Доклад на тему Создание ситуации успеха и триумф ученика на уроке
Создание ситуации успеха и триумф ученика на уроке.
(Выступление на городском МО учителей иностранного языка 7 ноября 2008 г.)
Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает компенсаторное решение коммуникативных проблем, является для школьников, имеющих трудности в учении, защитой, средством, которое позволяет им отвлечься от негативной речевой практики в родном языке. Главное назначение иностранного языка - создание условий, способствующих устранению неуверенности школьников в успешности учебной деятельности, эмоциональных и поведенческих затруднений, а также позволяющих компенсировать трудности коммуникативного характера.
Эффективность формирования коммуникативной успешности у школьников повышается при включении их в учебное общение на основе создания ситуации успеха. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на занятиях по иностранному языку, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъем. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы еще раз пережить радость успеха.
Таким образом, ситуация успеха на занятиях по иностранному языку выполняет функцию коммуникативно-развивающей среды, которая определяется как особое состояние актов общения школьника с одноклассниками и учителем.
Ситуация успеха есть констатация произведенных ребенком плодотворных усилий и некоторого продвижения вперед в его персональной деятельности.
Говорить о пользе ситуации успеха для каждого ученика уже не приходится: этот вопрос хорошо освещается в литературе.
Организовать ситуацию успеха нетрудно.
Например, педагогический коллектив детского бассейна «Нептун» завел квалификационные книжки каждому ребенку, в которых регулярно отмечаются спортивные достижения юного пловца, какое показал время заплыва, какие обрел новые умения, что именно стало лучше получаться... Детям очень нравится заглядывать в книжку и прослеживать свои продвижения в овладении плаванием.
Аналогично такой книжке можно было бы нечто создать в курсе усвоения любой школьной дисциплины, так, чтобы наглядно выступали для ребенка его продвижение и явные успехи.
Первые шаги в таком направлении уже делаются. Педагог обращается к ученикам с серией вопросов и недописанных предложений, которые произносятся от имени самого ученика:
Как я работал на уроке?
- Что я хотел бы от себя на следующем уроке? Я мог бы еще...
Главным для меня было...
- Я хорошо работал и понял, что...
Мне было на уроке хорошо (плохо), потому что...
Помимо того, что учитель устанавливает обратную связь «дети - педагог», ему удается возбудить самооценку и проецирование собственной деятельности. Здесь же мы обнаруживаем и импульс для осознания ребенком своей успешности.
Триумф отличен от ситуации успеха тем, что признаваемый и публично провозглашаемый успех ребенка на уроке чествуется. Ситуация успеха призвана привести в движение внутренние психологические механизмы развития личности. «Триумф» же берет на себя более широкие задачи. Он есть фактор формирования гармонического сочетания ценностного отношения к собственному «Я» и одновременно к «Другому».
В свою очередь, только такая гармония уважения к другому человеку и уважения к себе как человеку становится основанием для формирования достоинства в качестве стержневого личностного качества. Обеспечивая такое сочетание, педагоги предотвращают индивидуалистические наклонности детей, успешно обучающихся, и низкую самооценку детей, пока не достигающих успехов в обучении. Ценность «Я» и ценность «Другого», признанные учениками, снимают все проблемы современного урока, такие, например, как нарушение дисциплины, грубость детей, насмешки над слабыми учениками, непослушание, агрессивность.
Создает триумф ученика на уроке тот, кто обладает этим философическим качеством, кому интересно становление человека в человеке и кто умеет радоваться продвижению в этом нелегком становлении.
Триумф - это форма публичного признания личностного успеха ребенка в контексте его персональной жизни, это особая педагогическая инструментовка достижений личности, позволяющая поднять статус ребенка в группе, утвердить его достойное социальное положение. Его организация имеет двойное педагогическое последствие
Первое складывается из личностных изменений ученика: повышается самооценка, укрепляется расположенность к людям, рождается уверенность в своих силах, инициируется энергия, развивается положительное отношение к познавательной деятельности.
Второе касается изменений групповых отношений: осваивается умение признавать успехи другого человека, принимается «Другой» как ценность, повышается психологический климат группы, протекает сопоставление достижений группы и достижений отдельного человека, возникает жажда группового признания, а группа становится референтной для каждого ученика.
Публичное признание личных достижений - момент урока, проживаемый каждым учеником.
Классической моделью организации групповой работы и триумфа личных достижений отдельной личности является танцевального ансамбль Игоря Моисеева: все хореографические номера создают по принципу последовательного триумфа каждого танцора. Весь танец - демонстрация танцевального искусства индивидуальности артиста.
И методику создания триумфа личности тоже разворачивает перед нами этот блистательный коллектив: если каждому предлагать часть общей работы, которую он лучше всего исполнит, то каждый член группы получает возможность проявить себя и пережить триумф.
Форма создания триумфа беспредельно индивидуализирова. Здесь надо только не забывать о разнообразии средств, которые можно и нужно (для такого разнообразия) использовать.
