«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Преподобный Сергий Радонежский».


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей имени Героя России Веры Волошинойд.Головково, Наро-Фоминского района,Московской области
Методическая разработка урока по ДНК
для учащихся 8 класса
по теме: «Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Преподобный Сергий Радонежский».
Выполнила:
учитель ДКП
Пожидаева М.Е.
Тема учебника ДКП: «Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь.»Цель урока:
- дать знания о феноменах христианской православной культуры ХIV века на землях южного Подмосковья;- показать в ее контексте исторические события ;- дать знания о святых, объектах духовной культуры, связанных с их именами;- показать взаимосвязь исторических событий и их отраженность в жизни исторических личностей и объектах духовной культуры;- раскрыть духовные добродетели:святость.святой,святыня.
- прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества (Слайд №2)
Средства:
- материалы и иллюстрации учебника ДКП (стр. 101-111);
-мультимедийный диск : «Религиозная энциклопедия»,проект«Мир.Человек.Слово» Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2.
- мультимедийный диск с учебно-методическим комплексом для общеобразовательных учреждений Московской области.
- Отрывки из мультфильма «Куликовская битва».
- интернет ресурсы.
Задачи урока:
- вывести ребят на самостоятельный уровень осмысления проблемы;
- организовать групповую работу по принципу «диалога мнений»;
- пополнить словарь духовной лексики учащихся;
- научить ориентироваться в духовных категориях;
- закрепить знания, полученные на прошлых уроках (Слайд №3)
Оборудование: 1.Карта Московской области;2.Компьютер;3.Проектор4.Экран.
Ход урока:
Учитель:
- Ребята, здравствуйте. Садитесь, пожалуйста.
Обучающиеся просматривают отрывок из мультфильма о встрече московского князя Дмитрия с Сергием Радонежским и прослушивают текс их беседы. (Слайд №4)
Учитель:- Как вы думаете ребята, о каком святом человеке сегодня мы будем с вами говорить?
Ученики: Сергий Радонежский!
Учитель: Правильно. Сегодня нам предстоит новое увлекательное путешествие во времени и пространстве. Сегодня мы пройдем новым маршрутом нашего духовного краеведения.
План урока:
1.Варфоломей.
2. Преподобный Сергий Радонежский и Московский князь Дмитрий Донской
3. Троице-Сергиев монастырь.
4. Преподобный Сергий Радонежский и его ученики.
Проблемные вопросы для обсуждения:- Какова роль преподобного Сергия Радонежского в духовно-нравственном развитии России ?2.Рассказ из русской истории о Московском князе Иване Даниловиче Калите, преподобном Сергии Радонежском. С чем вошли они в историю духовной культуры?
(С.133-135.)
Се́ргий Ра́донежский,игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея Руси чудотворец (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года или май 1322 года[— 25 сентября 1392 года) — монах Русской церкви, преподобный, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
Сергий по просьбе братии вернулся в Свято-Троицкий монастырь, оставив в Благовещенском монастыре игуменом своего ученика Романа. Но и после этого он предпринимал, согласно Житию, пешие переходы по Русской земле. Хотя Варфоломей воспитывался в семье воина и дипломата боярина Кирилла, в детстве и в отрочестве ходил в ночное, и стало быть, рос искусным наездником, но, став иноком, он никогда не попирал Святую Русскую землю копытами коней, колёсами или полозьями, а двигался на своих двоих с монашеским посохом, с помощью которого он при необходимости мог бы увещевать лихих или диких или одичавших зверей и людей. Дважды — в 1358 и 1363 — он ходил в Ростов мирить ростовских князей с Москвой. В 1365 году Борис Константинович захватил Нижний Новгород, оставшийся после третьего, умершего брата, и не хотел уступать его своему старшему брату, Дмитрию Константиновичу. Дмитрий обратился с жалобой на Бориса к жениху своей дочери великому князю Московскому Димитрию Ивановичу и к митрополиту Алексию, который в малолетство и отрочество великого князя (родившегося в 1350 году) до его 15летия был правителем государства. Великий князь и митрополит послали бы кованую рать, чтобы заставить младшего брата Бориса удовлетворить требования Дмитрия Константиновича, но в Нижний Новгород к Борису направился преподобный Сергий Радонежский с вежливыми людьми в рясах, которые после отказа Бориса уступить город затворили в Нижнем все храмы. Под угрозой восстания нижегородцев, которые не могли ни крестить детей, ни хоронить умерших, ни венчаться до рождения детей, зачатых, например, на Ивана Купала, после присоединения московского отряда к войскам Дмитрия Константиновича Борис всё же уступил без кровопролития. На