Разработка классного часа Как создаются книги
Разработка классного часа
на тему: «Как создаются книги»
Тема: «Как создаются книги».
Форма проведения: устный журнал.
Цели: предметные – в ходе урока познакомить детей с созданием книг, производством бумаги, расположением книг в библиотеке;
метапредметные – в ходе урока способствовать развитию монологической речи, мышления, памяти, внимания;
личностные – способствовать воспитанию у детей бережного отношения к книгам, любви к чтению.
Оборудование: страницы устного журнала, плакат «Книжкина больница», рисунки учащихся по теме «Книга – наш друг».
Классный час проводится в библиотеке.
Ход занятия.
Оргмомент.
Сообщение темы.
Сегодня у нас необычный классный час: мы проводим его в библиотеке. Тема классного часа: «Как создаются книги». Сегодня мы будем открывать страницы устного журнала.
3. Беседа по 1-й странице «Лес – наше богатство»
Как называется первая страница?
Что на ней изображено?
Почему мы говорим: «Лес – наше богатство»?
Что даёт нам лес?
Какую пользу он нам приносит?
Почему лес называют другом человека?
Почему лес нужно беречь?
Что мы с вами можем сделать по охраны леса?
Лес даёт нам древесину. Как человек использует древесину? Что изготавливают из древесины?
Из древесины можно изготовить много нужных предметов: мебель, рамы, посуду, но ещё из древесины изготавливают бумагу. А как её изготавливают, об этом вам расскажет… один из учащихся класса.
Сначала бумагу изготавливали из стеблей бамбука. Это было около 1000 лет назад. Бумажные предприятия строились обычно по берегам рек. В России первые бумажные мельницы появились чуть позже – в 16 веке (около 500 лет назад). Бумаги выпускали гораздо меньше, чем сейчас, потому что производство было слабо развитым, люди были неграмотными, но постепенно стало налаживаться производство, техника, люди стали учиться, и бумаги стало требоваться больше.
Чтобы изготовить бумагу, необходимо заготовить древесину. Для этого нужно спилить деревья, срубить у них все ветки и сучья, затем надо вывезти эту древесину из леса. Людям, которые занимаются такой работой, приходится очень тяжело. После того, как древесину вывезли из леса, её отправляют на фабрики и заводы, где изготавливают бумагу. Там древесину размалывают: дерево превращается в мелкие – мелкие опилки. Такие опилки называются исходным сырьём, из которого делают бумагу. К исходному сырью добавляют мел, воду, клей и красители. Всё это перемешивают и варят в специальных котлах, в которых исходное сырьё превращается в бумажную массу. Затем бумажная масса поступает на бумагоделательную машину, на которой вся масса распределяется по сетке, образуя тонкий слой. Здесь бумагу просушивают, придают ей необходимую поверхность. После этого бумагу скатывают в рулон. Показать учащимся бумагу разного качества.
Зачем людям нужна бумага? Почему сегодня, когда тема урока «Как создаются книги», мы вдруг заговорили о бумаге?
Кто из вас знает, как печатаются книги?
Беседа по 2-й странице «Как создаются книги»
Для этого мы откроем вторую страницу устного журнала.
Что нарисовано на этой странице?
Что написано сверху? Как вы думаете, зачем на второй странице я нарисовала издательство?
Правильно, дети, книги создаются в издательстве. После того, как бумагу скатали в рулон, её рассылают на фабрики и заводы.
Что выпускают на фабриках и заводах?
Что необходимо сделать с бумагой прежде, чем печатать книги?
Бумагу необходимо разрезать на листы нужного формата. Эту работу выполняют специальные машины. После этого на бумаге начинают печатать текст.
Как вы думаете, что надо делать, когда текст уже напечатан?
Страницы книги сшивают в определённом порядке, у каждой страницы есть свой номер, и они идут одна за другой. Затем книгам делают переплёт. Есть книги с толстым переплётом, а есть – с тонким. Тонкий переплёт книгам сделать легче: его делают из плотной бумаги. К сшитым страницам приклеивают переплёт, но такие переплёты быстрее рвутся и стираются. Лучше, если у книги толстый переплёт. Делать его труднее, чем тонкий. К корешку книги приклеивается марля так, чтобы с одной и с другой стороны марля выступала на два сантиметра. Сверху марли приклеивается толстый картон. Чтобы не было видно марли, к книге и обложке приклеивают плотную бумагу. Вот так появляются на свет книги.
Куда отсылают книги с фабрик?
Что происходит с книгами в магазинах? В библиотеках?
Становится ли лучше от этого книга? Что происходит с книгами? Они стареют.
