Конспект урока по литературному чтению 2 класс Как создаются мультфильмы. Сказка — сценарий А. Курляндского « Ну, погоди!»
Тема: «Как создаются мультфильмы. Сказка сценарий А. Курляндского « Ну, погоди!»
Тип урока: урок- проект
Цель: постижение идеи и художественного своеобразия языка и стиля на примере сказки - сценария А.Курляндского «Ну,погоди!»
Задачи:
-учить осмысливать тему сказки - сценария, прогнозировать идею художественного произведения; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героев;
-совершенствовать качества навыка чтения: работать над выразительностью, сознательностью, беглостью и правильностью чтения стихотворных текстов;
-способствовать развитию художественного восприятия, воображения, эмоциональной чуткости к слову, памяти, мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение);
-развивать связную речь школьников, обогащать и уточнять словарный запас словами, характеризующими качества личности.
- развивать навык выразительного чтения;
- развивать умения создавать мультфильм с помощью определение последовательности кадров и их озвучивание на основе сказки сценария.
УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В одном счастливом детстве»/ книга для чтения в 2-м классе ,часть 1 (Образовательная система «Школа 2100»).
Ход урока:
Этапы урока; методы и приемы
Содержание урока
Формируемые УУД
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Екатерина Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Поэтому ваш успех на уроке тоже в ваших руках. Желаю вам удачи!
психологический настрой каждого ученика на успешность обучения
2.Целепологание.
3.Проверка домашнего задания
чтение:
словарная работа
Давайте сегодня совершим путешествие на студию «Союзмультфильм».
- Ребята,что же такое мультфильм?(ответы учащихся)
- Какие синонимы вы можете подобрать к слову мультфильм?(ответы учащихся)
- Давайте посмотрим как это понятие дается в толковом словаре Ожегова.
- А какие у вас самые любимые мультфильмы?(ответы учащихся)
- К нам на урок пришли гости. А так как наш урок посвящается мультфильмам, как мы будем развлекать наших гостей? Будем им мультфильм «Ну погоди» показывать. Ой, а я флешку с мультфильмом дома оставила .Как быть? Что будем делать? Может сами мультфильм создадим? А мы умеем? -Значит на уроке чему будем учиться?( Будем учиться создавать мультфильмы.)
- Верно,для этого мы и отправляемся в путешествие .
- Начнём наше путешествие с посещения мастерской первого специалиста. Откуда берётся сказка? Кто его создает?(его пишут,создается сценарий)
Тексты к мультфильмам пишут сценаристы. -Начинается любой мультфильм с написания сценария: такого текста, в котором написано, какие события должны происходить, что должны произносить герои и как; описан внешний вид, мимика, всё то, что помогает создать образ. А у нас есть сценарий?
- А кто написал сценарий к мультфильму «Ну погоди»?(А.Курляндский)
Нас здесь ждет сценарист
.-Вы читали сказку-сценарий А.Курляндского «Ну, погоди!».
- Давайте сейчас прочитаем. Остальные слушаю внимательно и думают,чем же эта сказка-сценарий отличается от обычной сказки.
- Какие сложные слова встретились в тексте?(ответы учащихся)
определение цели урока;
нахождение в словаре нужных слов; осуществление актуализации личного жизненного опыта
чтение и восприятие на слух произведения
само- и взаимоконтроль и оценка чтения
внутренняя потребность включения в учебную деятельность
понимание содержания текста; ответы на вопросы по прочитанному; осуществление анализа произведения;
4. Изучение
нового материала.
Подготовка к созданию мультфильма.
- Какие отличия вы нашли?(Зачин
Концовка
Устойчивые сказочные выражения
Мало диалогов, много звуков)
-Определите характер этого произведения. (юмористический)
-Почему все выпуски мультфильма называются «Ну, погоди!»? (Волк хочет съесть Зайчика, но находчивость и сообразительность Зайца мешают Волку. Волк попадает впросак, с ним что-то случается. И он снова грозится расправиться с Зайчиком.)
- Много ли в этой сказке диалогов? А разве весь мультфильм идёт без звука? (Звуки бульканья воды, хохота, щелканье выключателя, песни, крик, звуки пилы) Так что же отличает текст сценария от просто сказки?(ответы учащихся)
- «Ну, погоди!» - это современная авторская сказка
- Заглянем в следующую мастерскую .Ребята, кто же получает сценарий ?(режиссер)
- Верно. Вот мы у режиссера. Чем занимается режиссер?(ответы учащихся). Режиссёр фильма – Вячеслав Котёночкин. Мультфильму более 25 лет.
-Кто же трудится в следующей мастерской? Человек, рисующий кадры мультфильма. Художники – мультипликаторы. Под их руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. И мы сейчас
попробуем оживить наш сценарий.
- Некоторые ребята работали с художником и ощутили на себе всю тяжесть труда художника, создавая иллюстрации к сказке. Вы рисовали рисунки к сказке-сценарию . Лучшие из них вы видите на доске.
- Давайте оценим работу учеников.
- Но посмотрите,они все расположены неправильно. Чтобы получился мультфильм, необходимо чтобы кадры-рисунки были расположены последовательно на пленке.
определите в парах последовательность картин. Как нам получить полноценный мультфильм?(надо собрать кадры по порядку и озвучить их)
- Давайте составим. Найдите в тексте слова, для этих кадров(Примерный текст титров:
1.Сидели как-то Волк и Зайчик перед экраном телевизора. А на экране – красавица ёлка. Идут к озеру зверюшки.