обратном пути Преподобный основал Георгиевскую пустынь на Клязьме. Дмитрий Константинович, выдав дочь замуж за Дмитрия Ивановича Донского, от великого владимирского княжения, по крайней мере, до своего союза с Мамаем после поражения от него на реке Пьяне, отказался. Но этого не сделал тверской князь Михаил Александрович. Женатый на его сестре Ольгерд для защиты притязаний своего шурина три раза совершал походы на Москву, в ходе двух из них осаждал Кремль. Но затем, после того, как по благословению митрополита Алексия Дмитрий в 1371 году ездил в Орду, получив там ярлык на великое владимирское княжение, Ольгерд и Михаил Александрович чудесным образом отказались от претензий Михаила на великое владимирское княжение. Считают, что умиротворению великих князей литовского и тверского и женитьбе старшего после Дмитрия Ивановича в роде московских князей Владимира Андреевича Храброго на племяннице Михаила Александровича Елене Ольгердовне, в результате чего по лествичному праву она должна была стать великой княгиней московской, содействовал Преподобный Сергий. В 1385 году он окончательно примирил Дмитрия Ивановича Донского и Олега Ивановича Рязанского, сын и наследник которого женился на дочери Дмитрия. С тех пор с 1385 по 1521 год, когда Рязань и Москва объединились, они уже больше никогда не воевали друг против друга. Своими путешествиями преподобный Сергий Радонежский заложил основу такой страны, о которой Николай Гоголь скажет «Монастырь наш — Россия». Но, как отмечает В. О. Ключевский, многие ученики и собеседники и их ученики шли не на Север, а на Юг и Восток, где в борьбе со степью и с кочевниками также возводились монастыри-крепости с посадами при них и деревнями земледельцев вокруг них. Основывались учениками и монастыри в уже существующих городах, как повелось до Сергия, но таких было только 8, а пустынных, как подсчитал В. О. Ключевский, было 27. Однако Ключевский учитывал только выходцев непосредственно из Свято-Троицкой обители Сергия, собственно учеников, а если учитывать монастыри, основанные теми, кого Сергий наставлял и, случалось, как психотерапевт лечил и укреплял, как известно из биографии Кирилла Белозерского, то есть, тратил сил и времени больше, чем на собственно учеников — его собеседниками, а также их учениками, то таких монастырей современные историки насчитывают около 70. (Слайд №5)
Учитель:
-Почему христиане делали пожертвования на монастыри? О чем говорит эта христианская традиция? (Слайд №6)
Ученики: - Христиане делали пожертвования на монастыри чтобы писали иконы.- Ремонтировали здание или украшали здание новые строения.
- Развития духовности.
- Для распространения знаний о Боге и божественном учении.

Учитель:
Рассказывает о встрече Московского князя Дмитрия с преподобным Сергием перед Куликовской битвой. (Слайд №7)
«Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тоща прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься". Великий же князь ответил: "Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери". И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь.
Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя в нарушение устава православного монашества по благословению преподобного Сергия вышли иноки-богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. ( Слайд № 8) В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме Святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону.
Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: "Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог". Тогда князь великий Дмитрий и все войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: "Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени". Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство. Крестоносная хоругвь долго гнала врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и вклад большой в монастырь дал». (Учебник стр.104)
Задание: На карте России продолжаем отмечать святые места родной земли.
Учитель: Сегодня вы познакомились с новыми понятиями:
«Благотворители», «благоукрасители». (Слайд №9) Запишите их в тетради. «Благо», значит –добро. Так в христианской культуре назван Бог. Оба слова раскрывают смысл христианского делания (во всех сферах жизни) –творить во имя Бога, украшать во иславу Божию.
Троице-Сергиева лавра. (Слайд №10)
Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.
В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни.
В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр.
С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.).
В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.
К концу 1930-х годов некоторые памятники Лавры были частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды[44].