К ним относятся, в первую очередь, вербальные средства, созидающие похвалу, благодарность, восхищение, восторженное удивление, признание способностей, провозглашение достоинства личности ученика, присвоение звания на данный момент работы. Приведем несколько простых примеров:
Какое удовольствие мы получили от твоего выступления!
Не кажется ли вам, что мы могли считать, что у нас появился специалист по грамматике?!
Не менее важны мимические средства, сопровождающие речь, но и существующие как автономное средство: например, при полнейшей тишине удивление, восторг, радость, восхищение, дружеское участие.
Но чаще всего триумф организуется благодаря действиям: аплодисменты, поднятые ладони, открытые для ученика, рукопожатия, дружеское похлопывание по плечу, всеобщее вставание.
Не исключается и средство предметное, позволяющее продлить проживание триумфа: грамота, цветы, угощение, сувенир, блокнот, авторучка и другое. В некоторых классах существует традиционный символический предмет, вручение которого знаменует успех ребенка.
Наш строгий кот Василий просит тебя подойти, он желает пожать тебе руку... - приглашает учитель ученика к символической игрушке - участнице учебного процесса.
Но такую инициативу имеют право проявить и дети. Они могут заявить: «Василий протягивает свою лапу, чтобы пожать руку за хороший ответ...
Возможен письменный вариант триумфа: плакат, пожелания, поздравления, дружеское приветствие, - все то, что тоже служит некоторому продлению успеха ребенка во времени.
Духовное развитие учащихся позволяет педагогу внедрять форму учебного полномочия «трудное задание»: его возлагают по достижении большого успеха в работе. Говорят при этом: «Теперь можно поручать тебе сложные варианты задания» или «Все мы видим, что тебе по плечу трудные задачи».
Сравним два педагогических эпизода.
- Учитель говорит по завершении занятия: «Вы хорошо работали, поэтому вы получите вкусный пирог». Дети, забыв про урок, кричат «ура». Они радуются пирогу, отодвинув урок как объект переживания.
Учитель констатирует: «Нам удалось получить хорошие результаты благодаря усилиям всех, поэтому мы можем позволить себе приняться за более трудные задачи». На лицах детей удовлетворенность и достоинство. Пирог будет, но он станет восприниматься как отдельная автономная радость жизни.
Педагогически инструментованный триумф всегда возвышает человека и вдохновляет его на работу души и тела. Этим он отличается от обыкновенного поощрения («молодец!», «хорошо!»). Надо только помнить, что основанием для триумфа ребенка является его персональное продвижение в овладении наукой.
Как выглядит основание для триумфа ребенка?
Триумфа может удостаиваться каждый ребенок: нарисовал рисунок, создал художественные прикладные поделки, написал либо красиво прочитал стихи, удачно сформулировал положение, поставил вопрос принципиального значения, предложил красивое решение задачи, быстро выполнил работу, подобрал и привел удачный пример к какому-либо правилу, произнес остроумную шутку, разрядившую психологическую напряженную обстановку, совершил добрый поступок, выразил интересный взгляд на какое-то явление, увидел в простом нечто удивительное, написал интересное сочинение, проявил инициативу...
Профессиональная подготовленность к созданию триумфа прячется в профессиональном внимании.
Такие мгновения для растущей личности много значат. Судя по воспоминаниям взрослых, эти эпизоды запоминаются, всплывают в памяти как психологическая поддержка, укрепляющая веру в себя, добавляющая уверенности в собственных силах и, главное, в наличии достаточных способностей для успешной жизнедеятельности. Многие взрослые утверждают, что такого плана ситуация возвышения заставляла их напрячь все физические и психологические ресурсы, напряженно работать, а в дальнейшем данный стиль работы становился привычным и естественным для последующей жизни и определил их судьбу.
Отметим основные психолого-педагогические условия организации «триумфа личности» как элемента урока. Вот они:
педагог должен хорошо владеть педагогической техникой, чтобы его голос, мелодика речи и стилистика, пластика, мимика создавали образ отношения к успеху ученика; можно дискредитировать триумф при манерах чиновничьих, голосе административно-приказном; дети станут стыдиться организованного триумфа, если образа открытого и искреннего отношения учителю не удается создать;
триумф индивидуально дифференцирован, когда ребенка сравнивают с самим собою, а не с успехами других; отмечается личное достижение ученика, никак не допускается сравнение с более успешными или менее успешными учениками;
обязательно нужно, чтобы про успех ребенка узнали родители, им сообщения следует делать, рассказывая о триумфе, с помощью сравнительных прилагательных «лучше», «быстрее», «с большим удовольствием», «интереснее», «удачнее» и т.д. - ни в коем случае необольщая родителей преувеличением достижений ребенка, но и не обижая их снисходительностью тона;
необходимо прослеживать реакцию всех детей на организованный триумф их товарища, замечая детскую зависть, огорчение, недовольство, болезненно уязвленное самолюбие или радость за успех товарища и желание поддержать его в дальнейшей работе; эти профессиональные наблюдения чрезвычайно важны для поддержания каждого ученика, формирования у них адекватной меры притязаний;
триумф должен проживать каждый ребенок, а чтобы такое реализовать, надо внимательно вглядываться в личность, отмечая и выявляя личностную отличительность, способности, степень продвижения в овладении учебным материалом.