2. И вот Волк уже на телеэкране. Достал из кармана кипятильник. Скинул шубу – и в воду!
3. Бурлит кипятильник, всё горячее вода становится. Ну и жара! Вылез Волк на травку. А следом за ним вылезли крокодильчики.4. Оглянулся Волк, закричал от страха. Прыгнул Волк на дерево. А крокодильчики выбрали самого плоского, поплевали на лапы и стали пилить им дерево.
5. Как Волка из беды выручить? Подскочил Зайчик к розетке, выдернул вилку. Похолодало.
6. Взглянул Волк с экрана на Зайца.
- Ну-ну, Заяц, ну, погоди!
Тут дерево и треснуло.)
- Вам нужно подобрать к ним эпизоды из текста. .
- Сейчас то мы мультфильм посмотрим.
-Ну как , понравился мультфильм?
- Чего не хватает ?(звука)
-Заглянем в следующую мастерскую!Здесь нас ждут люди- звукооператоры.
- Мы сейчас попробуем себя в роли актёров. Сейчас перед вами предстанет живая картина. Сейчас мы с вами попробуем озвучить фрагмент из мультфильма. У каждого из вас будет воя роль. Смотрим внимательно мультфильм и слушаем меня . Озвучивание фрагмента учащимися.
- Ребята, на самом деле в мультфильме героев озвучивают актеры: Волк – Анатолий Папанов; Заяц – Клара Румянова ( портерты актеров) .В 1967 г. Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом мультфильме Вячеслава Котёночкина "Ну, погоди!" и с тех пор стал кумиром миллионов советских детишек. Эта его слава была настолько огромной, что вскоре люди иначе, как Волком актёра уже не называли .После смерти Папанова вновь встала проблема: закрывать ли мультфильм? - Но выяснилось, что звукооператор бережно сохранил все записи актера, и их использовали в новых сериях уже после смерти актера. Заменять голос Папанова чьим-то другим тогда не рискнули из уважения к памяти артиста. Хотя сам Анатолий Дмитриевич к этой работе относился без придыхания и злился, что в народе его воспринимают только как Волка.
- У Клары Михайловны был очень низкий голос. Однажды Клара сильно простыла, чуть не умерла от воспаления легких. Пролежав в больнице больше месяца, она потеряла голос. - Полгода врачи запрещали Румяновой разговаривать - общались посредством записок. И вот когда её голос полностью восстановился, все ахнули. Клара стала говорить детским мультяшным голоском. В 2004 умерла Клара Румянова. Авторы «Ну, погоди!» ушли вслед за своей эпохой.
определение последовательности развития сюжета;определение различия между сказкой -сценарием и обычной сказкой/ чтение текста; выделение художественных приемов, использованных для характеристики героя; овладение правильным типом читательской деятельности; соотнесение интонации с содержанием читаемого текста;
создание своего мультфильма на основе рисунков;
озвучивание .
5. Физкультминутка
– Ребята,а что вы слышите?(музыку из мультфильма)Найдите в тексте, какая песенка звучала в сказке-сценарии «Ну погоди!» «По улице шагала большая крокодила»
Под музыку дети изображают крокодилов
6. Подведение итогов.
- Какая может быть музыка в мультфильмах?(ответы учащихся)
- Верно. Ребята,музыка может быть различной в зависимости от того,какая сцена или какой сюжет. - - Итак, мы с вами создали свой фильм.
- Но чего-то здесь не хватает. Что нужно сделать, чтобы наш фильм стал мультфильмом? Чего здесь не хватает?
-А как можно эти рисунки привести в движение?(надо ,чтобы быстро передвигались)
- А чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изготовить несколько десятков рисунков. Для 10-минутного фильма их надо нарисовать около 15 тысяч. Я вам в подарок приготовила блокнотики. Дома в этих блокнотиках вы попробуете оживить человечка.
- Молодцы,ребята. Вы ощутили на себе всю тяжесть работы художников и актеров,которые озвучивают мультфильмы. Также вы смогли создать целый мультфильм по сказке сценарию «Ну,погоди!».
-Давайте еще раз назовём, какие шаги нужно проделать, чтобы создать мультфильм? На уроке мы смогли узнать, как создаются мультфильмы?(над этапами ставлю карточку- Как создается
мультфильм(1.Сценарий2.Изображение3.Последовательность4.Озвучивание.5.Музыкальное оформление
6.Движение)
- Люди каких профессий трудятся над созданием мультфильмов? (сценаристы, актёры, художники,режиссёр)
-А что вам было интереснее -смотреть готовый фильм или создавать свой?
- А давайте оценим свою сегодняшнюю работу. Перед вами лежат листочки. Чтобы себя оценить, вам предлагается дополнить схему.(на слайде объясняю-) А по вашим жетончикам мы определим, кому мы поставим оценки.
Мы сегодня побывали в роли сценаристов, актеров, мультипликаторов. А они- люди творческой профессии. Их труд прежде всего оценивается аплодисментами зрителей. Давайте же оценим нашу работу ещё и аплодисментами!
обобщение по произведению; понимание позиции автора, его отношения к героям доказательство, аргументация своей точки зрения; структурирование знания;обобщение по тому,как создаются мультфильмы
Подпись учителя:
Подпись методиста:
15