Программа выявления и развития одаренных детей, имеющих способности к творческой и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы


МБОУ «СШ №26 имени А.С.Пушкина» г.Смоленска
Программа
«Выявление и развитие одаренных детей,
имеющих способности к творческой и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы» Составила учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №26 имени А.С.Пушкина» г.Смоленска Королева Елена Александровна
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Пояснительная записка
II. Диагностика по выявлению творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
III. Система работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
IV. Диагностика развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся
V. Ожидаемые результаты
VI.Литература
I. Пояснительная записка
Реализуемые цели:
- создание системы условий, направленных на выявление и развитие талантливых детей
- стимулирование интеллектуального развития обучающихся;
создание условий; обеспечивающих развитие творческого потенциала учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности;
оказание педагогической поддержки талантливым  детям, вовлечение обучающихся в разные виды деятельности, направленные на формирование комплексных познавательных способностей, которые становятся базой для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, их социализации;
- организация контроля развития познавательной деятельности талантливых учащихся.
Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости.
II. Диагностика по выявлению творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (во внешкольной деятельности и т. п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Выявляемые способности: 1) интеллектуальные: умение производить языковой анализ текста, 2) творческие: способность создавать собственный текст, 3) артистические: выразительное чтение, участие в инсценировании; 4) академические: умение выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, делать выводы в процессе исследовательской деятельности
Наименование педагогических методик, используемых для выявления способностей:
-комплексное выявление способностей психологом, педагогами, родителями: методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева),
-выявление способностей учителем: шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли),
- работа с родителями: методика оценки общей одаренности ( А.И.Савенков),
- самооценка обучающихся: метод «Профиль» (Г.В.Резапкина)
Показатель результативности данных методик: создание банка данных одаренных учащихся по основным видам способностей.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А. А.)
Ниже перечислены сферы, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивыих поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10.Владение основными компонентами умения учиться.
11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год - два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10.Пытается выяснить причины и смысл событий.
11.Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
III. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сфера
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2.Добавляет новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у другихлюдей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувстваи эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
10.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
Методика оценки общей одаренности А.И.Савенкова
Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.Им предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей:
Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы. Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Изобретательность 
Способность рассуждать и мыслить логически 
Настойчивость (целеустремленность) 
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников
(Дж. Рензулли).
Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики, обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик.
Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала I. Познавательные характеристика ученика.
1. Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует
термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.
2. Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.
Шкала II. Мотивационные характеристики.
1. Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).
2. Легко впадает в скуку от обычных заданий.
3. Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.
4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.
5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.
Шкала III. Лидерские характеристики.
1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.
2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу классу.
3. Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.
4. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.
Шкала IV. Творческие характеристики.
1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.
2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.
4. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.
5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.
8. Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.
9. Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.
10. Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.
Методика «Профиль» (Г.В. Резапкина) для учащихся
Инструкция: «Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «a», «b» или «c» – и отметьте его на листе бумаги».
Тестовый материал
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
a) общаться с самыми разными людьми;
b) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.;
c) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
a) возможность следить за ходом мыслей автора;
b) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
c) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
a) за общественную деятельность;
b) в области науки;
c) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
a) главным механиком;
b) начальником экспедиции;
c) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
a) взаимопонимание между людьми;
b) научные открытия;
c) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
a) созданием дружного, сплоченного коллектива;
b) разработкой новых технологий обучения;
c) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
a) внутреннее устройство экспонатов;
b) их практическое применение;
c) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
8. В людях я ценю, прежде всего
a) дружелюбие и отзывчивость;
b) смелость и выносливость;
c) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
a) ставить различные опыты, эксперименты;
b) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
c) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
a) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
b) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
c) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать о
a) человеческих взаимоотношениях;
b) новой научной гипотезе;
c) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
a) технический;
b) музыкальный;
c) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
a) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
b) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
c) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
a) научно-популярные фильмы;
b) программы о культуре и искусстве;
c) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
a) с детьми или сверстниками;
b) с машинами, механизмами;
c) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
a) учить общению с другими людьми;
b) давать знания;
c) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни
a) иметь возможность заниматься творчеством;
b) вести здоровый образ жизни;
c) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
a) защите интересов и прав граждан;
b) достижениях в области науки и техники;
c) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
a) труда;
b) физкультуры;
c) математики.
