Активизация познавательной деятельности учащихся посредством проектной технологии обучения
г. Горно-Алтайск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа №4 г. Горно-Алтайска»
Проект в образовательной области «Технология»
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством проектной технологии обучения
Красиков Е.В.
Кабинет технического труда
-2009-
Содержание
Трудовая подготовка в системе образования школы.
Проектный подход в обучении технологии.
Требования к ученическому проекту.
Алгоритм выполнения проекта.
Возможные критерии оценки проекта.
Подготовка к оформлению проекта.
Оценка защиты выполнения проекта.
Памятка учащемуся.
Памятка учителю.
Литература.
Трудовая подготовка в системе образования школы
В связи с социально - экономическими изменениями происходящими в нашей стране повысились требования к уровню преподавания в школе, меняются отношения между учителем и учеником.
В современных условиях от молодых людей требуются такие качества, как способность отдавать отчет в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни. Учащийся должен быть субъектом образовательного процесса.
Субъективность – основной воспитательный результат педагогического воздействия. Взаимодействия воспитателя и воспитанника, если они умело организованы, формируют способность ребенка выступать субъектом общения, субъектом деятельности, делают его способным к реализации творческих задатков и практических навыков, которые закладываются как на уроках, так и во внеклассной работе.
Эффективность урока в значительной мере предопределяется степенью эффективности и заинтересованностью учащихся в учебно - познавательном процессе, тем, насколько у них выработана положительная установка на учебно - познавательную деятельность вообще и конкретный предмет в частности.
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага, в процессе труда совершенствуются сам человек, формируется его личность.
Трудовое обучение, преемницей которого является образовательная область «Технология» с самого начала ее введения в общеобразовательную школу строилось на основе овладения учащимися обработки различных материалов и изготовления из них разнообразных бытовых изделий. По мере развития производства, научно - технических основ в содержание трудового обучения стали включать элементы машиноведения, электротехники, основ техники, технологии и экономики производства, внедрялся политехнических принцип обучения.
Стояла задача дать школьникам конкретную рабочую профессию, большое внимание уделялось профессиональной ориентации учащихся.
Сегодня понятно, что в основу содержания образовательной области «Технология» положено освоение учащимися процессов преобразования материалов, энергии и информации и средств удовлетворения социальных потребностей.
Объективная взаимосвязь перечисленных компонентов технологического процесса особенно полно проявляется при его проектировании.
Составляющие образовательную область «Технология» учебные предметы должны быть тесно связаны между собой.
Виды ведущих знаний
Характер технологической деятельности
Учебный предмет
Практические технические
Ручная обработка легкообрабатываемых материалов
Ручной труд
Технологические
Овладение распространенными конкретными технологиями
Технология обработка конструкционных материалов
Конструктивно-технические
Изучение и проектирование технических устройств
Техникознание
Информационно-технические
Деятельность по преобразованию информации
Информационные технологии, черчение
Социально-технические и технико-экономические
Предпринимательская деятельность
Основы предпринимательства
Распределение содержания образовательной области «Технология» по конкретным учебным дисциплинам позволит учащимся изучить распространенные технологии и через них освоить технологическую среду в целом, овладеть технологической культурой.
Проектный подход в обучении технологии
Сегодня в основу изучения образовательной области «Технология» положен метод проектов.
Выполнение проекта – это целостный процесс исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценки изделия. Его нельзя рассматривать как обязательную последовательность этапов, которая может в отдельных случаях изменяться.
Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Нет смысла создавать то, что никому не нужно. Поэтому в процессе выполнения проекта учащиеся должны исследовать потребности в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый объект.
Кроме того, что проектный подход есть учебное средство, он дает учащимся жизненно - практические умения, полезные каждому выпускнику независимо от избранной им профессии, специальности и дальнейшей карьеры.
Проектом (от латинского projectus – брошенный вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. От просто хотения, пустого мечтания, беспочвенных фантазий проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный технологический способ своей практической осуществимости. Проектный замысел указывает как и что нужно сделать для его воплощения в жизнь, т.е. получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому умственные и физические усилия.
Особенностью данного метода является то, что ученик должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и оценить и публично защитить свой проект.
Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки. Привлекательность состоит еще и в том, что в процесс работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.
Требования к ученическому проекту
Проектирование есть процесс разработки замысла и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме – текст, графическое изображение, объемный макет, действующая модель, изделие и т.д.
