СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей филологического цикла 07.11.2016г. учителя английского языка
Романько Татьяны Александровны на тему:
«СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
Хотелось бы отметить, что ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуверенность в собственных силах и, соответственно, достичь хороших результатов в учебной деятельности.
Создание ситуации успеха - это создание учителем у каждого ребёнка положительных эмоций в отношении учебного предмета в целом и каждого урока в частности.
Именно эти положительные эмоции являются важнейшим стимулом для достижения ребёнком значительных результатов в учёбе.
В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задача сделать его более доступным и интересным для каждого ученика.
На уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость успеха. Естественное или реальное общение должно являться органичной частью урока иностранного языка.
Общение на уроке:
А) Естественное (реальное):
-официальное (I am on duty today. Can I go to the blackboard?)
-личное (Happy birthday! Are you ill?)
Б) Смоделированное:
-в вероятных учебных ситуациях (Buying some food)
-в невероятных учебных ситуациях (Astronauts meet aliens and tell them about life on the Earth).
Реальное общение в классе необходимо постоянно стимулировать
Необходимо:
языковое окружение,
постоянный мониторинг,
ситуация успеха
Потенциал реального общения огромен и не ограничивается изучением единиц классного обихода.
Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи.
Причем решать эти задачи нужно так, как это принято в англоязычном культурном окружении.
Ситуации реального общения возникающие на уроке:
Поприветствовать детей
( Hello, everyone! Hi there!)Представиться
( Let me introduce myself!)
Рассказать смешную историю, которая неожиданно пришла на ум
(I’ve just remembered a story…)
Посоветовать ученику обратиться к словарю
(You’d better look it up in the dictionary.)
Разбить учащихся на группы
( Split into two groups, please.)
Попросить поднять упавшую ручку
( Could you possibly pick up that pen for me?)
Попросить закрыть окно/дверь
( Will you close the door, please?)
Поинтересоваться какое настроение у учащихся
(How are things?)
Попросить выйти к доске
(Will you come out to the display, please.)
Попросить принести мел
(Go and get some chalk, please.)
Призвать класс к порядку
( Silence! May I have your attention, please.)
Попросить собрать работы/ дневники
( Collect your works, please.)
Пожурить за невыполнение задания
( How disappointing!)
Похвалить ученика за хороший ответ
( How clever of you!)
Сделать общение более реальным помогают междометия.
Учитель должен выражать свои эмоции так, как это принято в иноязычной культуре:
Wow! ( кла-а-асс!),
Oops ! ( ой! Не получилось!),Yuppie ! ( ура!),
Yuk! (фу!).
Ouch ! (ой! Больно!)Ситуация успеха
Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Учитель, в принципе, не имеет права на плохое настроение, головную боль и повышенное давление.
Урок – время мобилизации всех жизненных сил.
Какие формы стимулирования применять в учебной работе?
1. Стимулы первого порядка«Как поощрение деятельности учащихся»
Оценка
Яркая образная, эмоциональная речь учителя
Словесная похвала (Молодец! Умница!)Перспективы
Организация коллективной деятельности
Разноуровневые задания
Усложнение заданий (креативный уровень)
Сравнение успехов ученика с его прежнимиАнализ учебных результатов учителем
Положительный пример
2. Стимулы второго порядка«Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами»
Занимательная ситуация
Дозированное домашнее задание
Познавательная игра
Использование элементов соревнования
Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося
Креативная минутка
Оценка достижения учащегося на родительском собрании
Громкая демонстрация итогов деятельности ученика
Проблемно-поисковая ситуация
Опора на анализ жизненных ситуаций
3. Стимулы третьего порядка«Своевременная оценка деятельности учащихся»
Контролируемое доверие
Задание практического характера
Юмористическая минутка
Запись благодарности в дневник
Взаимоконтроль
Учебная дискуссия
Выставка лучших работ учащегося по итогам урока
Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели
Решение задач и проблем профессиональной направленности
Рецензия товарища на результат учащегося
Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке.
Принцип «ты можешь выразить это по- английски ( даже если не помнишь грамматику и лексику)»- один из основополагающих принципов ситуации успеха.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания.
