Урок по истории Помнить и никогда не забывать (9 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 39 г. Владимира











“Холокост и дети:
помнить и никогда не забывать”

Урок памяти

9 класс
Тема «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»




Автор: Савчина Валентина Николаевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №39 г. Владимира










ВЛАДИМИР


Цели урока:

образовательная: проследить историю геноцида еврейского
народа в годы 2 мировой войны, в особенности детей;



воспитательная: формировать и развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; формировать межнациональную терпимость;



развивающая : развивать умение анализировать, использовать
знания, полученные на уроках, делать выводы и обобщения.




Оснащение урока: фотографии времён геноцида;
фильм “Дети из бездны”; аудиозапись Баха “Страсти по Матфею”.

























Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
И не забуду никогда, вовеки!
М. Джалиль

Ход урока


1. Вступительное слово учителя

2008-й год объявлен годом семьи, а главное в семье - это здоровье, счастливые дети. Сегодня наше государство защищает, охраняет права детей, действуют программы защиты детства. Но были в истории страшные времена, когда дети были узниками лагерей смерти и не дожили до наших дней, испытали ужасы Освенцима, Майданека, Треблинки, Бухенвальда. Особенно эта трагедия коснулась еврейского народа и их детей. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, в специальной литературе, учебниках чаще – Холокост. Холокост - слово греческое, означающее всесожжение, сожжение до конца.
Мы говорим о злодеяниях фашизма на захваченных территориях многих европейских стран. Многие народы пострадали от нацизма, но еврейский народ пострадал, наверное, больше других и только потому, что он принадлежали к другой нации, религии.
6 млн. чел. было уничтожено, в том числе 1,5 млн. детей.

Наши задачи – сегодня попытаться ответить на вопросы:
- что такое Холокост?
- каковы его уроки?
- почему стала возможна эта трагедия?
- что значит – «помнить и никогда забывать»?
(Звучит аудиозапись музыки Баха «Страсти по Матфею»)











2. Основная часть

Показ фильма «Дети из бездны»
Вопросы учителя:

- на какие части делится фильм, объясните их название?
-что нового вы узнали о злодеяниях фашизма из этого фильма?
-какие приемы используют авторы для выполнения поставленных целей?
-в чем актуальность фильма?

Группе учащихся дано опережающее задание: подготовить краткие сообщения о наиболее поразивших их воображение фактах из истории геноцида еврейского народа, можно использовать стихотворные произведения.


1 ученик:

Катастрофа еврейского народа охватывает период 1933-1945гг. с приходом к власти нацистов и назначением Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера. В 1935г. были приняты нюрнбергские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом кампании по преследованию и уничтожению евреев.
Еврейские семьи селились в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. По мере продвижения немецкой армии специальные эсесовские подразделения проводили операции по ликвидации евреев – часто в считанные дни население целых городов и деревень – к отправке десятков и сотен тысяч евреев в концлагеря.
В 1942г. После Ванзейской конференции нацисты приступили к так называемому окончательному решению еврейского вопроса. В Собибор,
Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями:


2 ученик:
- в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;
- в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;
- в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.
- в лагере Майданек уничтожено 1 млн. 600 тыс. евреев.
- в лагере Освенцим – 1,5 млн. евреев.





3 ученик;
Я видел седых детей
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов
белорусских

Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.

В глазах заморожен крик –
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце,
комбриг

Не допросил “языка”.
Сказал по-русски:
“Взгляни”.

Тот понял и посмотрел
Седые дети, они
Знали слово “расстрел”.
Не спали среди тишины
Седые дети войны.
А. Балин
“Я видел седых детей”

4 ученик:
Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают бомбой, пулей, пулей, страхом. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. “Собаки рвали детей А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановиться. Снегом присыпем Вот ему и могилка до весны.”
Вспоминает Аня Павлова, 9 лет.

5 ученик:
Фашизм – это когда детей истязали, делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и от этого в день умирали по 150 человек. У детей в лагере систематически брали кровь.




Слово учителя.

Согласно оценкам, в период катастрофы европейского еврейства от рук нацистов погибли 6 млн. евреев, в том числе 1,5 млн.детей.
Что есть у нас дороже наших детей? Самое дорогое у любого народа?
У любой матери, у любого отца? Дети!


Работа по документам
Вопросы к документам:
Кто были жертвами преступлений?
Как в документах описано отношение к детям?


Приложение №1


Заключительная часть

Слово учителя.

Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.

В начале урока были поставлены вопросы, пожалуйста, давайте обсудим.
- Что такое Холокост?
Ожидаемый ответ: это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.

- Каковы его уроки?
Ожидаемый ответ: эта трагедия показывает нам что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок – земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.

- Почему стала возможна эта трагедия
Ожидаемый ответ: фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев: славян, евреев. И многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно.

- Что значит “помнить, и никогда не забывать”
Ожидаемый ответ: это значит – знать все о этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится.


