Проектная работа «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»

Оглавление

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc384931964" 14Введение 13 PAGEREF _Toc384931964 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc384931965" 14Этимология имени Бабы-Яги 13 PAGEREF _Toc384931965 \h 1421515
13 LINK \l "_Toc384931966" 14Образ Бабы-Яги 13 PAGEREF _Toc384931966 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc384931967" 14Жилище Бабы-Яги 13 PAGEREF _Toc384931967 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc384931968" 14«Друзья» Бабы-Яги 13 PAGEREF _Toc384931968 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc384931969" 14Промежуточные итоги 13 PAGEREF _Toc384931969 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc384931970" 14Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках. 13 PAGEREF _Toc384931970 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc384931971" 14Функции Бабы-Яги в сказке 13 PAGEREF _Toc384931971 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc384931972" 14Выводы 13 PAGEREF _Toc384931972 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc384931973" 14Послесловие 13 PAGEREF _Toc384931973 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc384931974" 14Список используемой литературы 13 PAGEREF _Toc384931974 \h 14101515
15































Введение

Баба-Яга, лесная старуха-волшебница или ведьма, - популярный фантастический образ в восточнославянской сказочной традиции. Чаще всего она встречается в сказках, где главными персонажами являются маленькие дети или Иван-царевич, разыскивающий или добывающий свою невесту и «заморские» диковинки. В образе Бабы-Яги отпечатались многовековые культурные пласты, и он по-прежнему остается для исследователей одним из самых загадочных и вызывающих споры.
Кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен?
Цель нашей работы: на примере русских народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить ее роль в жизни сказочного героя.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
- найти истоки образа Бабы-Яги;
- прочитать несколько сказок, в которых присутствует Баба-Яга;
- определить, какую роль играет этот персонаж в русских народных сказках;
- узнать из дополнительных источников о Бабе-Яге;
- провести опрос среди учащихся начальной школы;
- проанализировать образ Бабы-Яги и сделать выводы.
Объект исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: Баба-Яга.
Гипотеза: Баба-Яга - собирательный образ, который воплощает в себе злое начало.
Для решения поставленных задач в работе использовались методы интерпретации, обобщения, наблюдения, анкетирования, анализа.
Данная тема значима для современного человека, желающего знать основы своей народности.

Этимология имени Бабы-Яги

Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям. Мы решили разобраться, так ли это на самом деле.
Исследование началось с изучения этимологии имени Бабы-Яги.
В разных местных традициях имя Бабы-Яги может иметь различные варианты и огласовки: в белорусских и украинских говорах – Баба-Юга и Баба-Язя, в русских – Баба-Ягабова, Егибиниха, Яга-Ягинишна и подобные. Близкие Бабе-Яге персонажи с именами, однокоренными восточнославянским, встречаются также в сказках поляков, словаков, чехов. В славянских языках само слово «яга» и его производные связаны с понятием опасности, мучений и ужаса, злобы. Так, в болгарском языке слово «еза» означает «мука, пытка», старосербское слово jeza - «болезнь, кошмар», сербохорватское jeziv - «опасный», словенское jeza - «гнев», а jeziti - «сердить», чешское jezinka - «злая баба». Нередко в сказках Баба-Яга именуется также ведьмой или колдуньей, что связано с мифологической основой ее образа.
Баба - первая часть имени показывает, что персонаж преклонного возраста. Ведь наши слова «баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения.
В.И.Даль: «Баба - замужняя женщина из низших сословий»
«Баба» на древнееврейском означает «врата новой жизни». Однокоренное слово «бабай» - домовой, глава рода.
Бабой называли каменного грубого истукана на древних курганах.
Яга - вторая часть имени неоднозначна.
Санскрит «ahi» - змей.
Украинское, болгарское, старославянское «ягая» - «ведьма, волосатая гусеница»
Чешское - «лесная ведьма, злая баба»
Литовское «engte» - «притеснять, мучить»
Англосаксонское «inca» - «боль»
В.И.Даль: «ягарма» - «наглая, сварливая баба».
Древнеславянское «ягать» - «кричать, шуметь»