С чего начинается успех?
Успех начинается с признания детьми права учителя учить.
Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке.
Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль.
Необычное начало урока.
Что ведёт к успеху? 1. Нетрадиционные формы урока:
Урок – диалог, урок – соревнование
Уроки – консультации
Уроки с групповыми формами работы
Уроки – творчества
Уроки – аукционы
Уроки – конкурсы
Уроки - игры
2. Нетрадиционные формы обучения
Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой.
Комбинированные (лекционно –семинарские и лекционно – практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала
Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда.
Психолого-педагогический аспект успеха
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Ситуация успеха и ее типы:
Неожиданная радость
Общая радость
1. Неожиданная радость. 
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.
2. Общая радость
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему.
Некоторые приемы “неожиданной” радости:
Прием “Лестница” или “Встань в строй”. 
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. 
Прием “Даю шанс”. 
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
Алгоритм:
1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.
2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.
4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.
5 шаг: Неожиданное сравнение.
6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся. 
Некоторые приемы “общей” радости:
Прием “Следуй за нами”. 
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. 
Алгоритм:
1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.
2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес.
3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его. 
Таким образом, ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию коммуникативно – развивающей сферы и помогает учащимся эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом.
Реализация данных условий осуществляется на основе внедрения в учебный процесс определённых заданий, упражнений и приёмов.
Для установления эмоционального контакта можно использовать упражение-игру «Roundabout» (карусель). Ученики передают друг другу мяч и высказываются о своих чувствах, эмоциональном и физическом состоянии. С подобных упражнений можно начать урок и скорректировать эмоциональную настроенность обучающихся, причем, их можно применять как в младших классах, так и в среднем и старшем звене.
Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть возможные негативные ощущения.
Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, как одна из важнейших форм развития фонематического слуха, восприятия речи, внимания, памяти. Кроме того, что важно для создания ситуации успеха они повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых, способствуют их релаксации.
Песня на уроке — хороший вид релаксации, который представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. А также пение повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Пение на уроках английского языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
Наличие эмоциональных разрядок. Это могут быть поговорки, скороговорки, веселые четверостишия. Использование таких эмоциональных разрядок при изучении английского языка не только формирует произносительные навыки, снимает напряжение школьника, стимулирует речевую деятельность, но и повышает интерес к предмету и эмоциональный настрой детей.
Ещё один способ создания ситуации успеха на уроке иностранного языка- это такие задания, которые стимулируют логическое и творческое мышление детей, например: ребусы, головоломки, чайнворды.Успешное выполнение таких нетрадиционных заданий вызывает у детей настоящую радость успеха.
Творческие задания (проекты, оформление стенгазет, подготовка внеклассных мероприятий, презентации, иллюстрации, инсценировки, открытки и т.д.) помогают раскрыть потенциал каждого ребёнка и , также как и предыдущие приёмы и задания, повышают мотивацию к изучению предмета.
Кроме того, необходим индивидуальный подход к каждому ученику, его способностям к данному предмету, разноуровневые задания на уроке и домашние задания, а также индивидуальная система оценивания. Это позволяет каждому ребёнку, даже ребёнку с низкими способностями и знаниями по предмету, получить хорошую оценку и почувствовать радость успеха от удачно выполненного задания.
Для создания ситуации успеха на любом уроке также необходимы стимулы, поощрения, помощь и поддержка учеников, испытывающих трудности в изучении предметасо стороны учителя и других детей.
Всё вышеперечисленное помогает учителю активизировать внутренние силы ребёнка, рождающие энергию для преодоления трудностей, желание учиться, помогает создать такие условия, в которых ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение от своих успехов, то есть помогает создать ситуацию успеха.
Закончить выступление хотелось бы, цитируя китайскую народную мудрость, которая, по моему мнению, отражают главнуюмысль всего вышесказанного:
«Скажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я научусь».
Ведь увлечённый ребёнок- это счастливый ребёнок, успешный ребёнок. А это именно то, к чему мы все с вами должны стремиться.