20. Мне интереснее было бы
a) заниматься сбытом товаров;
b) изготавливать изделия;
c) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
a) выдающихся ученых и их открытиях;
b) интересных изобретениях;
c) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. В свободное время я люблю
a) читать, думать, рассуждать;
b) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
c) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
a) научном открытии;
b) художественной выставке;
c) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
a) в помещении, где много людей;
b) в необычных условиях;
c) в обычном кабинете
Ключ к тесту
№ I II III IV V VI № I II III IV V VI
1 abc13 bbc2 abc14 abc3 abc15 abc4 abc16 abc5 abc17 abc6 abc18 abc7 abc19 abc8 abc20 abc9 abc21 abc10 abc22 abc11 abc23 abc12 abc24 abcОбработка результатов теста
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов:
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
Интерпретация результатов теста
I. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
II. Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний, такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
III. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт,наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
IV. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме специальных
способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность и независимость.
V. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно -розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
VI. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Диагностические результаты обрабатываются и заносятся в таблицу:
Высокий уровень интеллектуальных способностей, % Высокий уровень академических способностей, % Высокий уровень артистических способностей, % Высокий уровень творческих способностей, % III. Система работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей на уроках русского языка и литературы
По результатам проведенной диагностики создается банк данных одаренных детей и разрабатывается индивидуальная траектория развития способностей талантливого ребенка на основе плана работы с одаренными детьми школьного методического объединения учителей русского языка и литературы.
Реализуемые задачи:
-      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
-      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
-      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
-      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.
-  внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий
-  использование активных форм и методов организации образовательного процесса
-  создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся
-  развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах,
-  включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские,  всероссийские  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов
-       разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих  обучающихся  
План мероприятий:
Сроки Деятельность
Сентябрь - октябрь Выявление и подготовка учащихся к школьным и городским этапам предметных олимпиад.
Октябрь Организация и проведение «Болдинской осени» в рамках Недели русского языка и литературы (по отдельному плану)
Ноябрь Творческие встречи с мастерами слова
Ноябрь Участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок»
«Олимпус» (в течение года)
Декабрь Выпуск
школьной газеты
«Младое племя»
Январь - февраль Подготовка и проведения школьного Дня науки по секциям:
«Литературное краеведение»
«Литературоведческая»
«Поэтическая»
«Проба пера»
«Мои первые исследования (лингвистическая)»
«Создание проектов с использованием ИКТ»
Март Участие в городском Дне науке и Литературных чтениях.
Участие в Васильевских чтениях.
Апрель Выпуск школьной газеты «Младое племя»
Май Итоги работы, перспективное планирование.
IV. Диагностика развития способностей
Для диагностики развития способностей используется шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли), предметные тесты с разноуровневыми творческими и поисковыми заданиями, а также количественные показатели вовлеченности и в исследовательскую и творческую деятельности, их достижений.
Показатели результативности:
уровень развития познавательных способностей
уровень развития творческих способностей
уровень развития лидерских способностей
Результаты стартовой и итоговой диагностики:
Виды способностей Стартовая
диагностика Итоговая
диагностика
Познавательные Творческие Лидерские V. Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, Дне Науки, фестивалях; повышение показателей успешности детей на  городских, региональных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
- изменение  показателей школьной    успеваемости.
          -     расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;
- издание исследовательских работ  обучающихся.
VI. Литература
1. Савенков А.И. У колыбели гения. – М., 2000.
2. Материалы лаборатории одаренности Психологического института РАО/ Под ред. А.М. Матюшина. – М.,2006.
3. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
4. . Алякринский Б. С. О таланте и способностях. – М. : 1971.
5. . Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М. :Книголюб, 2004.
6. . Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М. : 1993.
7. . Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М. : 1991.
8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.
9. Смирнова Е. С. Интеллект и творчество. Развивающий курс 5-7 класс М. : УЦ «Перспектива», 2004.
10. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты // «Школьный психол Лосева А.А., Матюшкин А.М., Волков А.С. Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический проспект, 2004. – 176 с.
11. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 192 с.
12. Рензулли Дж. Модель обогащающего школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 214-243.
13. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
14. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
15.Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 243-264.
- №45, 2001.