Статья Практическое применение проектной методики в преподавании «Изобразительного искусства»
Практическое применение проектной методики в преподавании «Изобразительного искусства»
Данная статья содержит материал по практическому применению проектной методики в преподавании Изобразительного искусства в общеобразовательной школе « Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского
Ключевые слова:проект, проектирование, планирование, предвидение, прогнозирование, моделированиемодель педагогического проекта.
Новые требования, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным стандартом второго поколения, предполагают овладение учениками общеобразовательных школ рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает необходимость использования соответствующих видов деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время.
Тема «Педагогическое проектирование творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства» является актуальной для современной методики обучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Целью данного исследования является задача разработать функциональныеметоды, приемы, формы, принципы организации и применения педагогическогопроектирования творческих возможностей учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Рассматривая вопросы педагогического проектирования как научной проблемы, мы берём за основу исследования И.А. Алексеева, В.В. Гузеева, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильина, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.Д. Чечель, из современных ученых – педагогов можно выделить Н.Ф. Коряковцеву, Р. Р. Девлетова и др.[3, с. 10].
По вопросам внедрения метода проектов в практику общеобразовательной школы уделяется внимание в работах: А.Л. Блохина, В.Н. Давыдова, Ю.В. Железняковой, Ю.В. Киримовой, В.Е. Мельникова, В.А. Мигунона, Н.В. Матяш, П.А. Петрякова, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Н.А. Степановой, Н.Г. Чаниловой. [6, С. 39 - 46].
Опираясь на учение Л.С. Выготского, советские психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин разработали теоретические основы обучения, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также обеспечивают её разностороннее воспитание. На основании выше сказанного, нами рассмотрены общие возрастные особенности ребенка в зависимости от его индивидуальности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проектная деятельность и учащихся, и педагогов находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследования.
Педагогическое проектирование, как метод личностно – ориентированного воспитательного процесса творческого развития учащихся на уроках изобразительного искусства рассматривает вопросы теории и методики использования ИКТ; использование проблемной технологии при подготовке педагогического проекта. Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество.[4, с. 24]
В практическом апробировании педагогического проектирования творческого развития учащихся на уроках ИЗО мы руководствуемся нормативными документами и материалами: Концепцией проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года); Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (январь 2010 года); «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», (октябрь 2002 года). В практической работе мы руководствуемся принципами гуманистической педагогики на основе программы Б.М. Неменского. Нами изучены методические журналы, разработаны темы проектов, которые можно использовать на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности.
Использование нами метода проектов, целью которого является развитие творческой деятельностиучащихся, позволяет привлекать детей с разными способностями, придает им уверенность, позволяет положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес к изучаемому предмету.
Для достижения поставленной цели, были определены задачи исследования:
1. На основе изучения философских, исторических, психологических, педагогических аспектов выяснить и проанализировать задачи и особенности педагогического проектирования творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО
2. Изучить понятийно-терминологический аппарат исследуемой проблемы
3. Обосновать принципы и провести анализ актуального современного опыта педагогического проектирования творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО
4. Разработать модель педагогического проектирования творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО
5. Апробация и проверка эффективности реализации педагогического проекта в развитии творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО
Педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Осуществление проектирования – творческий процесс, который предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов. В свою очередь проектировочная деятельность позволяет развивать эти способности и качества в личности педагога, приближая его самого к высокому уровню профессионального мастерства.[3, с. 14]
Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической, педагогической, профессиональной компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:
1) целесообразности (по направленности);
2) творчества (по содержанию деятельности);
3) технологичности (по уровню педагогической техники);
4) оптимальности (по выбору эффективных средств);
5) продуктивности (по результату).
