Требования к организации ситуации успеха в формировании познавательного интереса у школьников.
Требования к организации ситуации успехав формировании познавательного интереса у школьников
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что стойкий познавательный интерес формируется под влиянием положительных переживаний, вызванных успехом деятельности. Успех – это общепризнанный стимул, оказывающий влияние на развитие познавательного интереса, вызывая положительные переживания, удовлетворение от победы над трудностями, чувство собственного достоинства.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеющее разную трактовку.
С социально-психологической точки зрения, успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.
С психологической точки зрения, успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.
С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности так и коллектива в целом.
По мнению А.С. Белкина наблюдаются полоролевые отличия в переживании ситуации успеха: девочки реагируют на успех иначе, чем мальчики. У них переживания более тонкие, более дифференцированные и более эмоциональные.
Различается успех и по степени глубины радости: один буквально потрясает личность ребенка, значителен для него, оставляет глубокий след; другой как бы скользит по поверхности, не поднимает бури чувств, но тем не менее более устойчив, а потому и более глубок.
По ожиданиям личности А.С. Белкин выделяет 3 вида успеха: предвосхищаемый успех, констатируемый успех и обобщающий успех.
Предвосхищаемый успех.
Ребенок его ждет, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды (он хорошо учится, хорошо развит, старателен) и упование на какое-то чудо. Учитель может заметить его надежду, не дав повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это очень серьезно и последствия несвершившегося чуда могут быть труднопредсказуемыми.
Констатируемый успех.
Школьник фиксирует достижение, радуется ему. Успех мог быть ожидаемым, неожиданным, подготовленным, неподготовленным. Важно, что он состоялся, создал у ребенка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущения своих возможностей, веры в завтрашний день.
Обобщающий успех.
Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это хорошо. Это – состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой – опасность переоценить свои возможности, успокоиться.
Знание этих видов ситуаций успеха дает возможность реально представить их педагогический потенциал и соответственно ориентироваться в выборе путей, средств их ориентации.
Учение – это серьезный труд ребенка. Без ощущения успеха у ученика пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств: недостаток знаний и умений, психические и психологические особенности развития, слабая саморегуляция и др. Педагогически оправдано, поэтому создание для школьника ситуации успеха.
Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех деятельности, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель; переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, поверить в себя. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психическое самочувствие ребенка, ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.
К организации ситуации успеха необходимо предъявить следующие требования:
Атмосфера доброжелательности, включающая в себя улыбку, добрый взгляд, мягкие жесты, внимание, интерес к каждому, расположенность, великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку. Все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей, инициирует активность.
Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. Подчеркивание значимости дела повышает представление личности о собственной значимости, а следовательно, наполняет большей уверенностью в своих силах.
Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Она помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих, снимает психологическую зажатость, позволяя мобилизовать все силы и способности.
Достигается эта операция вербальным сопровождением («это совсем не трудно, ничего страшного, если не получиться»).
Операция «авансирования» успешного результата – это объявление о положительных результатах до их получения, оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Реализуя «авансирование», педагогу необходимо выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей, преодолеет трудности, с которыми он столкнется на пути продвижения к цели. Такая позиция учителя внушает уверенность ребенку в самого себя, свои силы и возможности.
Не исключено, что реализация таких операций может повлиять на формирование чрезмерно завышенной самооценки, когда ребенок, не задумываясь о последствиях, самоуверенно будет браться за любую, даже очень сложную работу, результаты которой для него неожиданно могут оказаться отрицательными, и будут переживаться с большой остротой. Избежать такого положения позволяет реализация следующей операции.
Скрытая инструкция – это завуалированная помощь ребенку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на собственные ресурсы и уметь до конца их исчерпывать без поддержки более сильных. Скрытая инструкция дает указание на какую-либо операцию деятельности, которая могла бы стать опорной для ребенка. Она посылается для инициирования мысленного образа предстоящей деятельности и путей ее выполнения.