Образ Бабы-Яги

В народном сознании Баба-Яга представлялась злой столетней старухой. Кроме того, в сказках она изображается уродливой и безобразной. Неприглядность Бабы-Яги связана, прежде всего, с ее необычной ногой. Как правило, о старухе говорится: «Баба-Яга костяная нога». Собственно, указание на костяную ногу в текстах сказок выступает как постоянный эпитет Бабы-Яги, рифмующийся с ее именем. Иногда формульное описание Бабы-Яги имеет продолжение: «Баба-Яга костяная нога, морда глиняная». В некоторых сказках нога Яги представляется не костяной, а деревянной или железной
Обычное воображение поражают и другие черты внешности Бабы-Яги. Попадая к ней, герой чаще всего видит ее лежащей на полу, печи или полатях, растянувшейся при этом из угла в угол. Не только нога, но и прочие части тела Бабы-Яги изображаются в сказках необычными: «А у ней голова лежит в одном углу избы, а ноги в другом», «Лежит Баба-Яга, костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос», «Баба-Яга из угла в угол перевертывается: одной губой пол стирает, а носом трубу затыкает». Нос Бабы-Яги иногда представляется железным или таким длинным, что «на крюку висит». При этом она всегда воспринимается носителями традиционных представлений как старуха. Многие сказочники не описывают внешность Бабы-Яги, упоминая лишь, что она старая или дряхлая, седая, беззубая, страшная старуха. Иногда в текстах сказок отмечается одноглазость Бабы-Яги, что, согласно мифологическим представлениям, является признаком потусторонней природы образа.
Образ сказочной Бабы-Яги наделен устойчивыми атрибутами. Одним из них является клюка или палка, обладающая волшебными свойствами. Клюка Бабы-Яги такова, что от удара ею «никакой богатырь не может на свете жить». С помощью своей палки-песта она может превратить в камень все вокруг, в том числе и героев-богатырей. Во многих сказочных сюжетах в качестве атрибутов Бабы-Яги выступают орудия женского труда, большинство из которых связанны с очагом и готовкой пищи: кочерга, лопата, пест, ступа, помело. Этим предметам, несмотря на их утилитарный характер, в традиционной культуре придавалось магическое значение. В сказке же ступа, например, оказывается предметом, на котором Баба-Яга передвигается в пространстве, заметая при этом следы помелом. Иногда Баба-Яга изображается также сидящей за прялкой и прядущей нить; а ее веретено и клубочек ниток приобретают в сказочной реальности волшебные свойства.

Жилище Бабы-Яги

Главным же атрибутом этого персонажа является необычная избушка, имеющая особое расположение в сказочном пространстве. Она находится «очень далеко», где-то «за тридевять земель, за огненной рекой», в темном, дремучем, непроходимом лесу, где нет «ни стежечки, ни дорожечки». Это место, где «пусто кругом, не видать души человеческой», куда «птица не пролетывает, зверь не прорыскивает» и куда «даже ворон русской кости не доносит». Такое место в мифологическом сознании воспринимается как потусторонний мир. Достигнуть избушки может только герой, и то его конь «по колена в воде, по грудь в траве идет». Само жилище Бабы-Яги особое. Это избушка «на курьих ножках, на петушьей голяшке», «на курьих ножках, на бараньих рожках», «на курьей ножке, собачьей голёшке». Избушка не просто стоит, она вертится. Часто Иван-царевич оказывается просто перед гладкой стеной избы - «без окон, без дверей» - а вход в нее находится с противоположной стороны. Подчас об этом строении говорится: «У этой избушки ни окон, ни дверей, - ничего нет». Она всегда открытой стороной обращена к тридесятому царству, а закрытой - к царству, откуда пришел герой. Он не может обойти избушку, потому что она как будто стоит на какой-то невидимой грани, через которую путник никак не может перешагнуть. В одной из сказок так и говорится: «Стоит избушка - а дальше никакого хода нету - одна тьма кромешная; ничего не видать». По мнению исследователей, внешние признаки этого жилища - отсутствие окон и дверей, невозможность ее обойти, а также теснота внутри (пространство избушки занято телом Бабы-Яги: ноги по углам, нос в потолок врос) - сближают его с обителью покойника - гробом.
В сказке избушка Бабы-Яги оказывается своеобразной сторожевой заставой. Проследовать дальше, пересечь этот рубеж можно только проникнув в саму избушку и пройдя сквозь нее. Чтобы сделать это - как в одной из сказок говорит герой, «чтобы мне зайти и выйти», - избушку нужно повернуть. Для этого необходимо произнести слова заклинания: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом». Иногда в текстах сказок это заклинание звучит более развернуто: «Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одну ночь ночевать. Пусти прохожего». В одной из сказок герой, помимо произнесения заклинания, совершает еще одно магическое действие - дует на избушку. «Избушка, избушка, - молвил Иван, подув на нее, - стань к лесу задом, ко мне передом». Только после этого обнаруживается вход: «Избушка поворотилась к ним передом, двери сами растворились, окна открылись».
Во многих сказках жилище Бабы-Яги отличается еще одной странной и пугающей слушателя повествования особенностью. Дом или дворец злой старухи огорожен тыном, на каждой из тычинок которого торчит по голове, и только на одной тычинке головы нет. Подчас ограда вокруг избушки вовсе изображается состоящей из частей человеческого тела: забор - из человечьих костей, на его кольях - черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - острые зубы. Все это указывает на то, что люди оказываются жертвами Бабы-Яги. В одной сказке о Бабе-Яге говорится: «Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-Яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят». В другой она изображается сидящей и толкущей в ступе людей; увидев девушку, Баба-Яга оскаливает зубы и грозит: «Я тебя в ступе истолку». Зачастую Баба-Яга сразу покушается и на жизнь героя, пришедшего в избушку: «Съем я тебя, молодец, я тридцать годов человечьего мяса не ела».