Современный работник образовательного учреждения владеет целым арсеналом форм и средств работы. Он с успехом может организовывать деятельность различного содержания, всяческих направлений, в совершенстве владеет педагогической техникой и может на основе анализа ситуации выбрать эффективные средства. Тем не менее, о высоком уровне технологической компетентности приходится говорить достаточно редко. Это в первую очередь связано с трудностями в построении целостного педагогического процесса, начиная от определения целей и заканчивая анализом конкретного результата. Такими трудностями могут быть:
постановка ведущих и текущих целей и задач;
поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
осуществление и аргументация выбора;
осуществление самостоятельных действий или организация работы в группе;
сравнение полученного результата с требуемым;
корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
объективная оценка деятельности и результата проектирования.
Для лучшей организации и проведения занятий традиционная педагогическая наука рекомендует предварительно составить план-конспект урока. При составлении плана-конспекта следует придерживаться определённой формы и структуры. В нем должно быть отражено:
Вид занятий или художественно-творческой деятельности.
Тема урока.
Цель урока.
Задачи урока (воспитательная, образовательная и творческая.).
Оборудование: для учителя,для учащихся.
Эскиз использование классной доски.
План и ход урока.
Список использованной литературы.
Прежде, чем говорить о проектировании педагогического процесса, давайте обратимся к «методу проектов» и пониманию основ проектной деятельности.
В современной дидактической литературе появились новые понятия: «проект урока», «проектировочная деятельность учителя», «опорные сигналы», «технология урока», «драматургия урока», «педагогическое мастерство» и т.д. Проект—более широкое понятие. Это индивидуальное произведение, представление учителя о его будущей деятельности и деятельности учащихся. А план — это форма фиксации проекта.
Поэтому проект урока помимо названных элементов плана-конспекта может отражать ещё и следующее: методы педагогической деятельности учителя на уроке, поэтапную постановку задач, виды деятельности учителя и учащихся, самоанализ и самооценку урока, и многое другое. [14, 186 - 203]
В таблице №1 представлена примерная форма проектирования плана и хода урока, которая позволяет проанализировать взаимосвязь всех компонентов урока, как по горизонтали, так и по вертикали.
Проектирование плана и хода урока изобразительного искусства №1.
№ п/п Название этапа Задача для этапа Затраченное время Методы и приёмы работы Деятельность
учителя Деятельность
учителя Примечания
1 2 3 Часто учитель, проектируя урок, главным образом думает о собственной деятельности, а не о деятельности учеников. Особенно это характерно для деятельности начинающего учителя. Поэтому очень важно умение учителя предвидеть цели и результат своей деятельности как бы в зеркале деятельности учащихся и их результатов, а также видеть место данного урока во всей системе обучения и воспитания.
В этой связи возникает необходимость анализа и самоанализа деятельности учителя. Чем критичнее, чем глубже и конкретнее самоанализ, тем лучше, тем меньше вероятность повторения ошибок, просчетов. Примерные критерии анализа и самоанализа урока изобразительного искусства приведены в таблице № 2.
Анализ и оценка урока изобразительного искусства в начальных классах.№2
Требования к деятельности учителя Оценка Требования к деятельности учителя Оценка
! ? - ! ? -
1. Общая организация урока 1. Внимание
Соблюдение основных этапов урока В начале урока. Расчёт учебного времени. В конце урока. Создание эмоционального настроя. 2. Активность
Организация внимания учащихся. В процессе беседы. Игровые приёмы. В процессе практической работы. Взаимосвязь теории и практики. При подведении итогов. Динамические паузы, физкультминутка. 3. Интерес к теме. Домашнее задание. 4. Прочность знаний, умений и навыков. 2. Организация начала урока. 5. Самостоятельность суждений 3. Организация беседы. 6. Речь Отбор теоретического материала. 7. Вопросы к учителю. Раскрытие темы. 8. Понимание учебных задач. Ключевые слова, акценты. 9. Культура труда. Научность. 10. Самостоятельность практич. работы Логичность. 11. Творчество. Доступность. 12. Исполнительство. Последовательность. 13. Самоконтроль. Систематичность. 14. Дисциплина.