Беседа по 3-й странице «Чтобы книги дольше жили»
О том, как надо поступать, чтобы книги не старели, мы узнаем, если откроем следующую страницу «Чтобы книги дольше жили»
Итак, мы с вами выяснили, что книги, как люди, рождаются, живут, стареют. Как и люди, книги могут болеть, а иногда и умирать.
Посмотрите на плакат «Книжкина больница». Что на нём нарисовано?
Почему книги заболели?
Как надо заботиться о книгах, чтобы они не болели?
Надо аккуратно обращаться с книгами. Существует несколько правил аккуратного обращения с книгами.
Нельзя перегибать книги.
Нельзя загибать книжные страницы.
Нельзя закладывать в книги карандаши.
Нельзя писать и рисовать в книгах.
Нельзя брать книги грязными руками.
Нельзя читать книги во время еды.
Нельзя читать книги на солнце (портится бумага).
Запомните: класть книги нужно только на чистые столы и парты. Перевёртывая страницы, привыкайте держать их за верхний край. И никогда не слюнявьте пальцы. Хорошо, если вы сделаете для книг обложку, тогда ваша книга будет дольше оставаться новой. Ведь даже при самом аккуратном обращении обложка книги пачкается.
Помните: чем аккуратнее обращаются с книгами, тем они дольше живут.
А как надо поступить, если в библиотеке вам дали рваную книгу?
Как лучше всего заклеивать книги? Почему? Как правильно надо заклеивать книги бумагой?
А теперь попробуйте ответить на вопрос: как лучше сохраняются книги – стоя или лёжа? Вот об этом мы узнаем на странице «Книжкины палаты».
Беседа по странице «Книжкины палаты».
Посмотрите на полки с книгами. Как здесь хранятся книги? Какой вывод можно сделать? Книги не лежат, а стоят. Так они гораздо лучше сохраняются.
А вот как должны стоять книги на полках, вам расскажет… один из уч-ся класса.
Книги «устроены» не для лежачей жизни. Конечно, если положить одну-две книги – вреда не будет. А много книг класть друг на друга не следует – это очень вредно для книг: они не смогут даже вздохнуть. Но и стоять книги должны не как-нибудь, а по своим правилам. Книги должны стоять на полке не слишком тесно, но и не слишком свободно, слегка касаясь друг друга. Тогда им хорошо! Чтобы книги не пылились, лучше, если полки будут застеклёны.
Но бывает так, что книги могут покрыться плесенью. Это может произойти от холода или жары, от большой влажности воздуха или из-за пыли, которая, оседая на книги, затрудняет их дыхание. Чтобы этого не случилось 2 – 3 раза в год удаляйте пыль с книг и чаще проветривайте комнату. Но только не устраивайте сквозняков – книги боятся их. Храните книги подальше от окон, т.к. от лучей солнечного света листы книг становятся ломкими, а цветные обложки выгорают.
Пока книг мало, с ними забот мало, а когда книг много, тогда нужен строгий порядок. Можно поставить книги по росту. Например, на одной полке книги ростом в 17 см, на другой – 20 см, на третьей – 26 см. это будет очень красиво и экономно. При такой расстановке книг выгодно используется площадь библиотеки, а нужную книгу можно найти по каталогу. Каждая книга имеет в каталоге свою карточку, в которой указаны автор, название, место и год издания.
Но вообще книги принято расставлять по другому, по их содержанию. Об этом нам подробно расскажет библиотекарь. Далее следует рассказ библиотекаря о расстановке книг.
Беседа по странице «Книга – наш друг».
Какую пользу нам приносит книга?
Что нового и интересного можно узнать из книг?
Чему уже вас научили книги?
Какие у вас любимые книги?
Какие произведения вам больше всего нравятся: стихи, сказки или рассказы?
Какие произведения вы читали о книгах?
Сегодня ученики расскажут вам несколько стихотворений о книгах. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Книжка про книжки».
А теперь послушайте пословицы о книгах:
Испокон века книга растит человека.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Иная книга обогащает, а иная – с пути совращает.
Как вы понимаете эти пословицы?
Почему одна книга «обогащает», а другая «с пути совращает»?
А теперь вспомните загадки о книгах и загадайте их, а мы все попробуем их отгадать.
Без языка, а всё расскажет.
Чёрные, кривые,
от рождения немые,
встанут в ряд –
сейчас заговорят.
Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
не человек,
а рассказывает.
Итог.
Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Какие правила надо выполнять при обращении с книгами?
Почему книга – наш друг?
Поднимите руку те, у кого дома есть библиотечка.
Как вы храните и ухаживаете за своими книгами?
Спасибо всем. Урок закончен.