В проектном процессе выделяют три главные стадии. На первой выдвигается плодотворная, гипотетическая идея, ядро, способное к дальнейшему росту и развитию. На средней, из туманной идеи вырисовывается проектный образ, детальная картина, панорама желаемого. Завершающая фаза – это составление проектно – технической документации, где подробно описываются все операции и процедуры, которые нужно произвести определенными орудиями над определенными материалами для того, чтобы реализовать проектный замысел, воплотить его в действительность.
Еще одно коренное свойство проектности: целевая направленность на нечто оригинальное, новое.
Проектный метод предполагает такой подход для ученика: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно выполнить».
Необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы ученику нужно добывать собственными силами – именно этому и надлежит научить в первую очередь. А лучший способ – это заняться разработкой и осуществлением этого или иного учебного проекта.
В ходе работы учитель дает общее направление и главные ориентиры маршрута поиска. Безусловно на первом этапе возможны ошибки, и их бывает много, от этого не застрахован никто. Но главное – вовремя их обнаружить. Ошибку, допущенную в начальном замысле легко исправить, на других этапах это может стать неразрешимой проблемой.
Для этого учащимся полезно и нужно сформировать общий алгоритм творческой деятельности, т.е. познакомить с определенными правилами, выполнение которых приведет в решению поставленной задачи.
Алгоритм выполнения проекта
Алгоритм выполнения проекта включает в себя три этапа: поисково-конструкторский, или проектировочный, технологический или этап реализации проекта, заключительный – презентация и практическое использование изделия.
1.Поисково – конструкторский (проектировочный этап)
- Поиск и выбор темы проекта, определение потребности в том или ином изделии.
- Сбор, изучение и обработка необходимой информации об объекте труда и процессе его изготовления.
- Осуществление процесса проектирования:
изучение варианта конструкции и технологии изготовления изделия с учетом имеющегося оборудования учебных мастерских и других условий;
рассмотрение вопросов эколого-экономической экспертизы, связанных с изготовлением и применением изделия.
- Составление конструкторской и технологической документации:
выполнение эскиза и рабочих чертежей деталей;
разработка технологии изготовления элементов и всего изделия в целом, составление технологических карт.
2. Технологический (этап реализации проекта)
- Материальная реализация проекта: подбор необходимых конструкционных материалов, инструментов, приспособлений и оборудования, исходя из реальных возможностей кабинета технического труда.
- Выполнение запланированных обработочных, сборочных и отделочных операций по изготовлению изделия.
- Текущий контроль качества выполнения технологических операций.
- Соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, техники безопасности.
- Внесение при необходимости изменений в конструкцию изделия и технологию его изготовления.
3. Заключительный (презентация проекта)
- Контроль изготовленного изделия и его испытание.
- Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности и их реализация.
- Общий анализ работы, проведенной над творческим проектом, и вытекающие из него выводы.
Этот алгоритм не единственный и для примера можно привести выполнение проекта состоящего из четырех этапов.
1. Подготовительный этап:
- выбор учащимся темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;
- определение необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;
- составление плана работы по реализации проекта;
- определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проектируемого изделия.
2. Конструкторский этап:
- рассмотрение нескольких вариантов выполнения проекта и выбор наиболее оптимального из них;
- сбор и обработка информации по литературным источникам;
- разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда;
- разработка соответствующей технико – технологической документации, подготовка необходимых материалов, инструментов, оборудования;
- распределение обязанностей (для группового и коллективного проекта).
3. Технологический этап:
- выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна;
- текущий контроль и корректировка;
- соблюдение правил техники безопасности.