Вопросы к учащимся Во время беседы. 4. Организация практической работы В процессе практической работы Фронтальная работа. При подведении итогов. Упражнения. Реакция на звонок. Постановка учебных задач. Готовность к уроку. Этапность и последовательность. Организация рабочего места. Систематичность. Уборка рабочего места. Смена деятельности. 15. Отношение к учителю Индивидуальный подход. Мнение учителя проводившего урок
5. Организация итога урока. Выставка, представление работ. Анализ работы. Оценка результатов. 6. Наглядно-методическое обеспечение Отбор наглядного материала. Эстетичность используемого материала. Применение во время беседы. Предложения, советы и замечания..
Применение в процессе практич. работы Педагогический рисунок. Использование классной доски 7. Личностные характеристики учителя. Эмоциональность. Речь. Педагогический такт. Объективность. Внешний вид. Общая оценка за урок
! – Допустимо; ? – Допустимо не всё, или можно поспорить; - Не допустимо
Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Данное понятие соотносится с такими, как: планирование, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.
Планирование - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества.
Предвидение - в узком смысле — предсказание, в более широком — предпочтительное звание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.
Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.
Моделирование – это разработка общей идеи или цели и основных путей ее достижения. Дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования называется проектированием.
Модель педагогического проекта по развитию творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Предварительный подготовительный этап состоит из таких шагов:
(этот этап является непосредственной педагогической работой, включающей методологические и организационные подходы в реализации проекта):
1.Определяется тема, цели и задачи проекта.
2. Разрабатываются ключевые понятия проекта.
3. Определяется график выполнения этапов и оценка каждого этапа.
4. Представляются возможные итоговые работы.
5. Разрабатывается план организации работы в группах и принципы образования групп.
Первый этап (проектировочный)
1. Сообщается изучаемая тема и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
2. Учитель уточняет или задает наводящие вопросы, обращает перечень вопросов, сформулировав несколько тем.
3. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
4. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена ( рис, описание модели, макет).
6. Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
Второй этап (практический)
1. Ко второму этапу должны быть подготовлены необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует, корректирует работу группы.
3. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.
Заключительный этап.
1. Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.
2. Оглашается последовательность выступления групп.
3. После каждого выступления группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Например, в 5 классах нами был проведен педагогический проект "Гжель", где ставилась задача научить своими руками, создавать роспись в стиле Гжели, способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Ознакомить с искусством гжельских мастеров. 5 класс, состоящий из 30 учеников, был разделен на проектные группы, каждая из которых поставила своей целью создать творческий проект. В итоге проведения педагогического творческого проекта была организована выставка художественных работ учащихся 5класса. В ходе проведения педагогического проекта учащиеся получили навыки работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики; пользоваться основными элементами росписи; определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги, использовать средства художественной выразительности в декоративном оформлении композиции. Поставленные задачи нами были выполнены. С упражнениями справились все участники проекта. Ребята работали с удовольствием, видна заинтересованность в глазах учащихся, понимание того, что они могут больше.
Был подведен результат работы. Результаты таковы:
80% оценили себя на высоком уровне;
15% были сложности;
5% с большими затруднениями осваивали тему;
Проведенное нами исследование, представляющее один из возможных путей решения проблемыв разработке модели педагогического проектирования творческой деятельности на уроках ИЗО.
Список использованных источников
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: «Фонд за экономическую грамотность», 1995. -314 с.
Гурьянова И. В.Дидактические и методические основы преподавания изобразительного искусства в начальной школе. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006 — 40 с.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. – М.: Просвещение. — 1975. — С. 101–110.
Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 4. с. 21–26.
Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа №1. 2006. С.32 -39.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.,Знание. 1991. серия « Педагогика и психология», № 4. С.80.
Неменский Б.М., Неменская Л.А. Твоя мастерская. Учебная тетрадь.
Неменский Б. М.Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М., 1987.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. – № 1. – С.39–46.
Программы по изобразительному искусству 1-8 класс Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение» 2011 год издания.
Программа «Развитие» (основные положения). М., 1994.
Ростовцев Н. Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М., 1998. — С. 186 – 203.