида».
- Приготовьте сигнальные карточки с буквами. Показываем пропущенную букву, называем проверочное слово. (На доске «пирамида», слова показываю указкой.)
К_токВ_дроП_варВ_снаСпос_бСт_налЗел_нь- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Уберите карточки.
Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке?
- Назовите тему урока.
- Работать будем под девизом:
«Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно её ставь под ударение».
Словарно – орфографическая работа
1) Работа с группой слов. Орфографическое чтение.
- На предыдущих уроках мы познакомились с группой словарных слов. Вспомним, как они пишутся. Прочтем их так, как нужно писать (читаем хором с плаката).
Трактор
Машина
Трамвай
Автобус
- В этих словах безударная гласная непроверяемая, её написание нужно запомнить.
2) Знакомство с новым словарным словом.
- Назовите новое слово для запоминания. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемыми гласными из пирамиды.
- Какое получится слово? (Корабль). На листе с группой словарных слов появляется слово «корабль».
- Как одним словом назвать эти слова? (Транспорт).
Работа СПРАВОЧНОГО БЮРО (работа с толковым словарем, с этимологическим словарем).
- Что такое корабль?
- Для чего предназначаются корабли? (Для перевозки грузов и людей по воде).
- Какие ещё бывают корабли? (Космические.На них летают в космос).
На доске разместить иллюстрации разных кораблей.
- Запишем слово КОРАБЛЬ в тетрадь. Обозначим ударение, выделим безударную гласную. Эту гласную проверить нельзя. Запомните, как пишется это слово.
- А вы любите путешествовать?
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай поднимем парус и прямо в океан!
Ведь и для нас осталось ещё немало стран
Пока что не открытых или давно забытых!
Дорог в морях немало – смелее у штурвала!
Звучит музыка (шум моря).
- Я надеюсь, что вы приложите все усилия и ваша дружба, взаимопомощь помогут нам достигнуть цели.
Минутка чистописания
Разминка для пальчиков (поднимаем парус, начинаем вращать штурвал).
- Начинаем наше путешествие по Орфографическому морю. На море небольшое волнение, как в этих строчках.
лЛлмМмлЛлмМм- И вам мои пожелания. Прочитайте пословицу.
Большому кораблю – большое плавание.
- Объясните смысл пословицы.(Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать большие возможности, чтобы он мог и дальше их развивать и достигать успехов).
- Какое задание можно выполнить с этой пословицей в соответствии с темой урока? (Найти слова с проверяемой безударной гласной).
- Выполним это задание.
Большому кораблю – большое плавание.
- Повторное чтение пословицы.
- Запишите пословицу по памяти
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте карандашом у своего товарища.
Взаимопроверка.
- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.
Работа по теме урока
- Мы путешествуем по Орфографическому морю.
1. Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр. 103 упр. 274
Задание: выписать слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Нужно подобрать проверочное слово.
Комментирование письмо, по цепочке.
Письмо – пишет, осенний – осень, зима – зимы, снегирь – снег, тропа – тропы, сосна – сосны, малыш - маленький, дерево – деревья.- Составьте с любым из слов предложение.
- Молодцы! На таком корабле, да с таким экипажем можно путешествовать по любому океану.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Дифференцированная работа учащихся.
- Продолжаем путешествие. Читаю текст с доски.
Ветер на м.ре гуляет
И кораблик подг.няетОн б.жит себе в в.лнахНа раздутых п.русах.
- Какое задание вы хотели бы выполнить с данным текстом?
- Какое задание вы предложите выполнить в соответствии с темой урока? (Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово).
Задание: списать текст с доски, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.
Работа на карточках. (Задание для сильных учащихся).
Задание: списать предложения с жёлтой карточки, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.
Остров на м_рел_жит, град на острове ст_ит.
Под _кномГвидонс_дит, молча на м_регл_дит.
И в лазоревой д_липок_зались корабли.
С башни князь Гвидонсб_гает, д_рогихг_стейвстр_чает.
Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят.
Месяц подк_сойбл_стит, а во лбу зв_здаг_рит.
Проверка списывания с доски и самопроверка (проверяют по зелёным карточкам).
- Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок.Оценивание.
- Кто догадался, отрывки из сказки какого поэта помогали в нашей работе? Как называется эта сказка?
- Какие произведения А.С.Пушкина вы знаете? (Обращаю внимание на сказки А.С.Пушкина с рекомендацией прочитать, рассмотреть иллюстрации).
3. Работа в группах.
- Под парусами вьются яркие флажки. В каждом из них задание для бригад экипажа. Готовим сообща, рапортует один.
Задание: определить смысловую связь между парами слов. Обоснуйте выбор другой пары.
Море – шторм
Пустыня – (песок, солнце, жара, буря)
Рыба – сеть
Муха – (комната, жужжит, паутина, решето)
Проверка.
Подведение итогов урока
- В завершении нашего путешествия по огромному Орфографическому морю ответьте на вопросы:
Над закреплением какой орфограммы мы работали?
Как проверить написание слов с безударной гласной в корне?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке.Выставление оценок.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - «настроение» в виде смайлика).
Домашнее задание (на карточках: лодки и парусники).
- Предлагаю выбрать для себя задание. Кто уверен в своих силах и может отправиться в плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня.Кто сомневается в своих силах, выполняет задание 1 уровня и оправляется в самостоятельное плавание на лодке.
1 уровень – в учебнике стр. 103 упр. 276
2 уровень – выписать из художественной литературы 2 четырехстишия и выполнить задание в соответствии с темой урока (выделить безударные гласные, подобрать проверочные слова).
Рефлексия
- Оцените свою и мою работу на уроке (у учащихся карточки, выбрать подходящий ответ).
1. На уроке я работал Активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я Доволен / не доволен
3. Урок для меня показался Коротким / длинным
4. За урок я Не устал / устал5. Моё настроение Стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был Понятен / не понятен
Интересен / скучен
Легким / трудным
7. Домашнее задание Интересно / не интересно
- Огромное спасибо вам за сотрудничество.
- Урок окончен.