Конспект урока по русскому языку по теме: « Представление об орфограмме. Проверяемые и не проверяемые гласные» (2 класс)
Конспект
открытого урока
по русскому языку
по теме: «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые гласные»
во 2 классе
МБОУ «Вишенская СШ»
Учитель: Загребельная Э. Р.
Урок русского языка 2 класс.
Тема: «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые гласные»
Цели урока:
создать условия для формирования навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала.
Личностные УУД:
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-осознание практической значимости изучаемого материала;
-освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).
Познавательные УУД:
-освоение способов решения проблем поискового характера;
-овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;
-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
-организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;
-понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
-использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;
-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
-участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями,
-организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Оборудование: карточки для групповой работы и работы в парах.
Ход урока:
I Организационный момент.
Вы умные? (умные)
Вы дружные? (дружные)
Вы внимательные? (внимательные)
Вы старательные? (старательные)
Вы учиться любите? (любим)
- Пожелайте друг другу успехов и скажите: «Я буду внимательным! Я буду старательным! Я буду думать, размышлять и у меня все получится!»
II. Минутка чистописания
На доске:
Запишите следующие буквосочетания в одну строку:
глас - е – ны со – ны – е – глас
грам – ор – мы – фо - Какие слова здесь спрятались? Запишите их красиво в тетради на новой строке.
- Как вы думаете, почему именно их я предложила для минутки чистописания?
- Определите тему нашего урока.
III. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
- Какие бывают гласные? (Ударные и безударные)
- Ребята, как вы думаете, мы будем работать с ударными гласными или с безударными? Почему? (С безударными гласными, т.к. ударные гласные не вызывают сомнений)
- А для чего необходимо работать с безударными гласными? (Чтобы писать без ошибок)
Сведения о языке.
- Как мы называем опасное место в слове, когда сомневаемся в написании?
Прочтите в учебнике на стр. 109 сообщение мудрой совы.
Работа в парах. (карточки)
- Разделите слова на две группы. Подчеркните одной чертой слова первой группы, двумя – слова второй группы.
Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки
петух лисица
заяц слоны
корова стрижи
медведь зверьки
- По какому признаку вы разделили слова?
- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Проверяемые и непроверяемые безударные гласные)
IV Работа по теме урока. Развитие орфографических умений
1. Словарная работа.
- Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной по вариантам. I вариант выпишит слова с гласной – о, II вариант – с гласной е:
С_рока, пч_ла, с_нтябрь, ябл_ня, в_тер, с_хар, б_реза, с_бака, л_гушка, сл_ниха, н_ябрь, р_бята.
Взаимопроверка по словарю.
- Для того чтобы работать со словарём, что нужно знать? (алфавит)
2. Работа со словарным словом
- Ребята, отгадайте загадку:
Эта ягодка лесная
Нам лекарство заменяет –
Если вы больны ангиной
Пейте на ночь чай с … (малиной)
- Как вы думаете, почему малину назвали малиной?
Чтение рубрики «Странички для любознательных» с. 106
- Составьте и запишите предложение с этим словом.
V. Физминутка для глаз (с3. Работа с опорными словами к правилу.
На доске:
Безударная
Сомнение
Слабая
- Подберите к этим словам антонимы. Что такое антонимы? (Ударная, уверенность, сильная)
- Попробуйте сформулировать правила по опорным словам.
(Безударная гласная вызывает сомнение, т.к. стоит в слабой позиции.Нужно сделать безударную ударной, чтобы писать уверенно, т.к. она будет в сильной позиции.)- Давайте проверим, работает ли составленное вами правило? Приведите примеры.
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты немедленно ее ставь под ударенье.
- Какими способами? (Уменьшительно-ласкательное значение, один-много, много-один, слово «нет», подобрать однокоренное слово)
- Что поможет подобрать однокоренные слова? (корень слова)
4. Игра «Третий лишний»
- Какие слова называют однокоренными?
- Подберите однокоренные слова с корнем –лес-, с корнем -лет- и с корнем -смел-.
- Какое слово лишнее и почему?
Лесник летит храбрец
Леска летчик смельчак
Лесной летний смелость
VI. Обобщение и систематизация изученногоРабота в группах
- Попробуйте выстроить алгоритм исправления ошибок.
опасное место с безударной гласной,
изменение слова или подбор однокоренных слов
выбор орфограммы (проверяемая или непроверяемая)
применение способов проверки или словарь
Знайка премой дарожкой бижит,
а Незнайка на пичи лижит.
Незнайка многому удевляется.
- Как понимаете смысл пословиц?
- Найдите ошибки. Подберите проверочные слова. Если слово нельзя проверить, вспомните какую непроверяемую гласную напишите. В случае затруднения обратитесь к словарю.
- Подберите свою пословицу.
(Ученье - свет, а неученье – тьма; Без труда не вытащишь рыбку из пруда; Делу – время, потехе – час.)
VII Итог урока. Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Что такое орфограмма?
Домашнее задание с .108 упр. 172