Очень важно сопоставление ребенка «вчера» и «сегодня». И недопустимо сопоставление ребенка с другим ребенком.
Вы помните, каким был Володя раньше? - обращается учитель к детям, выслушав выступление Володи. - Как он интеллектуально вырос! Как интересно слушать его, не правда ли?... Поздравим его с успехом и поблагодарим за удовольствие работать вместе с ним! - призывает учитель детей к аплодисментам.
Попутно заметим, что экспрессия здесь важна. Но мера ее зависит от характера учителя, пола, возраста, манеры, стиля, даже от учебного предмета, который он преподает. И от искренности учителя. Малейшая фальшь в голосе, пластике, лексике, мимике улавливается детьми, они смеются над беднягой-учеником, подвергающимся ироническим воздействиям учителя. Они не могут понять, почему их такое оскорбляет, не понимают, что в момент неискреннего использования приема воздействия педагог преобразует ребенка из субъекта в объект.
Перечисленные условия являются обязательными и требуют строгого их соблюдения. Нарушение преподносит педагогу искаженные воспитательные результаты в виде индивидуалистических наклонностей детей, болезненного самолюбия, завышенного уровня притязаний, ослабление усилий в учебной работе, нарушения элементарных нравственных норм поведения. Триумф опасен для персонального развития «триумфального» ребенка, если выпадает из системы воспитания всех детей, точно так же, как опасно отсутствие триумфа.
Есть ли возможности формирования достоинства в современном уроке?
Современный урок - это «свободный урок». Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.
Педагогу приходится работать с группой учащихся, учитывая при этом развитие индивидуальности каждого члена группы, невольно выходя на формирование отношения к другому человеку.
Создание комфортной ситуации на уроке способствует формированию положительного отношения к себе и одновременно к другому человеку, а в итоге, формированию положительной «Я-концепции». Создание ситуации успеха на уроке содействует становлению достаточно высокой самооценки.
В гимназии № 13 г. Пензы творческой группой учителей была разработана маленькая памятка в помощь педагогу, идущему на урок, с целью формирования образа достойного человека как продукта сознания и достоинства как качества личности.
Идущему на урок
выстраивать отношения на основе взаимоуважения, поддерживая роль каждого и всех в общем деле и содействуя восхождению их на уровень коммуникативной культуры «человек человек», а также восприятию другого и открытию другому своего внутреннего мира;
создавать условия для самореализации индивидуальности, используя ситуацию успеха и предлагая свободный выбор средств и способов взаимодействия;
наполнять урок содержанием, выстраивать его согласно содержательной ценности учебного материала (с позиции жизни человека на Земле);
выражать свободно свое отношение через мимику (выразительность, сдержанность, доброжелательность), пластику (поза открытая, без «замков», отсутствие острых предметов в руках), речевое поведение (тональность голоса умеренная, сохраняя доброжелательность и уважительность к собеседнику; обращение по имени, соблюдение правила «поднятой руки» и право «одного голоса» при общении), учитывая при этом, что главное - не поступок, а сам человек;
научать детей радоваться удачам как близких, так и малознакомых людей, а также сопереживать, осознавать целесообразность оказания помощи друг другу и необходимость благодарить за работу, приобщаясь к навыкам эмоциональной культуры;
использовать современные технологии прикосновения к личности, такие как «Я-сообщение», рефлексию, положительное подкрепление, этическую защиту и другие;
не забывать об элементарных правилах организованного взаимодействия на уроке, таких как:
обращение друг к другу по имени, обращение к учителю по имени и отчеству;
работаем все, работает каждый;
интересно мнение каждого, и радуют успехи каждого;
правило одного голоса и правило «открытой ладони»;
умение благодарить, умение принимать благодарность;
храня честь группы, оберегаем достоинство каждого.
Уважение к человеку - залог формирования достоинства, формирование достоинства - залог триумфа личности.
Беспокойство о повышении успеваемости, столь занимающее профессиональные умы и сердца учителей школы, должно быть снято, а внимание перенесено на развитие у каждого школьника человеческого достоинства как личностного качества. Оно и обусловит гарантированность успешной учебной работы школьника. В свою очередь, достигнутый успех, поддержанный педагогом и инструментованный как триумф личности, становится движущей силой учебно-познавательной деятельности и общей учебной работы школьника. И только так (в корне вопроса) решается проблема пресловутой лености, неспособности, недисциплинированности или безответственности детей, которые якобы «не хотят учиться».
Приглашаем коллегу-учителя произвести анализ собственного поведения или профессиональной работы: каково самочувствие при большом успехе? А каково то же самочувствие, если успех признается всем коллективом и красиво обставлена публичная форма такого признания?!
Мысленно ставя себя на место ученика, анализируя свое состояние в условиях успешной либо неуспешной деятельности, педагог не забудет о создании триумфа личности для каждого ученика. И станет проживать свой профессиональный триумф, видя счастливых, умных учеников.
15