Приемы организации ситуации успеха в формировании познавательного интереса у учащихся.
Приемы организации ситуации успеха в формировании познавательного интереса.
В процессе обучения ситуацию успеха как условие формирования познавательного интереса необходимо создавать на каждом этапе урока.
Как известно, выделяется следующая структура урока:
организационный момент;
проверка домашнего задания;
изучение нового материала;
контроль и оценка знаний учащихся;
обобщение и систематизация знаний;
сообщение домашнего задания.
Организационный момент урока начинается с приветствия, где необходимо задать атмосферу доброжелательности. Для этого в работе с детьми мы использовали следующие приемы:
приветствие глазами;
выход на состояние: букет настроений;
создание психологического настроя на работу с использованием музык, стихотворения, случая из жизни.
Атмосфера доброжелательности пронизывает весь урок и позволяет снять напряжение, психологическую зажатость, уменьшить страх перед возможной неудачей, создать условия для проявления активности детей, а также сформировать устойчивый благоприятный климат в детском коллективе, когда каждый ребенок чувствует себя защищенным, независимо от индивидуальных особенностей и возможностей в учебной деятельности.
В ходе педагогической деятельности мы вынуждены были констатировать факт неблагоприятного психологического климата, проявляющегося в наличии негативных лидеров в классах, неуважительном отношении к своим одноклассникам и учителям, агрессивных проявлениях, ябедничестве. Мы столкнулись с проблемой дисциплины, когда дети не реагировали на требования и замечания в спокойном тоне.
Тем не менее, мы настойчиво пытались приучить детей к спокойному, доброжелательному обращению. С этой целью на каждом этапе урока мы использовал следующие правила привлечения внимания:
более сильный раздражитель на фоне действующих, поэтому мы повышали голос, замедляли темы речи, меняли интонацию, организовывали смену видов деятельности;
новизна раздражителя, в соответствии с чем мы использовали неожиданные наглядные пособия (например, показывали детям фотографию котенка и просили их обратиться к котенку так, чтобы он замурлыкал);
прекращение действия раздражителя, поэтому мы приостанавливали рассказ, делали паузу, начинали читать, не дожидаясь полной тишины, т.к. содержание рассказа очень увлекательно:
влияние внешних условий на организацию произвольного внимания, поэтому нами использовалась четкость требований, хороший ритм работы.
Данные приемы способствуют активной вовлеченности ребенка в учебный процесс без использования окриков, наказаний, порицаний и угроз и содействуют формированию у школьника познавательной мотивации, а не мотива избегания страха.
Также нами была выделена проблема низкого уровня активности детей, выражающаяся в нежелании ребят добровольно, без принуждения со стороны учителя выполнять какие-либо задания, отвечать на вопросы. Мы предложили, что, вероятно, такая ситуация вызвана не плохой подготовленностью школьников и неспособностью ими выполнять задания, а страхом ответить неверно и получить плохую оценку. Для того, чтобы исправить такое положение практически на всех этапах урока, начиная с проверки домашнего задания, нами использовались операция снятия страха перед предстоящей деятельностью, подкрепляемая такими приемами, как:
сосредоточение внимания учеников не на их ошибках и промаха, а на успехах, пусть маленьких и едва заметных;
выставление отметки только в тех случаях, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку (снятие страха перед «двойкой»);
вербальное сопровождение (фразы типа «ничего страшного, если не получиться», «вы пришли в школу учиться, так что многого не знаете и не можете знать», «не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает»).
Такие приемы способствуют снятию психологической зажатости, мобилизируют силы и способности как слабоуспевающих детей (способствуют преодолению неуверенности в себе, своих возможностях), так и учеников с хорошей успеваемостью (способствуют снятию страха в результате потери авторитета). Данный прием содействовал тому, что в течение дальнейшей работы нам практически не приходилось применять приемы снятия страха, что обусловлено той системой отношений, которая складывалась в процессе организованной нами учебной деятельности. Дети стали более активными, постепенно привыкая думать, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение, не боясь неправильных ответов, негативной оценки окружающих. В целом, такой прием повлиял и на гармонизацию отношений в детском коллективе, что способствовало благоприятному психологическому климату.
Операция снятия страха поддерживалась в нашей работе приемом скрытой инструкции школьника о способах и приемах совершения деятельности, что оказалось актуальным в работе с неуверенными, робкими, мнительными детьми, долго не решающимися приступать к деятельности. Помощь при этом, какой бы эффективной она ни была, должна быть обязательно скрытой, что обусловлено следующими особенностями:
ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего самому себе; стоит ребенку почувствовать, что он действует с подачи учителя, радость успеха может померкнуть;
ненавязывание ребенку своего пути решения проблемы содействует проявлению творческих способностей детей.
Данный прием дал некоторым слабоуспевающим и неуверенным детям возможность раскрыть для себя собственные способности.
На протяжении всех этапов урока нами отмечена необходимость авансирования учащихся перед реализацией ими поставленной задачи. Это достигается путем объявления о положительных результатах деятельности до того, как они получены. Например, сказанная нами перед выполнением сочинения по английскому языку фраза «У вас, таких способных и талантливых, конечно же все получиться» увеличила меру психологической свободы, уверенности детей в себе. Ребята работали быстро, увлеченно, сосредоточенно. После звонка с урока многие ученики говорили о нежелании прекращать работу, что является одним из критериев наличия познавательного интереса у детей к данному виду деятельности. В работе с малоактивными детьми хорошо себя зарекомендовал себя прием персональной исключительности. Нами было обнаружено разное отношение учащихся к необязательным заданиям: кто-то принимал их с готовностью, радостью и всегда выполнял, другие же ученики их полностью игнорировали. Именно для последних была особенно важна реализация данного приема. С этой целью мы, предлагая таким ребятам необязательное задание, непосредственно опирались на их увлечения и интересы. Например, мальчику, интересующемуся спортом, мы предложили подготовить к уроку английского языка доклад на тему: «Спорт в моей жизни», подкрепив задание фразой «Именно у тебя это получится, ты же нам столько интересного рассказывал о спорте». Такой прием возлагает ответственность, мобилизуя ученика. В результате мальчик подготовил интересный доклад, который был хорошо принят его товарищами. Этот успех вдохновил ребенка и он практически никогда больше не отказывался от таких заданий, что привело в итоге к развитию и углублению познавательного интереса к урокам английского языка.
Большое значение в создании ситуации успеха имела мотивация как урока в целом (направленная на понимание учащимися того, что каждый урок чем-то их обогатит, откроет что-то новое), так и какой-либо конкретной деятельности, действий. Принимая во внимание тот факт, что мотив является сильнейшим механизмом работы, мы часто аргументировали предлагаемую ученикам деятельность, обсуждая с ними, во имя чего, ради кого и зачем это нужно. В результате, работа детей наполнялась смыслом, становилась для них более значимой, что проявлялось в особой старательности.
На этапе контроля и оценки знаний мы убедились, что для учащихся особенно ценна не общая оценка проделанной работы («Замечательно», «Молодец»), высокая оценка детали, сопровождаемая словами «Особенно удалось тебе», «Больше всего мне нравится». Такой прием позволяет ребенку понять исключительность, индивидуальность своей работы, почувствовать, что именно результат его труда заметили, выделили из группы.
Все вышеперечисленные приемы актуальны, если они действуют в системе, организуются на всех этапах урока, что определяет, переживет ли ребенок ситуацию успеха, которая является условием формирования познавательного интереса у детей.
13PAGE 15
13PAGE 14215
·