Заключительное слово учителя
Закончить хочу словами академика Д. С. Лихачёва из записной книжки:
« над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».

Ученик
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И я в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное,
Омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз
Шумел осенний лес. Казалось,
что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась тьма вокруг.
Я слышал: мощный свалился
вдруг.

Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за плоды.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка меня!
Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать
не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя
руками мать,
Прижала к сердцу, против дула
прямо
- Я, может, жить хочу. Не надо,
мама!
Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ее ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закапал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно. -

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!


Домашнее задание. Дома ещё раз подумайте над этими вопросами и напишите сочинение – эссе на тему урока.















Список литературы

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ”История России 20 в. – н.21 в.” Просвещение, 2007 г.

Н.В.Загладин”Новейшая история зарубежных стран 20 в. – н.21 в.” Русское слово, 2007 г.

Тень Холокоста. Материалы второго международного симпозиума “Уроки Холокоста и современная Россия” (Москва 4-7 мая 1997 г.) Москва, 1998 г.

Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. Составитель доктор исторических наук, профессор Ф.Д.Свердлов. Москва, 1996 г.

Дети военной поры. Сост. Э.Максимова, 2 издание. Москва, 1988 г.






























Приложение №1

Документ№1

Маленьких детей закапывали живыми

Заявление
Выходя из окружения в августе 1941 года в Гомельской области Белоруссии, не раз видел следы кровавых преступлений фашистов. Так, во многих селах, куда заходил за едой, слышал, что немцы собирают по всей округе евреев, свозят их в район южнее Жлобина в лагерь и там расстреливают. По рассказам многих местных жителей там расстреляно не менее 500 евреев – женщин, детей. Трупы бросали в наши траншеи. Маленьких детей – просто живыми. Местных жителей заставляли траншеи засыпать землей.
Лейтенант 771 легк. Артполка 248 сд
Н.С. Машонкин – подпись
Верно: инструктор политотдела 178 сд ст. политрук Козырев – подпись

Фонд 50-й армии, опись 9783, дело 12, лист 74.



Документ№2
Заставили вырыть могилы

Акт
14 января 1944 года местечко Ставище
Киевской области
Представители воинской части капитан С.М.Деркач, рядовой В.Г.Мусатов, местные жители (5 фамилий), врач Ф.К.Кутырев, педагог П.И.Прудеус свидетельствуем:
Через две недели после захвата местечка немцы согнали всех мужчин-евреев - 60 человек якобы на работы. Их привели в урочище Ревуха в двух километрах, заставили вырыть ямы и всех там расстреляли. Спустя некоторое время согнали всех женщин с детьми - евреев якобы для эвакуации и в том же месте расстреляли. Подводили по 4 человека к яме и расстреливали из пистолета. Грудных детей бросали в яму живыми.
Основные виновники: жандармский начальник немец Дресслер, сельхозкомендант немец Бриган, предатели - начальник полиции С .А.Антонюк, полицейские Г.Остапчук, В.Василиченко, В.Малыш, Ф.Куликовский.
Подписи.
ФОНД 59-й армии, опись 10442, Дело 284, лист 152.



Документ№3

Показания переводчика

Сначала работал переводчиком при комендатуре в Полтаве , где пребывал до начала сентября 1941 года, потом работал в Ворошиловграде до конца сентября, затем – в Сталинграде до сдачи моей в плен 25 января 1943 года.
В Полтаве летом 1941 года по приказу генерала СД Шутц-Динста были расстреляны все евреи города и окрестностей. В Ворошиловграде было то же самое.
Проезжая через Ровно в августе 1941 года я слышал от Шутц-Динста, который рассказывал одному офицеру, что там были расстреляны за один день все ровенские евреи в количестве 23.500 человек.
В городе Барановичи в августе 1941 года все евреи, избежавшие расстрела были загнаны в один квартал в еврейское гетто. В конце 1941 года это гетто внезапно было окружено солдатами и полицейскими. Большинство из них были пьяны. Все евреи были выгнаны из домов. На грузовиках их повезли к складу трофейного имущества, находившемуся у железной дороги. Всех евреев заставили снять с себя всю верхнюю одежду, потом большими группами подводили к погребам для боеприпасов и расстреливали из автоматов. Пытавшихся бежать стреляли на ходу. Я слышал, что расстреляно было не менее 6000 человек, в том числе около 1000 детей всех возрастов, начиная с младенцев.
Подпись.
ФОНД 32, опись 11302, дело 295, лист 88.


Документ№4

Детей бросали в яму живыми

Акт
2 января 1944 года село Гребенки Киевской области

Представитель воинской части ст. лейтенант Ф.И.Белый, рядовой В.К.Окулевич, врач А.П.Песчанский, местные жители (3 фамилии) составили настоящий акт в том, что 25 августа 1941 года немцы собрали в сарае сахарного завода 37 местных жителей-евреев, а через сутки вывезли их в лес и у ямы расстреляли; Детей бросали в яму живыми. Всех закопали ...
В январе 1943 года они извлекли трупы из ям, облили горючим и сожгли. .


