статья на тему: Практическое использование авторской методики Пчелка в преподавании русского языка


Практическое использование авторской методики «Пчелка» в преподавании русского языка».
Пилипенко Ирина Васильевна
учитель русского языка и литературы ВКК
МКОУ Заброденская СОШ

Современный и будущий работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Те учащиеся, кто успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем будущем, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать закономерности);
- быть коммуникабельными, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Развить и воспитать такую личность – главная задача учителя школы. А для этого нужны современные методы и формы обучения.
Практическое применение авторской (Гафитулин М. С., Гудкова О.И. Ганина А.П., гимназия №1 г. Жуковского) методики преподавания русского языка “Пчелка” (версия 2001 года), основного инструмента повышения грамотности учащихся при помощи адаптивной теории решения изобретательских задач (АТРИЗ), и обеспечило новый подход к изучению русского языка, помогло преодолевать возникшие трудности при изучении материала.
Цель “Пчелки” - создать условия, при которых ученик самостоятельно выводит правила, приобретает осознанные прочные знания. Для достижения поставленной цели используется принцип обобщения, при котором учеником создается грамматически обобщенная единица знаний.
Кратко отразим проблемы, стоящие перед преподавателем русского языка, покажем традиционные способы их решения, отметим существующие недостатки и новый подход к решению поставленных задач. Проблемы, стоящие перед преподавателем русского языка: 1)повысить уровень грамотности учащихся;2) развить интерес к предмету “Русский язык”; 3)развить познавательную и творческую активность учащихся. Известные способы решения обозначенных проблем: 1)изучение и запоминание правила; 2)закрепление правила на материале упражнений; 3)постоянное повторение изученного (репетиторство). Недостатки существующих методов:1)знание (правило) дается в готовом виде; 2)большие временные затраты на закрепление; 3)отсутствие связи между изученным и изучаемым; 4)отсутствие мотивации в деятельности ученика. Новый подход к решению поставленных задач: 1)структурированное изучение грамматики русского языка; 2)изучение предмета с опорой на самостоятельность учащихся (знания не передаются, а создаются); 3)считать первым шагом в развитии учащихся познание, следующим – творчество. Методика состоит из 4-х взаимосвязанных блоков, предусматривающих как самостоятельную, так и совместную деятельность педагога и ученика. Каждый блок имеет свою функцию и состоит из конкретных шагов прохождения изучаемой грамматической темы. Ниже в таблице показано основное содержание методики “Пчелка”, обозначены блоки, ключевые шаги и их цели.
Блок
Шаг
Цель

Блок А.
Деятельность педагога до урока.
1А. Записать название темы.
Четко обозначить решаемую проблему.


2А. Изучить методическую и научную литературу по теме.
Владеть информацией по данному вопросу.


3А. Записать опорные знания ученика для изучения темы.
Подготовить и структурировать необходимые информационные ресурсы.


4А. Составить комплекс упражнений, активизирующих опорные знания ученика.
Проверить подготовку ученика к изучению новой темы.


5А. Составить грамматический массив по новой теме, который ученик будет анализировать.
Иметь основной объект для грамматического анализа.

Блок Б.
Деятельность педагога и ученика.
1Б. Выполнить упражнения, активизирующие “прошлые” знания.
Подготовить необходимые “прошлые” знания для предстоящей деятельности.


2Б. Изучить грамматический массив, подготовленный педагогом.
Определить известное и неизвестное (“уверенное” и “неуверенное” чтение).


3Б. Выявить проблему.
Правильно обозначить общие и отличительные признаки.


4Б. Записать тему урока.
Показать логику ученика, через краткость передачи сути различий.

Блок В.
Деятельность ученика и педагога.
1В. Разбить грамматический массив на две группы и занести их в тетрадь.
Получить новую информационную структуру для последующего анализа.


2В. Найти существенный признак, определяющий условия грамматического написания.
Выдвинуть и практически проверить свою гипотезу грамматического написания.


3В. Сделать вывод, сформулировать грамматическое правило.
Иметь авторский взгляд и предложение по грамматически обобщенной единице знания.


4В. Сравнить свой вывод с тем, что предлагает учебник.
Оценить полученный результат, выявить достоинства и недостатки.

Блок Г.
Домашняя работа ученика.
1Г. Обработать полученное знание в виде грамматического правила и/или схемы.
Развить логику ученика, умение структурировать материал.


2Г. Собрать грамматический материал по изучаемой теме.
“Пропустить” грамматический материал через жизненный, читательский (и др.) опыт ученика; показать речевые возможности грамматического материала; создать новый методический материал.


3Г. Выполнить творческое домашнее задание (предложить оригинальную форму подачи изученного грамматического правила).
Проявить творческие способности при решении поставленной задачи.

 Использование методики “Пчелка” дает положительные результаты. В деятельности ученика повышается уровень грамотности, повышается статус знаний по русскому языку – стремление учащихся подтвердить (продемонстрировать) уровень своих знаний: участие в школьной олимпиаде по русскому языку (8-9 классы) – из 6 призовых мест 5 принадлежат учащимся, учившимся по методике “Пчелка”, 1 место на районной олимпиаде по русскому языку среди 8,9,10,11-х классов, 2-ой и 3-ий результат среди 9-х, вторые места на областной олимпиаде и призовые места в областном конкурсе «Самый грамотный»; повышается желание дальнейшего совершенствования знаний в области русского языка (формы – консультации, факультативы, курсы дополнительного образования); участие в районной Научно-практической конференции ( 2 место- Петрухненко Дарья 11 класс) и в Научной конференции ВГУ ( Петрухненко Дарья, 9 класс-2011 год, Овсянникова Олия, 11 класс – 2012 год).
Результаты в деятельности педагога: создается новая стройная система преподавания русского языка; апробируется и совершенствуется новая методика преподавания; регулярно пополняется методическое обеспечение грамматическими темами по русскому языку.
Выводы: 1.АТРИЗ успешно решает задачи развития общеобразовательных предметов, в частности предмета русский язык. 2. Применение АТРИЗ-разработок дает положительные результаты в деятельности педагога и ученика. 3. Методика “Пчелка” является одним из перспективных направлений в преподавании русского языка.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15