Заключительный этап:
- самооценка качества выполненной работы (соответствие задуманной конструкции, технологичность, экологическая безопасность);
- расчет экономических затрат на выполнение проекта;
- защита проекта в коллективе;
- защита проекта перед комиссией (представление документации, показ изделия)
Требования к выполнению и оформлению проекта зависят от возраста учащихся и класса обучения
Класс
Вид проекта
Требования к оформлению проекта
1
Коллективная работа (проведение праздника с изготовлением сувениров, выполнение афиш и панно)
Устная работа. Оценка детьми вклада каждого ученика в ее выполнение
2
Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита
Обоснование выбора темы, порядка работы по выполнению изделия, использованию материалов и инструментов
3
Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита
Обоснование выбора темы, порядка работы по выполнению изделия, использование материалов и инструментов. Правила техники безопасности
4
Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита
Обоснование выбора темы, эскиз изделия, порядок выполнения работы, использование материалов и инструментов. Правила техники безопасности
5
Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита
Обоснование выбора темы, эскиз изделия, технологическая карта, использованные инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Выполнение соответствующих записей в рабочей тетради
6
Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита
Обоснование выбора темы, эскиз изделия, технологическая карта, перечень необходимого оборудования, инструментов, расход материалов. Правила техники безопасности. Выполнение соответствующих записей в рабочей тетради
7
Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита
Обоснование выбора темы, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательных операций), краткая историческая справка, расчет цены изделия. Правила техники безопасности. Записи в рабочих тетрадях
8
Индивидуальный или групповой проект
Обоснование выбора темы, краткая историческая справка, оценка вариантов, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательных операций), расчет финансовых затрат, иностранное резюме на иностранном языке и список использованной литературы. Документация в печатном виде (компьютерный вариант). Правила техники безопасности. При групповом проекте – вклад каждого участника. Компьютерное оформление проекта
9
Индивидуальный, групповой или коллективный проекты
Обоснование выбора темы, краткая историческая справка, оценка вариантов, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательных операций), полное экономическое обоснование, экологическая безопасность, резюме на иностранном языке и список использованной литературы. Правила техники безопасности. При групповом или коллективном проекте указывается вклад каждого участника. Компьютерное оформление проекта
10-11
Групповой или коллективный проекты
Все вышеуказанные требования с учетом профиля обучения
Возможные критерии оценки проекта
Конструктивные критерии:
а) прочность, надежность;
б) тяжесть распределения массы;
в) удобство использования;
г) соответствие конструкции назначению изделия.
2. Технологические критерии:
а) количество используемых деталей, использование стандартных деталей;
б) оригинальность применения и сочетание материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов;
в) стандартность технологии, необходимое оборудование;
г) сложность и объем выполненных работ;
д) расход энергии при производстве.
3. Экологические критерии:
а) загрязнение окружающей среды при производстве;
б) возможность использования отходов производства;
в) возможность повторного использования деталей изделия по окончанию срока службы.
4. Эстетические критерии:
а) оригинальность;
б) композиционная завершенность;
в) использование традиций национальной художественной культуры;
г) цветовое решение;
д) стиль.
5. Экономические и маркетинговые критерии:
а) потребность в данном изделии на рынке;
б) возможность массового производства;
в) себестоимость проекта;
г) уровень продажной цены;
д) целесообразный вид рекламы.
Возможные критерии оценки проекта (вариант)
Оригинальность темы и идеи проекта.
Конструктивные параметры:
Соответствие конструкции назначению изделия;
прочность, надежность;
оригинальность;
удобство использования.
3. Технологические критерии:
соответствие документации;
оригинальность применения и сочетания материалов;
соблюдение правил техники безопасности.
4. Эстетические критерии:
композиционная завершенность;
дизайн изделия;
использование традиций народной культуры.
5. Экономические критерии:
потребность в изделии;
экономическое обоснование;
рекомендации к использованию;
возможность массового производства;
реклама изделия (при защите проекта).
6. Экологические критерии:
наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия;
возможность использования вторичного сырья, отходов производства;
возможные экологические последствия при использовании изделия (экологическая безопасность).
7. Информационные критерии:
стандартность проектной документации;
использование дополнительной информации.
Подготовка и оформление проекта
В выполнении творческого проекта первым и главным решением является определение того, что предполагается изготовить, т.е. название самого изделия, далее необходимо решить ряд вопросов:
какие материалы понадобятся при выполнении работы;
какие необходимы инструменты и оборудование;
каковы форма и размеры изделия;
в каком стиле будет оно изготовлено;
будет ли оформление изделия сочетаться с окружением из других предметов;
основные этапы конструирования изделия;
основные этапы технологии его изготовления;
основные результаты на изготовление изделия.
Для большей наглядности вопросы можно расположить в виде схемы:
Безопасность труда Потребность
Эстетика Конструкция
Название изделия
Эргономичность Материалы
Экономические затраты Используемое оборудование
Моделирование
и конструирование
Технология
Этот прием может быть применен и для решения отдельных частных вопросов. Если возникает вопрос с выбором материала, тогда он и становится центром решаемой проблемы и т.д.
Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступает конкретное изделие, а теоретической является пояснительная записка.
По содержанию пояснительная записка включает:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Библиографический список использованной литературы.
Приложения.
