Развитие логического мышления учащихся, использование информационных технологий в преподавание математики. Выступление на МО


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Развитие логического мышления учащихся, использование информационных технологий в преподавание математики
Учитель математики Клочкова В.И.
г. Георгиевск
Математика - предмет, очень удобный для развития интеллектуальных творческих способностей ребят. Этому способствует логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, абстрактный язык математики. Все это позволяет формировать у ребят такие качества, как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения, словом, работать творчески. Привитию интереса к предмету во многом способствуют нестандартные формы работы на уроках и во внеурочной деятельности. В моей практике успешно реализуются современные информационные технологии, метод проектов, учебные встречи между классами, творческие отчеты учеников. Работая над темой самообразования «Развитие логического мышления учащихся, использование информационных технологий в преподавании математики», я стараюсь строить свои занятия с учетом знания возрастных и психологических особенностей школьников. Для каждой группы учащихся мною создан раздаточный материал, позволяющий эффективно усваивать темы курса; обучение ведется через дидактические и развивающие игры. Работаю в соответствии с современными требованиями: владея формами и методами активного обучения, использую на уроках коллективную, групповую и индивидуальную работу с учащимися.
‘ Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитание новых тенденций развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Познавательный интерес, а как следствие активность учащихся, является показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку он стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержания, побуждает к самообразованию.
Проблема развития познавательной активности учащихся, требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения, направленных на реализацию принципа активности в учении. В связи с этим мною создается система обучения с помощью необходимых средств, ориентированная на целенаправленную и систематическую активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, 1
важнейшими элементами которой являются развитие логического мышления, побуждение познавательного интереса, обеспечение глубокого и полного усвоения учебного материала на основе глубокого его понимания, овладение знаниями информационных технологий.
Большое влияние на формирование и развитие интереса учащихся оказывают формы организации учебной деятельности. В настоящее время необходимость внедрения новых технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечивать доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации.
На современном этапе преподавание математики не может обойтись без использования информационных технологий, как инструмента для совершенствования и оптимизации учебного процесса. Рассматриваются возможности применения информационных технологий на занятиях по математике, в частности, для преподавания такого раздела геометрии, как стереометрия. Для более эффективного преподавания геометрии в приложении MS Office Power Point созданы презентации для сопровождения занятий по темам: «Признаки равенства треугольников», «Четырехугольники», «Площади четырехугольников», «Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия». Во время занятия презентация демонстрируется на экран большого размера, позволяя ученикам хорошо видеть всё, что появляется на нём. Презентация применяется на различных этапах занятия. Например, на этапе актуализации опорных знаний, в ходе фронтального опроса, текст вопроса появляется на экране, а после правильного ответа учеников осуществляется переход по гиперссылке к слайду с визуализацией ответа.
Знание этапов доказательства теоремы легко и быстро можно проверить на слайде с готовыми начальными условиями или рисунком. Это позволяет значительно экономить время и опрашивать большее количество учащихся. На этапе объяснения нового материала, при доказательстве теорем широко применяется анимация объектов. Все дополнительные построения и описание этапов доказательства появляются не в готовом виде, а по ходу доказательства теоремы, что позволяет быстрее понять и запомнить их последовательность. Стереометрический чертёж стал цветным, а за счёт использования полупрозрачной заливки объектов, и объёмным. Помимо эффектов входа и
выхода объектов на слайд, используются эффекты выделения, позволяющие среди множества накладывающихся друг на друга элементов чертежа, выделить нужный треугольник, четырёхугольник, плоскость, прямую, точку. Такой чертёж развивает пространственное мышление, позволяет сформировать более чёткие представления о пространственных фигурах. Для закрепления нового материала используется разбор решения задач на готовом чертеже.
На мой взгляд, заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения. Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени, в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача— найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. Использование компьютера на уроках и является одним из таких средств. В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно- коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровень его усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне.
В чём ещё преимущества применения информационных технологий на уроках математики? Выполнение заданий осуществляется самостоятельно самими учащимися и при этом сопровождается внешней речью учащегося. Поэтому шум в классе — это не беспорядок, а результат активной работы учеников. У учителя нет необходимости всё время объяснять и отвечать на вопросы по изучаемому материалу. Внимание учеников направлено на ориентирующие схемы, в которых учащиеся найдут всё, что надо знать по существу вопроса, тем самым воспитывается у них самостоятельность. Роль учителя в таком обучении — индивидуальная помощь конкретным ученикам.
Тестирование с использованием компьютера.
Заранее вводится в компьютер тест и предлагается учащимся его выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу
на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут. На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляетсяправильный ответ.Последовательность
ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.
Компьютерная игра— один из эффективных способов реализации деятельностного подхода. На экран монитора играющий должен ввести правильное число. При верном действии выводится информация: «Молодец! Иди выше!». При неверном—■ «Подумай ещё!». Чтобы играть в предложенную игру, необходимо обладать определёнными знаниями, которые могут в дальнейшем развиваться у учащегося по мере усложнения игровой обстановки. Таким образом, в условиях наблюдающегося снижения познавательной активности учащихся, компьютерные игры — важнейший фактор достижения удовольствия от процесса и результата своей деятельности.
Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Думаю, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.