Внесение мотива – объяснение ребенку, ради чего и кого совершается деятельность. Эта операция раскрывает перед ребенком значимость его усилий для окружающих людей и значимость усилий и мнений этих людей для его развития. Здесь осуществляется раскрытие социального значения и личностного смысла деятельности и ее результата, что в итоге увеличивает глубину индивидуальных переживаний.
Операция «персональная исключительность», когда педагог отмечает те особенности группы или отдельного ученика, которые позволяют ему выражать веру в достижение успеха. Основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинства школьника. Персональная исключительность, высказанная в адрес ребенка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ученика определенную уверенность и надежду на успе5шный результат.
Педагогическое внушение – экспрессивный, интонационно насыщенный, мимически оформленный и пластически отраженный способ убеждения воспитанника в большой вере в него, побуждающий к выполнению конкретных действий («приступай»).
Заключительная оценка, которая содержательно должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживаниям в связи с увиденным. Высокая оценка детали вызывает доверие, в то время как общая оценка настораживает, т.к. всегда на свете найдется человек, чья деятельность по качественности общего результата намного превышает то, что сделано ребенком здесь и сейчас.
Ситуация успеха, как указывает В.Ю. Питюков, особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, т.к. позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим педагог достаточно часто сталкивается с другой проблемой, когда благополучный и успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе. В подобном случае может помочь ситуация неуспеха, как этап при переходе от одного успеха к другому.
Ситуация неуспеха – это «субъективное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой в ходе и результате совершения деятельности». Она способствует осознанию учеником своих достижений и неудач, возбуждая стремление к дальнейшему развитию.
Возможность и необходимость создания ситуации неуспеха появляется только при наличии следующих условий:
богатые ресурсы личности:
завышенная самооценка;
пренебрежительное отношение к окружающим.
Технологически создание ситуации неуспеха складывается из нескольких операций:
Оценка детали деятельности, которая должна включать в себя сопоставление удач и неудач ребенка в прошлом и настоящем. Назначение данной операции – инициировать оценочное действие ребенка относительно своих результатов и усилий в процессе самоанализа и сопоставления.
Акцентирование трудностей. Смысл этой операции состоит в предварительной обрисовке наиболее сложных моментов деятельности, максимальной концентрации усилий ученика.
Ограничение деятельности ребенка.
С помощью этой операции педагог стремится вызвать у ученика внутренний протест и желание доказать свою состоятельность. Ограничение как частное или временное запрещение должно иметь свои границы, чтобы у ребенка оставалась возможность для реабилитации.
Отказ от помощи.
При этом педагог может аргументировать свое нежелание помогать воспитаннику и оговорить условия, при которых помощь будет возобновлена.
Мотивационное усиление. Данная операция реализуется через сравнение личностного смысла, вскрываемого педагогом, и социальной нормы, предъявляемой ребенку в момент педагогического влияния.
Сопоставление с ожидаемым.
В этом случае педагог апеллирует к достоинствам ребенка и создает тонкую психологическую атмосферу, в которой у детей появляется желание восстановить свою репутацию, исправить выявленные недочеты.
Педагогическое внушение, включающее ребенка в деятельность.
Внесение нового мотива.
Данная операция является началом этапа создания ситуации успеха, о которой говорилось ранее.
Итак, в результате нашего анализа, можно сделать следующие выводы:
успех является важнейшим стимулом, оказывающим влияние на формирование и развитие познавательного интереса.
Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех деятельности.
К организации ситуации успеха необходимо предъявить следующие требования:
1. атмосфера доброжелательности;
2. снятие страха;
3. авансирование успешного результата;
4. скрытое инструктирование;
5. внесение мотива;
6. персональная исключительность;
7. педагогическое внушение;
8. оценка детали.
Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой в ходе и результате совершения деятельности. Она используется в некоторых случаях как переходный этап от одного успеха к другому. Технологически создание ситуации неуспеха складывается из тех же операций, что и создание ситуации успеха, но имеет противоположную направленность.
13PAGE 15
13PAGE 14215
·