Титульный лист является первой страницей и заполняется по определенным правилам. Вверху – полное наименование учебного заведения. В середине листа – название проекта. Далее фамилия, имя, класс проектанта и фамилия и инициалы руководителя. В нижнем поле год выполнения проекта.
В оглавление помещают название глав и страниц.
В введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формируется планируемый результат и основные проблемы.
Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
От цели проекта необходимо перейти к конкретным задачам, которые предстоит решить в соответствии с ней, т.е. изучить, описать, установить, выявить, и т.д.
В главах основной части рассматриваются методика и техника выполнения, краткий обзор литературы и материалов по теме, идеи и предположения по решению проблемы, рисунки, схемы, диаграммы.
В технологической части необходимо показать последовательность выполнения проекта, перечень этапов, технологическую карту.
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. Расчет затрат, проект рекламы, маркетинговое исследование. В экологической оценке следует обосновать проект в части изменений в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека.
Содержание глав должно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
В заключении излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, дается самооценка проделанной работе, пути продолжения исследования, если они есть, и задачи которые необходимо решить.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Вспомогательные или дополнительные материалы помещают в приложении.
Обогатит пояснительную записку иллюстрированный материал – чертежи, рисунки, фотографии, схемы, диаграммы, графики.
Чтобы учащемуся (или группе) было легче оформить результаты своей проектной деятельности можно воспользоваться бланками специального дневника.
Дневник проектной деятельности Лист №1
Фамилия, имя учащегося
Класс:
Название проекта
Кабинет технического труда
Используемые материалы
Сроки выполнения проекта
Этапы выполнения проекта
Результаты работы
Проблема Лист №2
Сформулируйте проблему, которую вы хотите решить
Опишите задачи, которые нужно решить для устранения проблемы.
Для того чтобы_____________________________________________________, необходимо сделать:
1.
2.
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Исследовательская работа Лист №3
Изучите, опишите и зарисуйте изделие, аналогичное выбранному вами
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Варианты решения проблемы Лист №4
Опишите варианты решения поставленной проблемы (не менее трех). Укажите их достоинства и недостатки
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Окончательный вариант решения проблемы Лист №5
Подробно обоснуйте свое решение проблемы
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Выбор материала Лист №6
Перечислите материалы, необходимые для изготовления изделия и отметьте их достоинства знаком «+», недостатки «-»
Материал
Возможность обработки материала в школьных мастерских
Доступность материала по цене
Износостойкость материала и др. свойства
1.
2.
3.
Сумма «+»
Цветовая гамма изделия Лист №7
Выполните цветной эскиз изделия
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
План работы над изделием Лист №8
Спланируйте свою работу по изготовлению изделия:
1.
2.
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Чертеж изделия Лист №9
Выполните чертеж изделия
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Технологическая карта изделия Лист №10
Номер операции
Содержание и последовательность выполнения операции
Графическое изображение
Оборудование, инструменты и приспособления
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Лист-заявка Лист №11
Укажите необходимые для работы материал и его размеры:
Материал Размеры
1. 1.
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Экономическое оборудование Лист №12
Экономически обоснуйте целесообразность предложенного вами способа решения проблемы
1. Узнайте стоимость аналогичного изделия в магазине
2. Рассчитайте стоимость своего изделия (материальные и другие затраты)
3. Сравните стоимость своего изделия с ценой аналогичного изделия в магазине и сделайте вывод о целесообразности его изготовления своими руками
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Экологическая экспертиза Лист №13
Опишите, какое влияние на окружающую среду оказывает технология изготовления вашего изделия
Какое влияние на здоровье человека оказывает ваше изделие?
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Самооценка проекта Лист №14
Опишите преимущества выполненного изделия по отношению к аналогичным.
Изменился ли ваш подход к решению проблемы в ходе ее воплощения и почему?
С какими трудностями вы встретились при работе над проектом и как их устраняли?
Успешным ли было предложенное вами решение проблемы?
Название проекта:
Фамилия, имя учащегося
Руководитель
проекта
Дата заполнения:
Оценка защиты выполненного проекта
№
п/п
Критерии
Оценка учителя (А)
Средняя оценка одноклассников (В)
Самооценка (С)
Итоговая оценка Д=(А+В+С):3
1.
Соответствие содержания доклада проделанной проектной работе
2.
Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения
3.
Качество проектного изделия
4.
Практическое использование проектного изделия
5.
Качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность, соответствие ГОСТу)
6.
Использование знаний из других наук и учебных предметов
7.
Ответы на вопросы
8.
Полнота знаний по технологии (трудовому обучению)
9.