«Друзья» Бабы-Яги

Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.
Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты, вороны, филины. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, наделенный голосом, слышимым за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
Кот - животное, которое более всего связано с нечистой силой. Считалось также, что кот - это чёрт-оборотень. Но кот считался и любимцем домового, который и сам мог появиться в его образе. В волшебных сказках кот действует вместе с героем или является наградой ему за службу.

Промежуточные итоги

Исследовав происхождение имени нашей героини, а также изучив ее внешний облик, место проживания и спутников, мы пришли к выводу, что Баба-Яга - персонаж отрицательный. Наш вывод подкрепили результаты анкетирования, проведенного среди учащихся начальной школы.
Эпитеты, характеризующие Бабу-Ягу: хромая, старая, страшная, злая.
За положительный образ высказались 20 % учащихся начальной школы, а за отрицательный - 80%.
Затем мы приступили к более подробному и детальному изучению текстов сказок и поняли, что не все так однозначно. Мы заключили, что существует несколько образов Бабы-Яги, как положительных, так и отрицательных.

Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках.

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яги. Многие ученые, исследуя «этот замечательный образ», выявили четыре основные формы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-прародительница.

Яга-воительница превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Очень часто она живет в подземелье, обращается то в тучу, то в гору с пещерой, то в бесконечную стену. Побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.

Яга-похитительница - наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги. Яга в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т. д.).

Яга-дарительница дает герою предметы и волшебного коня, без которых в тридесятом царстве не добраться до цели. Путеводный клубочек указывает направление: «Клубочек покатился через горы, через долы, по полям, по лугам, по сыпучим пескам». Конь преодолевает непреодолимые преграды: «Этот конь подскакивает, мха, болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает». Баба-Яга вручает герою вещи - платок или салфетку, - по которым он должен быть опознан его невестой, или волшебные предметы, которые помогают ему в путешествии и в выполнении заданий. Таким образом, только Баба-Яга может указать герою путь в «чужое» царство и условия для достижения цели его странствий.

В роли дарительницы Баба-Яга может быть советчицей (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре), повелительницей (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, всякими гадами, лесными зверями и птицами), охранительницей (следит с помощью своих волшебных помощников за похождениями героя). Баба-Яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им добрые советы, взамен же требует одного - почитания, уважения. За это она отплачивает добром.

Яга-прародительница - это мать для нескольких своих дочерей, бабка для внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка. Яга-прародительница осуществляет обряд перерождения, воскрешения, «перепекания».
Внимательно прочитав много сказок, мы заметили, что ни в одной из них Баба-Яга не изжаривает никого в печи, а только обещает это сделать. Также мы узнали о древнем обряде «перепекания».
Бабка-повитуха клала дитя на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него хворого ребёнка.
После этого она клала его на хлебную лопату и отправляла в печь на некоторое время (но не запекала, а опекала, отсюда и «опека» - забота). Затем бабка вынимала ребёнка, разворачивала, тесто отдавала собакам, и ребёнок как бы рождался заново, выздоравливал, обретал счастливую судьбу.

Функции Бабы-Яги в сказке

Каковы же функции Бабы-Яги в сказке? Образ Бабы-Яги чрезвычайно противоречив. В зависимости от сюжета сказки, она может выступать и в «положительной» и в «отрицательной» роли, то есть быть или врагом, или помощником главного героя.
Если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-Яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.
Оказывается, она передаёт жизнь ребёнку через своё умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. А помело связывает Ягу с печкой, очагом, излечивающим хвори.
Ведьма, ведунья (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её почти безграничные возможности.

