Казахское ханство в первой трети XVIII века.
План-конспект
Предмет: История Казахстана
Класс 8
Тема: Казахские ханства в первой трети 18 века, внешнеполитическая ситуация и внутреннее положение.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: традиционный
Цель урока: Знакомство учащихся с внутренним и внешним положением Казахского ханства в первой четверти 18 века
1. Образовательная:
-Дать знания о политических событиях, а в частности познакомить с деятельностью хана Тауке 2. Развивающая:
-Развивать внимание, память, мышление 3. Воспитательная:
-Разъяснить детям, что нужно охранять землю Казахстана, которая досталась нам в наследство от предков, отстоявших ее в результате долгих войн, страданий и борьбы.
Методы обучения: методы устного обучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый метод.
Оборудование: доска, тематическая карта.
Основные понятия: джунгары, империя, колония, курултай, сепаратизм, хунтайджи.
Структура урока:
Орг.момент
Подготовка к восприятию
Изучение нового материала
Осмысление и закрепление знаний
Д/З
Подведение итогов.
Ход урока:
Орг. Момент: Здравствуйте дорогие ребята! Приготовьтесь к уроку.
Подготовка к восприятию:
На прошлом уроке мы с вами повторили пройденный материал в 7-м классе.
Сегодня переходим к изучению новой темы. Итак, открываем тетради и записываем число и тему.
Тема нашего урока звучит следующим образом: Казахские ханства в первой трети 18 века, внешнеполитическая ситуация и внутреннее положение. Записываем план урока. То, что мы с вами должны сегодня рассмотреть.
План урока:
Внутреннее положение казахского ханства
Внешняя политика хана Тауке в начале 18 века
Начало разобщённости в Казахском ханстве
Усиление внешней угрозы
Набеги джунгар на территорию Казахстана
Попытки организации казахами сопротивления
Вооружение казахов
Воинские обряды
1. Когда в Казахском ханстве правил Тауке хан (1652-1715) царило спокойствие, соблюдались законы. Казахский народ получал свою тамгу и родовые метки. Соблюдалось внутреннее единство. Тауке хан создавая такую политику был известен в истории и как правитель, создавший свод законов «Жеты жаргы». Активно действовал совет из числа биев – Толе, Казыбека, и Айтеке. Ставкой хана был город Туркестан. Время нахождения у власти Тауке исследователи связывают с «золотым веком» К.Х. Тауке удалось заключить военный союз с киргизами и каракалпаками. Этим он приостанавливает набеги джунгар на территорию Казахстанана. Он направлял в Россию посольства, чтобы заключить союз для борьбы с внешними врагами. У Тауке была мощная армия, тысячи своих воинов. Он был удостоен почетного звания батыра. 2. Начало 18в было временем захвата империями новых колоний. И естественно в условиях внутреннего разлада К.Х становиться объектом особого интереса со стороны в частности России, Китая. Россия стала строить линии военных укреплений на границе казахских кочевий, от внешних врагов. Так за 1716-1720гг на правобережье Иртыша были построены цепь военных крепостей: Омская, Железинская, Ямышевская, Семипалатинская, Усть-Каменогорская. Между ними стали возводиться укрепления – редуты и форпосты. В это время на каз совершались частые набеги калмыки, башкиры, казаки. С юга казахов теснили правители среднеазиатских государств, с юго-востока джунгары. Сильная угроза была со стороны Джугарии. Война из-за пастбищных угодий. В 1697г во главе джунгарского ханства становиться Цеван Рабдан (1663-1727).
В 1698 году джунгарская армия совершила набег на кочевья Старшего жуза. Наиболее кровопролитные вторжения джунгарских войск произошли в 1710 и 1717 джунгары захватили часть Семиречья. Джунгария представляла и угрозу для таких стран как Россия и Китай. Со стороны казахов созван курултай в 1710г в Каракуме – создать всеказахское ополчение. Абулхаира избрали ханом Младшего жуза. Война шла с переменным успехом.
3. Приемником Тауке стал Каип который не смог сохранить былого могущества казахского государства. Началась борьба за власть в степи кризис традиционного казахского общества. Во всех казахских жузах стали появляться келты ханы – мелкие ханы. Укреплялись позиции Абулхаира в Младшем жузе. Авторитетом пользовались султаны Барак, Абулмамбет, Батыр. 4. В начале 18 века в том чтобы сделать Казахское государство своей колонией были заинтересованы Российская империя и Китай. С юга казахов теснили и правители среднеазиатских ханств, с юго-востока – воинственные джунгары. Ситуация была сложная.
5. Фактическая угроза над Казахстаном нависла со стороны могущественного Джунгарского государства. Джунгарские хунтайджи часто предпринимали активные попытки захвата территории Казахстана. Борьба между казахскими и джунгарскими владетелями продолжалась многие годы. Поэтому казахи не случайно называли джунгар «ата жау» (враг моих предков). В основе конфликтов между двумя кочевыми государствами лежало соперничество из-за пастбищных угодий.
В 1697 году во главе Джунгарского ханства встал молодой и энергичный правитель Цэван Рабдан. За короткое время он укрепил военно-политическую мощь своего государства. Начало своего правления он ознаменовал крупным вторжением на территорию Казахстана. Так, в 1698 году 40-тысячная джунгарская армия совершила опустошительный набег на кочевья Старшего жуза. Враг предпринимал военные походы на кочевья соседей и в последующие годы.
Благодаря численному и военно-техническому превосходству вражеские войска захватили часть Семиречья. Джунгарское ханство превратилось в сильное государство и опасного врага не только для Казахского ханства, но и для стран Средней Азии. Джунгария представляла серьезную угрозу и для таких крупных стран, как Россия и Китай.
6. Ребята, 1-й ряд разбирает 6 подпункт. 2-й ряд 7-й подпункт, и 3-й ряд разбирает 8-й подпункт. Затем вместе рассмотрим.
Закрепление:
Для того, чтобы закрепить тему нашего урока, вам даётся задание:
Закончите предложение:
Тауке-хан был известен как правитель создавший свод законов …..
Хан Тауке в распоряжении имел…..тысяч воинов
В 18-м веке большую угрозу для казахского государства представляли.....
С целью объединения трёх жузов в 1710 году был созван……..
В 18-м веке к кризису казахского ханства привела смерть……
Итак ребята, передаём листочки.
Д/З
На дом §1, знать понятия новые, даты. Пересказ.
Подведение итогов.
Итак, ребята, давайте подведём итог. Что вы узнали сегодня на уроке?
Молодцы!
Оценки за урок.
Урок закончен, до свидания!