Урок по обществознанию в 9 классе Мир человеческого общения


 Тема: Мир человеческого общения
Цели урока :1.Образовательная :  Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, и культуре общения, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.
2.Развивающая: Формировать навыки речевого общения.
3.Воспитательная : Воспитывать любовь и уважение к родному языку.
План урока:
1.Общение и формы общения
2.Язык и формы речи
3.Функции культуры общения
Тип урока: комбинированный
Методика обеспечения урока: учебник, доска, презентация.
Ход урока
I. Орг.момент: (объявление темы и цели урока)
II. Проверка домашнего задание:
1.Что вы понимаете под словом человек и культура
2.Какую роль играет культура в жизни человека
3.Почему необходимо быть культурным
III.Объяснение новой темы:
1.Как вы думаете, что такое общение?(совместная деятельность, обмен информацией, эмоциональный контакт)
2.Какое общение может быть?(деловое, личностное)
3.Для чего мы общаемся?
«Общение» - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или занимаются какой-либо практической деятельностью. Можно сказать, что общение с другими людьми - «обработка людей людьми». А можно ли сказать, что общение с самим собой - «обработка человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах говорил: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». Общение - это не только взаимоотношения, контакт между людьми, , но это и главное условие и способ существования и развития людей.
Люди всегда задумывались о сути общения. Давайте обсудим высказывания:
«Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком».
«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».
Антуан-де-Сент Экзюпери«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»
Ф. де Ларошфуко
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли»
А. П. Чехов
На каком из изречений вы хотели бы остановиться? Обоснуйте свой выбор.
Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Культура общения начинается с овладения родным языком. Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?
Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку. Так что же такое язык? Давайте послушаем притчу.
Притча. «Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Выделяются два вида общения вербальное (речевое) и невербальное (неречевое, жесты)
Функции вербального общения:
1.      Обмен информацией между людьми.
2.      Организация взаимодействия между людьми.
3.      Восприятие друг друга партнерами по общению.
Структура вербального общения
1.      Открытое - закрытое
2.      Монологическое - диалогическое
3.      Ролевое – личностное
Открытое общение - это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека. Закрытое общение - это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправданно в конфликтных ситуациях.
Монологическое общение - речь человека в форме монолога. Диалогическое общение - речь двух и более людей.
Ролевое общение - общение людей, исходящее из их социальной роли. Личностное общение - общение по душам.
Ребята, как вы считаете: к какой стратегии общения будет относиться:
а) разговор двух подруг (диалогическое, личностное, открытое)
б) общение начальника и подчиненного (диалогическое, ролевое, открытое/закрытое)
в) рассказ артиста со сцены своей автобиографии (монологическое, ролевое, открытое)
Тактика вербального общения
1.      доброжелательная позиция принятия собеседника
2.      нейтральная
3.      враждебная
4.      доминирование (общение "сверху”)
5.      общение на равных
6.      подчинение (общение "снизу”).
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации 38%, неречевое взаимодействие - 53%. Т.е. более всего информации при общении исходит от невербального канала, неречевого. Так, например, большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения. Выделяют интимную зону (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона.
Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.
Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.
Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п.
Давайте вернемся к нашим видам общения. Пусть сейчас выйдет представитель вербального общения и выведет с собой троих друзей. При вербальном общении не вся информация передается в сохранности, часть ее теряется. Мы с вами сейчас в этом убедимся благодаря игре, которая называется "Австралийские аборигены” (Приложение 1). Игра "Австралийские аборигены”. Один человек остается в классе, трое выходят. Оставшемуся пересказывают текст "Австралийские аборигены”, он запоминает его и пересказывает второму учащемуся, второй пересказывает третьему и т.д. Последний участник пересказывает текст всему классу.
Невербальное общение
1.      мимика - движение мышц лица;
2.      жестикуляция - жесты человека;
3.      пантомимика - изучает движения всего тела;
4.      таксика - прикосновения при общении: поцелуи, поглаживания, отталкивания, рукопожатия.
Мимика человека - движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Она дает истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Лоб, брови, подбородок, нос, рот, глаза - основные части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, печаль, удивление и т.д. Давайте сейчас проверим, так ли это: Давайте сыграем в игру "Пантомима” (Приложение 2). Я попрошу выйти представителя невербального общения и выбрать себе троих человек. Вы получите карточки с заданием, и вам нужно будет без слов, с помощью мимики показать написанное задание так, чтобы другие ребята угадали ваше задание.
Вы убедились, что жесты при общении несут много информации, каждое движение тела - определенный жест, их великое множество. В языке жестов, как и в языке слов, есть слова и предложения. Богатейший "алфавит жестов” можно разбить на 6 групп:
1.      жесты - иллюстраторы - жесты - сообщения, "вот такого размера”, "указывающий перст”
2.      жесты - биты ("отмашка”), движение руками, соединяющие воображаемые предметы;
3.      жесты - регуляторы - жесты, выражающие отношения к чему-либо говорящего (улыбка, кивок, направление взгляда);
4.      жесты - эмблемы - заменители слов или фраз в общении, например, "привет”, "пока”;
5.      жесты - адапторы - привычки человека, связанные с движением рук;
6.      жесты - эффекторы - выражающие через движения тела и мышцы лица, определенные эмоции.
Виды жестов ( Приложение 3):
1.      Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание.
2.      Жесты уверенности: раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол, пирамиду.
3.      Жесты нервозности, неуверенности: переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.
4.      Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, человек вцепился в подлокотники кресла.
5.      Жесты ожидания - потирание ладоней.
6.      Жесты отрицания - сложенные на груди руки, скрещенные руки, отклоненный назад корпус.
7.      Жесты расположения - прикладывание руки к груди, прерывистые прикосновения к собеседнику.
8.      Жесты доминирования - резкие взмахи сверху вниз, большие пальцы напоказ.
9.      Жесты неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд.
Повторение и закрепление материала.
IV.Домашнее задание. П.6, читать, приготовить примеры вербального и невербального общения