Первая комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры была создана ещё в 1918 году, однако проходившие под её наблюдением реставрационные работы были не систематическими, не существовало единого проекта реставрации. Инициатором и организатором планомерных реставрационных работ стал директор Загорского историко-художественного музея С. А. Будаев, заказчиком — Загорский музей, в 1938 году был приглашён молодой архитектор И. В. Трофимов. Ему было поручено, в развитие декрета 1920 года, подписанного Лениным, об обращении ансамбля Троице-Сергиевой лавры в музей, подготовить обоснованный доклад в Совнарком РСФСР о выделении средств на научную реставрацию памятников этого историко-художественного ансамбля. В последующие два года он подготовил справку об историко-художественном значении архитектурного ансамбля Лавры и программу его научной реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ, дефектные акты, описи работ и сметы по пятнадцати объектам. На основании этих материалов 1 февраля 1940 года было принято постановление Совнаркома, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. И. В. Трофимов был назначен научным руководителем и главным архитектором этих работ. Для их производства был организован специальный научно-производственный строительный участок и создан Учёный совет, утверждённый Государственным комитетом по делам искусств; на проведение запланированных работ правительством была выделена сумма в 6 млн рублей. Председателем совета был назначен архитектор академик И. В. Рыльский, учёным секретарём — В. П. Зубов, представителем от заказчика, Загорского музея, — архитектор Н. Д. Виноградов. В совет входили архитектор академик И. В. Жолтовский; инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических наук А. В. Арциховский; историк С. В. Бахрушин. В разное время в качестве консультантов приглашались академики А. В. Щусев и И. Э. Грабарь, с 1940 года осуществлявший наблюдение за реставрацией живописи; генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев; эксперты по прикладному искусству и живописи Н. Н. Соболев, Д. И. Киплик, Ф. Я. Мишуков; историки — А. Г. Новицкий и А. Г. Габричевский. Рабочих-реставраторов не хватало, и в 1945 году было открыто художественно-ремесленное училище с трёхлетней программой обучения, готовившее белокаменщиков, лепщиков, плотников и других мастеров реставрационных работ.
Ансамбль Троице‑Сергиевой лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому‑то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития.
В работе И. В. Трофимова принимал большое участие его отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления.
Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого Духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной церкви конца XVII в., Митрополичьих покоев, частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращённым из небытия (однако разборка трапезной XVII—XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно‑восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона.
После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент‑практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно с А. Г. Устиновым предложивший комплексный проект реставрации ансамбля лавры. В ходе реставрации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация продолжалась и в 1970-е годы — ряд объектов был воссоздан под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.
В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
В 1990-е и 2000-е годы ряду зданий была возвращена первоначальная окраска стен, отремонтированы кровли храмов, восстановлены росписи; масштабной реставрации подвергалась колокольня. Весной 2004 года на колокольню был поднят заново отлитый Царь-колокол, звон которого прихожане впервые услышали 30 мая того же года, в праздник Пятидесятница.
Рефлексия:
1.Почему Преподобного Сергия Радонежского называют святым?
2.Какая святыня связана с именем Сергия Радонежского?
Учитель: в начале урока перед вами стоял вопрос:Проблемный вопрос для обсуждения:
- Какова роль преподобного Сергия Радонежского в духовно-нравственном развитии России ?Мы на уроке нашли ответы на поставленный вопрос?
Ученики:
1. Хотя Варфоломей воспитывался в семье воина и дипломата боярина Кирилла, в детстве и в отрочестве ходил в ночное, и стало быть, рос искусным наездником, но, став иноком, он никогда не попирал Святую Русскую землю копытами коней, колёсами или полозьями, а двигался на своих двоих с монашеским посохом, с помощью которого он при необходимости мог бы увещевать лихих или диких или одичавших зверей и людей.
2. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и вклад большой в монастырь дал».
3. Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.
Домашнее задание:
Тема №7,с.100-111.
Прочитай на с.115 рассказ «Ученики преподобного Сергия» и ответь на вопросы с.116.
(Слайд № 11)
Используемая литература:
1. Азбука православного воспитания .-М.,1997.
2.Библейская энциклопедия. Репринтное издание 1891года. М.:Свято-Троицкая лавра,1990.
3. Ермакова С. О. Троице-Сергиева лавра. — Москва, 2004. — 270 с.
4.Комеч А.Н. Русские монастыри. История и культура (10-13 вв.). М.,2001.
5.Монастыри в окрестностях Москвы. М.,2004.6.Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья .Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных организаций Московской области. Издание 4-е.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2015.
7. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья .Методическое пособие для учителя . Издание 4-е.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2015.
8.Интернетресурсы : 1.Православный мультфильм о Куликовской битве youtube com.
2.Преподобный Сергий Радонежский youtube com.