Развитие познавательного интереса посредством личностно-ориентированных технологий на уроках биологии
«Развитие познавательного интереса посредством личностно-ориентированных технологий на уроках биологии»
Выполнил (а): Ноготкова Татьяна Михайловна
Учитель биологии
ГБОУ СОШ пос. Новоспасский
Оглавление
Введение. …………………………………………………………2
2. Развитие познавательных интересов учащихся
на уроках биологии………………………………………………………….4
2.1 Технологии разноуровневого обучения …………………5
2.2 Игровые технологии ……………………………………...6
2.3.Информационно-коммуникативные технологии ……….7
2.4.Проектно-исследовательская деятельность………………8
3.Заключение……………………………………………………………11
4.Список литературы……………………………………………………13
Введение
Паспорт итоговой работы:
В работе представлена система деятельности учителя биологии направленная на повышение познавательного интереса обучающихся на уроках;Целевая аудитория: 5-11 классы.
Сроки создания данной системы: с момента преподавания предмета биология: 10 лет.
Место реализации: ГБОУ СОШ пос. Новоспасский.
В Концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому. Современному обществу нужны люди, способные решать проблемы, возникающие в постоянно и быстро меняющемся мире. В настоящее время к человеку предъявляются новые требования: он должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации. Школа должна формировать у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Одной из основных проблем современного образования является противоречие между возрастающим объемом научных знаний и ограниченными возможностями человека в их усвоении. Для того чтобы ученику адаптироваться к постоянно и быстро
2
изменяющимся условиям жизни в информационном обществе необходимо умение ориентироваться в информационном пространстве, критически подходить к отбору информации, получать новые знания в ходе собственной познавательной деятельности. Данный опыт посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. При этом познавательный интерес рассматривается как качество личности и как важный мотив обучения, своего рода «движение ученика навстречу учителю».
Одной из важнейших педагогических проблем является развитие у учащихся глубокого интереса к теоретическим и практическим знаниям по биологии.Социальный и научно-технический прогресс предъявляет повышенные требования к современному специалисту. В наше время происходит настолько быстрое развитие во всех областях, что полученное в школе образование – это лишь база, которая требует постоянного пополнения знаний. А это возможно лишь при наличии устойчивых интересов к познанию.
Цель данной работы:
Развитие интереса обучающегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы школы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.
Главные задачи:
~ показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
~ рассмотреть основные приёмы, пробуждающие у обучающихся интерес к изучению биологии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность (из опыта работы)
3
Ожидаемые результаты:
Положительные результаты на олимпиадах по биологии и экологии
Повышение осознанного выбора учащимися экзамена по биологии
Успеваемость по биологии – 100%
Развитие познавательных интересов учащихся
на уроках биологии.
Каков же уровень интереса у учащихся к урокам биологии?
Проведя анкетирование среди учащихся 5-11 классов, интерес у школьников к биологии в среднем изменяется таким образом: пятиклассники ставят биологию на четвёртое место среди других предметов, у шестиклассников интерес к биологии ещё ниже, однако в 7 классе интерес к изучению зоологии возрастает, зоологию семиклассники ставят на третье место среди других предметов; несколько повышается интерес к анатомии и физиологии и падает при изучении общей биологии. Нужно постоянно прилагать усилия для формирования у учащихся познавательного интереса к биологии. Формирование устойчивых познавательных интересов у учащихся предполагает систему в работе учителя, систему в использовании различных средств и приёмов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся к предмету. Что в содержании учебного материала возбуждает интерес к познанию? Прежде всего – наличие новизны знаний. Поэтому на каждом уроке целесообразно выделить в его содержании три момента: непосредственное новое для учащихся, уже известное и то, что они могут познать самостоятельно. Такой анализ содержания урока позволяет правильно организовать познавательную деятельность учащихся на уроке – на основе соотношения между известными и неизвестными знаниями выделять проблемные вопросы для самостоятельного решения.
4
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе активно использую четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно- коммуникационные технологии, технологию проектно-исследовательской деятельности.
Технология разноуровневого обучения
Технология уровневой дифференциации дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, устранять перегрузку программ, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях. Слабые учащиеся могут использовать опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме. Кроме этого, контроль проводится в виде взаимопроверки, разноуровневых тестов, биологического диктанта. Использую приём «Хочу спросить»: любой на уроке имеет право задать вопрос однокласснику. При контроле применяются и такие задания: подпиши изображённое на рисунке, распознай семена растений, вставь пропущенные слова, найди общие закономерности, установи соответствие биологических определений и терминов, игры.
5
Игровые технологии
Основная цель уроков игровой педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт творческой деятельности учащихся. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал. Например, метод эвристических вопросов (Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни), метод эвристического исследования (Почему мы так говорим: как рыба в воде, нем, как рыба. Верно ли это с биологической точки зрения?), метод образного видения (Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные) и другие задания. По ходу урока предлагаются биологические задачи, ситуации, предметы для конструирования, набор справочной литературы, информационные карточки, которые приходится «разбирать». Ученики выдвигают гипотезы, проводят исследования, уточняют знания. Записанная мысль подвергается взаимному прочтению (социализация). Происходит сравнение своего проекта или проекта своей группы с другими с целью обогатиться идеями других, убедиться в эффективности избранного тобой пути поиска. Создается единый продукт группы (чаще малой) с обобщением и развитием идей каждого учащегося (социоконструкция). Афиширование - предъявление продукта работы в мастерской всему классу. Чаще всего используется «выставка» работ, что
6
позволяет сэкономить время и ознакомиться каждому ученику с каждой работой. Афиширование — одна из форм социализации знаний. Автор может отвечать на вопросы по уточнению и пояснению к своей работе. Исключены оценки «эта работа лучше», «вы ошиблись», «у нас правильно» и т. п. А в конце - рефлексия — анализ движения собственной мысли, своей работы. Биология как школьный предмет многопланова. При умелом использовании личностно ориентированных технологий можно создать условия для развития творческих способностей детей как при работе с природным материалом, натуральными объектами, так и при «открытии» детьми общебиологических закономерностей и философских идей.