Выводы

Баба-Яга не просто сказочный персонаж, это образ, в котором воплощены история, верования и обряды восточнославянских племен.
Баба-Яга свидетельствует об огромном значении женщины в период матриархата и в последующие периоды развития общества.
В ходе исследовательской работы нами проанализированы народные сказки, в которых действующим лицом является Баба-Яга, выявлена её роль в сказках. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Баба-Яга - вымышленный сказочный персонаж.

2. По мнению учёных, Баба-Яга в древности была либо злой ведьмой, чернокнижницей, либо богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

3. Имя своё она получила от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться».

4. В сказках она предстает в образе безобразной старухи, живущей в лесу в избушке на курьих ножках, куда обязательно попадает главный герой.

5. По мнению учащихся начальной школы, Баба-Яга - персонаж отрицательный;

6. Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-прародительница, Яга-похитительница.

7. Привычное мнение о злой Бабе-Яге ошибочно, и это доказано в ходе исследовательской работы. Сказочная Баба-Яга - это чаще всего положительная героиня, советчица и дарительница, образ которой складывается из разных деталей. Баба-Яга дает добрые советы-наставления, вручает чудесные предметы или ценные подарки героям.

8. Образ Бабы-Яги настолько колоритен, что к его интерпретации обращается множество зарубежных и российских писателей, художников, скульпторов и других деятелей искусства.

Таким образом, гипотеза, что Баба-Яга - отрицательный персонаж в русских народных сказках, не подтвердилась. Нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Послесловие

Немного найдется литературных героев, в честь которых создаются музеи. У Бабы-Яги музей есть, и открыт он совсем недавно. В 2004 году в России нашлась родина Бабы-Яги. Вернее, ею названо небольшое село Кукобой Первомайского округа, что находится в 180 километрах от Ярославля на границе Ярославской и Вологодской областей. Среди густых лесов на берегу реки Ухтомы выстроили избушку на курьих ножках, где каждый год с чисто русским размахом в последнюю субботу июня празднуется день рождения Бабы-Яги. Вместо колдовства над кипящим зельем Баба-Яга заваривает чай из родниковой воды и печёт знаменитые кукобойские пироги, которыми и угощает своих многочисленных гостей. Особенно её любят, конечно, дети, с которыми она с удовольствием играет на свежем воздухе. Сама старушка всех уверяет, что она не один век жила в глухих лесах, а теперь вот перебралась поближе к людям. Почему бы и не поверить в сказку, ведь всем нам в наш суетный и отстранённый век так не хватает простого сердечного тепла, бесхитростной шутки, мудрого совета и неторопливых посиделок с бабушкиными пирогами. Село Кукобой - это место где взрослые и дети могут окунуться в настоящую сказку.

Сахалинский скульптор, заслуженный художник России, член международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО Владимир Чеботарев - автор композиции «У Лукоморья». В глине «зеленого дуба» четко различима русалка, что на ветвях сидит, кот ученый на цепи, ступа с Бабой-Ягой. Это сказочное изваяние заняло подобающее место у памятника А. С.Пушкину: «Там ступа с Бабою-Ягой идет, бредет сама собой».

А в Москве у станции метро «Молодежная» установлен памятник этому колоритному сказочному персонажу. Вот так случайно со всей незаметной женской хитростью, Баба-Яга увековечила себя во времени.

А наша творческая группа представляет вниманию жюри Бабу-Ягу, которую изготовили мы с помощью учителя рисования и классного руководителя. Такой мы себе представляем эту сказочную героиню.



Список используемой литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.
2. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. М.: Флинта, 1998, – 123с.
3. Кузнецов А. Н. Из времен незапамятных. – М.: Оникс, 2005, – 325с.
4. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М.: Русское слово, 1995, – 568 с.
5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – С.-Петербург: Лабиринт, 1996, – 336 с.
6. Русские народные сказки. Составитель Аникин В. П. – М.: Пресса, 1992, – 560 с.
7. Усачев А. А. Большая книга Бабы-Яги. – М.: Оникс, 2006, – 72 с.
8. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: в 3 т. – М.: Художественная литература, 1957, – 574 с.
9. О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. – М: Детская литература, 1988г. – 176 с.








13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 115