Конспект урока литературы в 10 классе В поисках смысла жизнипо произведению Л.Н.Толстого Война и мир


Тема: " В поисках смысла жизни по роману Л.Толстого "Война и мир"
Цель:
* выяснение сущности смысла жизни;
* выявление самоопределения толстовских героев;
* развитие творческих способностей, актерского мастерства;
Оборудование: магнитофон, кассета с записью вальса, портреты героев, кодоскоп.
Литература: Арденс Н.Н. Творческий путь Толстого. М.: 1962.
Громов П. "Диалектика души " в романе "Война и мир" - Литература; 1977.
Оформление доски:
высказывание Сенеки: " Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание",
высказывание Паскаля: "Горе людям, еще не знающим смысла жизни", высказывание Л.Толстого: "Нынче всю ночь думал о смысле жизни".
При подготовке к уроку: учащиеся выбирали роль с объяснением выбора, излагая выбор в форме лингвостилистического анализа.
Ход урока:
Организационный момент.
Театральная постановка
Под музыку вальса входят участники бала ( роли распределены заранее), исполняют вальс. Под музыкальное сопровождение учитель произносит:
- Прозвенел третий звонок…Прошелестел занавес…На зрителя пахнуло особым воздухом кулис…На подмостки вышли персонажи спектакля…
- Представьте, что я - режиссер и по сценарию в этом месте сцены
должен начаться диалог между персонажами.
Обращение к танцующим:
- Спасибо, господа, займите свои места.
- Итак, перед режиссером стоит вопрос: каким содержанием должен быть наполнен диалог? о чем будут говорить персонажи?
III. Проблемное начало урока.
- Перечитав дневники Л.Толстого, изречения лучших представителей человечества, стало понятно, что волновало людей во всех поколениях и без чего вы , как актеры, не можете обойтись, исполняя роли в спектакле.
- Обратите внимание на изречения, выписанные на доске. Постарайтесь предопределить тему, на основе которой я, как режиссер, буду строить диалог?
- Верно. Смысл жизни, поиск смысла жизни - вот тема диалога и нашего урока.
- Запишите в тетрадь тему урока и эпиграф - слова любого из философов
IV. Введение в тему.
- Тема урока выбрана не случайно. Наиболее важным, по мнению многих психологов, для вашего возраста, возраста ранней юности, является интерес к самоопределению, то есть понимание и поиск смысла жизни.
- Послушайте мнение психолога Мудрика В.: " Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживаниями. Открытие себя как уникальной личности неразрывно связано с открытием мира, в котором предстоит жить. Девушки и юноши начинают задаваться вопросами: "Кто я?". "Какой я?", "каков мой жизненный
идеал?", "Что я должен сделать, чтобы и я сам и окружающий мир стал лучше?"
- На уроке предстоит выяснить: в чем заключается смысл жизни, определите смысл жизни толстовских героев для умелого вхождения в роль по нашему сценарию.
V. Вхождение в роль.- В театре элементом серьезной работы является "работа за столом". Этот этап работы хочется назвать: " Я претендую на роль…" Прошу каждого представиться и обосновать выбор роли.

Выступления учащихся по схеме.
План высказывания. Аргументация.
Вступление - мотивация: почему выбрана эта роль?
Основная часть: каким я представляю себе героя: а). доказательства и примеры социального положения, отношение к людям, как это проявляется в речи, манере.
б). представление о внешнем облике персонажа;
в). речевая характеристика.
3. Вывод. Речевые конструкции.
Интерес к персонажу…, считаю обоснованным …, мои возможности…;
Во-первых., прежде всего это проявляется…. об этом свидетельствует…,
Внешний облик персонажа…, на мой взгляд…. описание портрета может быть дополнено…;
Реплика героя подтверждает…, подтекст этих слов таков….;
Вот почему…, таким образом….
Вывод этапа:
- По вашим выступлением стали понятными слова Ключевского В.О. "Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров". Наш спектакль не будет скучным.
VI. Теоретическое оснащение урока:
- Прежде чем предстоит выяснить смысл жизни каждого героя, роль которого вы будете играть, необходимо установить сущность значения словосочетания "смысл жизни".
- Используя информацию на карточке № 1 , попытайтесь создать схему механизма смысла жизни. разработанную Божович
Карточка № 1
Психологические механизмы смысла жизни.
Проблема определения механизма смысла жизни в отечественной психологии наиболее полно и глубоко была рассмотрена Л.Божович. Она неоднократно указывала на ранний юношеский возраст (15-16 лет) как
период поиска смысла своего существования. то есть смысла жизни. В механизм осмысленности жизни входят:
Ценностные ориентации - элементы структуры личности, выражающие суть нравственности.
Ценности - обобщение представлений людей о целях и нормах поведения, воплощающие исторический опыт, смысл культуры определенного общества.
Цель в жизни;
Идеал - совокупность норм поведения, иногда этот образ воплощает наиболее ценное представление;
Жизненный план - укрупнение целей, которые ставит перед собой личность;
Результативность жизнь - оценка пройденного отрезка жизни;
- И понятия, и вопросы составляют ценностно-смысловую природу понятия "смысл жизни"
VII. Понимание смысла жизни героями (выступления учащихся).
- Лев Толстой перед читателями ставил главную воспитательную задачу: нравственное развитие. По мнению Толстого, нравственное совершенствование не просто возможно, а является единственным способом нахождения смысла жизни, достижения добра и справедливости. Толстому важно было, чтобы читатель прошел вместе с героями путь духовных исканий.
- Вам необходимо проанализировать, каковы ценностные ориентиры героя, его цели в жизни, идеалы, планы? В чем заключается смысл его жизни?
Вывод этапа: определив жизненное кредо героев, наполняем свой сценарий пониманием роли.
VIII. Театральная постановка.
- Как режиссеру разрешите поручить начало разговора Наташе Ростовой. Необходимо говорить только одну фразу: в чем заключается для вас смысл жизни?
-Во время исполнения танца, которым начинался урок, необходимо каждому из героев произнести эту фразу в такой последовательности:
Наташа - Элен - Андрей - Пьер - Мари - Анатоль - Николай
( учащиеся исполняют вальс, произнося сформулированную фразу)
IХ. Итог урока.
- Благодарю. Конечно, всем понятно, что любая сцена спектакля будет смотреться и оттачиваться. отшлифовываться актерами поэтапно. Поэтому наше действие было лишь импровизацией, но считаю, что такая рабочая репетиция. Все дело в актерском мастерстве.
- Закончить урок позвольте словами Дм. Лихачева: " В чем смысл жизни? Вопрос труднейший, глобальный. Может быть, самый главный и мучительный из всех вопросов, над которыми бились лучшие умы человечества. Можно ли ответить на него в нескольких словах?
Нет. Мне кажется, любой из нас в любую минуту своей жизни должен быть готов в меру своих сил ответить на этот вопрос".