Информационно- коммуникационные технологии
Использование новых информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу
Использование компьютера на уроках биологии – это средство (одно из многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ученика, и профессионализма учителя. При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума. В учебной деятельности я широко применяю презентации, СD. Имея коллекцию различных презентаций, я исходя из темы урока, цели и задач,
7
корректирую материал презентации (просто показ, демонстрация с предварительным заданием, демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.) Дети с удовольствием смотрят презентации, особенно если они сопровождаются анимацией и выполняют задания, которые даются мною перед просмотром. Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д. Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала. Увидев презентацию, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал. Например, рассматривая на уроках экологические вопросы, нельзя не затронуть вопрос о том, что многие животные и растения занесены в Красную книгу. Одно дело услышать, другое дело посмотреть. И здесь на помощь мне снова приходит презентация. Очень удобно.
Проектно-исследовательская деятельность.
Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.
8
Учебное исследование отличается от повседневного опыта познания. Так, краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой, собственно и начинается исследование. Формулировка проблемы является результатом осознания проблемной ситуации. При осмыслении проблемной ситуации у школьников возникают трудности, которые на основании имеющегося жизненного опыта разрешить невозможно. Нужны новые знания.
На первых порах учащимся 5-8 классов определиться с темой проекта и проблемой довольно трудно. На уроках биологии с целью научения создаю проблемную ситуацию, все вместе выделяем проблему. Иногда из обсуждения проблемной ситуации возникает несколько проблем. Тогда дальнейшая работа идет по группам.
Например, при изучении темы «Птицы» создаётся проблемная ситуация «Действительно ли птицы покорили наземно-воздушную среду благодаря крыльям?» были выявлены следующие проблемы:
В чём выражается приспособленность птиц к полёту.
Могут ли летать пингвины и страусы.
Каковы особенности водоплавающих птиц.
Как появились экологические группы птиц.
Птицы - высокоорганизованные животные.
Работая в группе, ребята учатся ставить цель работы, так как для успешного учебного исследования ее необходимо знать. Показываю на конкретных примерах, что цель – это сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен при решении проблемы.
Работая в группе, ребята выдвигают предположения (гипотезы) для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не
9
опровергнуто. Далее прорабатывают коллективные этапы работы, т.е. планируют исследование. Для ребят 5-8 классов характерны групповые проекты. Такая форма работы хороша тем, что позволяет формировать коммуникативные умения и навыки. Учащиеся учатся высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии, относиться к идеям других с помощью вопросов и суждений. Ребята 7-8 классов учатся рефлексировать те способы деятельности, те действия, которые они применяют в ходе групповой работы.
Команда или группа, реализующая проект, работает успешно тогда, когда каждый будет знать и выполнять в ней свою роль. Мы выделили такие роли:
исследователь – отвечает за сбор информации;
художник-оформитель;
организатор – ведет запись информации;
докладчик – готовит доклад, отвечает за этап презентации.
В такой групповой проектной работе каждый ребенок имеет возможность проявить себя с наилучшей стороны, что приводит к успешности и созданию психологического комфорта в классе.
Каждый проект завершается получением какого-либо продукта: устного журнала, рекламного проспекта, реферата, тематической газеты. Из всего возможного разнообразия форм представления результатов учебного проектирования мной сделан акцент на устной защите с одновременной демонстрацией иллюстративного материала в формате Power Point.
10
Вывод: Развитие индивидуальных способностей обучающихся не оканчивается на уроках. Личностно-ориентированный подход следует использовать в работе с одаренными детьми в школе. Конечно, провести личностно - ориентированный урок не так-то просто, а использовать основные идеи личностно-ориентированного обучения на отдельных этапах урока сможет каждый. Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаики, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.
Заключение.
Активизация познавательной деятельности в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
активизируется познавательная деятельность, возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
формируется творческое мышление;
развиваются коммуникативные способности;
выполняют задания исследовательского характера;
применяют полученные знания в жизни;
работают с дополнительной литературой.
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
11
3. Использование рассмотренных технологий в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;
4. За последние 6 лет мои ребята занимают призовые места в окружных олимпиадах по биологии и экологии.
5. Имеются высокие баллы по ЕГЭ – 89, 86. Все ребята сдают ЕГЭ выше порога – 36 баллов. И я считаю, что это достойный результат моей работы. Хотя есть над чем работать!!!
12
Список литературы
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы - Изд. Учитель: Волгоград, 2007
Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах - Изд. Учитель: Волгоград, 2010
Пустохина О.А. Урок в современной школе - Изд. Учитель: Волгоград, 2009
Приложение «Первое сентября» - 2009 год.
Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 2008.