Программа элективного курса Деловая речь. Деловое письмо (9 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»
Параньгинского района Республики Марий Эл
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор школы
___________ ( Дождикова Л.Н.) _____________(Ахатов Ф.Н.)
Программа элективного курса
"Деловая речь. Деловое письмо»

Сроки реализации - 2014– 2015 уч. год
Разработал учитель русского языка и литературы
Малинкина Римма Николаевна
Элективный курс
«Деловая речь. Деловое письмо»
Пояснительная записка
До сир пор школа мало занималась проблемами социализации личности, ее социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен.
Оканчивая школу, учащиеся зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного сочинения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, докладную и объяснительную записку, доверенность, расписку.
Данная программа не дублирует содержание образовательного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников, которые предусматривают знакомство с основными жанрами.
Цель элективного курса – познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.
Учащиеся, изучающие данный курс должны
знать:
- нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать;
- нормы и правила делового общения;
- требования, предъявляемые к разговору по телефону;
- композиционные модели деловых бумаг
- основные требования к языку деловых бумаг и документов;
уметь:
- вести телефонный разговор;
- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 9 класса общеобразовательных школ.
Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.
Формы контроля: составление деловых бумаг, тест, презентация деловой беседы.
Учебно-тематический план
№ п\пТема Кол-во часов Виды деятельности учителя и учащихся
1. Служебная этика и служебный этикет 2 Наблюдение над тестом, ответы на вопросы, решение речевых ситуаций, дискуссия.
2. Этикет деловой речи. Особенности делового общения. 2 Решение речевых ситуаций, ролевые игры.
3. Виды делового общения 2 Анализ текста, составление памяток «Структура деловой беседы», «Структурные элементы деловых переговоров», «Основные элементы композиции разговора по телефону», ролевые игры, моделирование речевых ситуаций.
4. Деловой стиль письменной речи. 2 Упражнения на замену в тексте одних средств другими, функционально близкими, подстановку стилистически подходящих, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент)
5. Деловые бумаги: жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование. 5.1 Типы документов 1 Составление плана лекции учителя, сопоставление текстов.
5.2 Документирование информационно-справочных материалов 2 Работа с текстами-образцами, составление документов.
5.3 Требования к оформлению частных деловых бумаг. 2 Сопоставление текстов, составление документов, их анализ.
5.4 Современное деловое письмо 1 Работа с текстами-образцами, составление деловых писем, их анализ.
5.5 Основные требования к языку деловых бумаг и документов 2 Редактирование, установление типичных ошибок в языке деловых бумаг.
6 Зачёт 1 Презентация деловой беседы, деловых переговоров, защита составленных деловых бумаг и документов, текст.
Список использованной литературы:
Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М., 1994
Веселов П.В. Служебный телефонный разговор // Русская речь.- № 5 - 1971
Веселов В.П. Служебная телеграмма // Русская речь. - №3. – 1990
Кохтев Н.Н. Риторика: учебное пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. – 3-изд. испр. и доп. – М.: Просвещение, 1997.