Подписи.
ФОНД 59-й армии, опись 10442, дело 284, лист 146.





Документ№5

Вместе с малыми детьми
Акт
1944 года января 2 дня с. Полены, Киевской области
Мы, нижеподписавшиеся составили настоящий акт в том, что летом 1941 года гитлеровцы учинили с жителями зверскую расправу. Были расстреляны все 17 жителей-евреев вместе с малыми детьми, председатель колхоза, председатель сельсовета, 6 колхозников. Основными деятелями всех этих злодеяний были немцы - офицеры Штольц-Пунт и Иверт, староста-изменник Чернышенко Григорий Прокофьевич.

Акт подписали:
председатель сельсовета Науменко, секретарь Третьяк, колхозники.
Подписи


Документ№6

Рассказ военнопленного Б.Маха

22 июня 1942 года в разговоре с одним из эсэсовцев в Орле я узнал о жестоких убийствах евреев, в большинстве женщин, детей и стариков после занятия Харькова в 1941 году. Этот эсэсовец сопровождал в окрестностях города транспорты с евреями, которые были загнаны в овраг и расстреляны из автоматов. Всего было расстреляно около 30 тысяч человек, в том числе женщин с детьми и младенцами.
В мае 1942 года в Бобруйске я видел трупы огромного количества расстрелянных евреев в общей большой могиле. Руки, ноги, головы высовывались из этой могилы, которая была неглубоко вырыта и небрежно засыпана. Собаки вытаскивали части тел и поедали их. По рассказам гражданского населения в этой могиле в Бобруйске находились трупы 800 расстрелянных евреев и что таких могил было несколько.
.
ФОНД 32, опись 11302, дело 295, лист 64.




Документ№7
Сожгли заживо

Из Акта
о зверствах немецко-фашистких оккупантов

По свидетельству местных жителей в Холм-Жирковском районе Смоленской области в село Бол. Шабурино немецкие оккупанты осенью 1941 года согнали прилегающих районов 20-25 местных жителей евреев - женщин и детей разных возрастов, заперли их в сарай на колхозном дворе и всех сожгли.

Акт подписали 5 местных жителей и представитель
воинской части старший лейтенант Соловьев.
24 марта 1943 г.

ФОНД 39-й армии, опись 9087, дело 138, лист 45.






Документ№8
Четыре больших могилы

Из политдонесения 16 марта 1943 г.

Танковые подразделения Катукова 15.3.43 освободили деревню Ильино Батуринского района Смоленской области. I
В 400 метрах южнее деревни обнаружены под куч ми хвороста 4 больших могилы. По рассказам местных жителей здесь осенью 1941 года было расстреляно до 80 человек евреев - женщин, детей, стариков, собранных из деревень Осенки, Прокшино, Горки, Коровниково, местечка Батурина. Гнали их из разных мест истерзанных, окровавленных, многие вели других под руки. Когда их всех собрали у деревни Ильина, местные жители слышали пулеметные и автоматные очереди, слышали страшные крики убиваемых людей ...

Зам. начальника политотдела З9-й армии
подполковник ОРЛОВ - подпись.

ФОНД 39-й армии, опись 9087, ДЕЛО 138, лист 6.

Документ№9

По снегу босиком

Акт
составлен 22 ноября 1941 года
.
После того, как нашу деревню Дубовое Тульской области оставила 41 кд, немцы ворвались в нее и деревню Ново-Георгиевское.
Через дня три из всех соседних деревень немцы пригнали в дубовое избитых в кровь женщин, стариков, детей-подростков - евреев, всего 25-30. Все были без обуви, почти без одежды, шли по снегу босиком, подгоняемые тремя охранниками. У околицы деревни их, уже почти не державшихся на ногах, всех расстреляли из автоматов и бросили в проходившую здесь траншею, где слегка закопали и засыпали снегом.
Подписи свидетелей:
Ведрижина И.Н., Ведрижина Е.Г.
Малютина А.Е., Гренкина Г.С
Верно:
Начальник политотдела 41 кд
подполковник Косарев - подпись

Документ№10
Застрелили в доме
Акт

Составлен 16 декабря 1941 года в селе Струково
Тульской области

Немецкие фашисты ворвались в село 2 ноября 1941 года. Начались повальные грабежи хозяйств мирных граждан. В селе жила семья еврейского портного- 3 человека, в том числе ребёнок 5 лет. Немецкие солдаты застрелили их прямо в доме, потом дом подожгли, и он сгорел до тла
Подписали:
председатель сельсовета Нефедов,
председатель колхоза Киселев,
счетовод колхоза Королев,
секретарь сельсовета Нырков.
















15