Оригинальность решения проекта
10.
Культура речи
Всего:
В таблице выставляются оценки по десятибалльной шкале (от 1 – «В докладе этого не прозвучало», «В проекте это не отражено» до 10 – «Критерий раскрыт полностью».
Если количество набранных баллов:
От 0 до 44 ставится оценка «2»;
От 45 до 69 ставится оценка «3»;
От 70 до 84 ставится оценка «4»;
От 85 до 100 ставится оценка «5».
Памятка учащемуся
Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли через этот процесс.
Осознание нужд и проблем
Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы не появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Посмотри вокруг, нужна ли твоя помощь кому-то, что ты можешь сделать своими руками? Возможно, в доме, в школе, на игровой площадке, на улице ты принесешь пользу. Подумай, в какой сфере деятельности ты мог бы себя реализовать. Выбранная проблема должна быть оформлена в виде описания, где ты указываешь функциональное назначение, степень значимости. Описание должно четко формулировать то, что ты собираешься делать. Делают то, в чем есть потребность.
Исследование и развитие идеи
Следующий шаг - найти как можно больше информации по своей проблеме. Сходи в библиотеку, посмотри журналы, газеты, посоветуйся со старшими. Фиксируй все интересные идеи, которые пришли тебе в голову, а также эскизы, рисунки, пометки.
Оцени свои возможности, достаточно ли тебе знаний и умений для реализации твоей идеи.
Реально оцени время для решения твоей проблемы, материалы, имеющиеся в твоем распоряжении, их стоимость, подумай о внешнем виде изделия. Предложи комплекс мер по реализации своей идеи. Оцени ее.
Поиск альтернативных вариантов
Запомни, любая проблема может иметь различные варианты решения. Выбери наиболее оптимальный с точки зрения экономного расходования материалов, экологии, технологии изготовления.
Конструирование изделия
Сейчас ты должен подумать над формой своего изделия: сложное или простое, из каких основных частей состоит. Рассмотрев альтернативные варианты конструкции, выбери наиболее оптимальный. Изобрази графически или сделай словесное описание.
Разработка последовательности изготовления
Сейчас ты должен составить план изготовления изделия. Запиши порядок своей работы, тщательно продумай, какие материалы тебе понадобятся, какими инструментами и приспособлениями будешь работать. Выбери наиболее рациональную технологию. Прими во внимание альтернативные варианты. Выполни технологические карты или эскизы.
Изготовление изделия
Бережно относись к материалам, школьному оборудованию. Соблюдай технологическую, трудовую дисциплину, культуру труда, техника безопасности. Изготовь детали, собери изделия.
Анализ и оценка изделия
Решил ли ты проблему? Подумай об этом, спроси у других. Может быть, тебе необходимо произвести изменения в своем проекте. Оцени его по всем требованиям. Определи, что он дает, каковы его положительные стороны (недостатки), какие отрицательные последствия имеет изготовленное тобой изделие?
Памятка учителю
Обучая учащихся выполнению индивидуальных творческих проектов, приучайте их:
формировать идею (проблему) проекта исходя из потребностей и ограниченности ресурсов;
погружаться в идею, осознавать ее, разрабатывать альтернативные варианты;
определять критерии оценки проекта (уникальность, превосходство,экономичность, технологичность, экологичность, габариты, вес, полезность и др.);
разрабатывать план реализации идеи;
проектировать изделие;
соблюдать требование ГОСТа, дизайна, технологическую культуру,охрану труда и правила техники безопасности;
оценивать результаты своей деятельности (положительные,отрицательные).
Литература
Гилева Е.А., Егоров Ю.С.\, заместитель директора по технологии и научной работе школы №135 г. Пермь. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру. // Школа и производство. 2001. №4. С.25.
Маркуцкая С.Е., научный руководитель отдела трудовой подготовки учащихся НОСО РАО. Постановка проблемы для осуществления учебного проекта. // Школа и производство. 2003. №2 С.55.
Марясико А.В. и др. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по технологии. 11 класс. Дрофа. 2001.
Муравьев Е.М., профессор кафедры технологии Шуйского госпедуниверситета. Проектирование по технологии в 9-м классе. // Школа и производство. 2002. №6. С. 52
Павлова М. Дж. Питт. Проектный подход в обучении технологии. Школа и производство. 2003. №2 С.11.
Сафрис О.М., преподаватель технологии МУК №1, г. Москва. Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по технологии. // Школа и производство. 2001. №1. С.54.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315