РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Я.П. ПОЛОНСКОГО


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Я.П. ПОЛОНСКОГО
Буяновская (Лукаш) Лиана Николаевна,
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (г. Рязань)
Р.А. Соколова, кандидат филологических наук
В статье рассмотрены способы развития творческого мышления на уроках литературы при изучении творчества Я.П. Полонского. Анализируются различные задания для способствования развитию и воспитанию творческой личности, обладающей критическим и аналитическим мышлением.
Ключевые слова: творческое мышление, исследовательская деятельность, мотивы сна, лингвистический и литературоведческий анализ.
Современному обществу нужны личности, которые не просто владеют суммой знаний, а способны к творческому созиданию, к принятию нестандартного решения, умеющие прогнозировать, придумывать, мыслить, проявлять инициативу. Творчество – это бесконечный поиск,  неисчерпаемый источник радости, невероятных открытий. Психологи, педагоги и учёные приходят к выводу о том, что в современном образовании необходим поиск таких форм организации учебного процесса, которые предполагают обеспечение условий для выявления, развития и сохранения детской одаренности, индивидуальности, воспитания творческой личности.
Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в самом предмете литературы, где возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребенка. Мы предлагаем различные примеры творческих заданий при изучении творчества нашего земляка – Я.П. Полонского.
1. Лингвистический и литературоведческий анализ текстов поэта, представляющих мотивы сна в его творчестве. В ходе работы решается вопрос, какова роль сна в жизни и эстетике Я.П. Полонского, отмечается его устойчивый интерес к теме сна.
Комплект заданий для самостоятельной работы школьников:
в стихотворениях поэта найти лексемы, связанные со сновиденческой тематикой. Ответы: сон, полусон, спать; дрема; греза; сновидение; мнится, мерещится, чудится; бред; не-сон и др.объяснить, каковы функции мотива сна. Ответы: функции сна могут быть и экспрессивными, и идеологически-содержательными, и фабульными; но во всех рассмотренных случаях сюжетообразующая роль мотива сводится к построению части (фрагмента) сюжета, либо его составляющей.
сделать вывод о своеобразии писательской манеры, особого стиля автора. Ответы: в творчестве Я.П. Полонского мотив сна появляется в произведения разных жанров. Собственная семантика этого мотивного комплекса обнаруживает определенные различия в условиях каждой из этих разновидностей литературного творчества.
2. Творческие работы с элементами исследования. Школьникам предлагается составить творческий портрет Я.П. Полонского (рассказ о поэте через знаковые образы, цитаты). Интересна работа с каталогом (или классификацией) частотных образов и деталей поэзии автора.
3. Аналитические задания, основе которых сопоставительный анализ произведений разных авторов, эпох с близкими мотивами, образами, сюжетами; аналитическое истолкование художественных реминисценций, литературных, биографических совпадений, интерпретация художественных произведений и киноверсий и т.д. Примеры творческих заданий.
Сопоставление творчества А.А. Фета и Я.П. Полонского, которое позволяет выявить закономерности в формировании мировоззрения и художественных принципов поэтов и в то же время точнее обозначить индивидуальные черты каждого из них. Этот прием дает возможность проследить, как один и тот же мотив в художественной системе каждого автора развивается в особый образный комплекс, анализ которого открывает путь к пониманию творческой индивидуальности поэта. Общность литературной позиции и ощущение своей принадлежности к одному поколению сопровождало длительные личные контакты Фета и Полонского.
Составление поэтического сборника «Сны», включающего стихотворения с образом сна, использованием этого слова, синонимов, метафор. Можно включать в сборник стихи одного или нескольких авторов, одного или разных литературных течений, веков, стран. Расширить литературный кругозор учащихся помогут такие стихотворения, как «Лунный свет», «Туман», «Спустя 15 лет», «Царь-Девица», «Тени и сны» Я.П. Полонского, «Сон» М.Ю. Лермонтова, «Проблеск», «Бессонница», «Как птичка раннею зарей…» Ф.И.  Тютчева и др.
Анализ критических отзывов на творчество автора. Школьникам можно предложить следующие литературно-критические работы: А. Волынский «Фантазия в поэтическом творчестве Полонского. Публицистические отголоски в некоторых его стихотворениях»; Н. Добролюбов «Стихотворения Я.П. Полонского»; В. Соловьёв «Поэзия Я.П. Полонского». Критические статьи дают дополнительный материал для постижения лингвистических признаков текста, риторических приемов научного, публицистического и художественного стиля, литературного языка. Использование критики направлено на то, чтобы формировать активное отношение читателя к произведениям, чтобы, постигая логику и красоту мысли критика, он и сам учился аргументировано отстаивать свою, читательскую интерпретацию произведения.
Наследие автора в культуре. Многие стихи Я.П. Полонского положены на музыку А.С. Даргомыжским, П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым, С.И. Танеевым, А.Г. Рубинштейном, М.М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 г., стала народной песней.
Выше представленные задания могут быть выполнены как в устном, так и в письменном виде, ученики могут делать доклады, рефераты, исследовательские работы, проекты, презентации.
Итак, представленная система заданий, направленная на развитие творческого мышления,  позволяет создать такие условия, в которых каждый учащийся приобретает позитивный социальный, личностный опыт в соответствии со своими способностями, раскрывается как творческая личность, что в свою очередь становится почвой для духовного роста, а творческое наследие таких поэтов, как Я.П. Полонский, является хорошим материалом для этого развития.Список литературы
Волынский А.Л. Литературные заметки (Фантазия в поэтическом творчестве Полонского. – Публицистические отголоски в некоторых его стихотворениях). – Северный вестник. – 1896. – № 8. – С. 271-276.
Добролюбов Н.А. Стихотворения Я.П. Полонского. Дополнение к стихотворениям, изданным в 1855 г. – СПб., 1859; Рассказы Я.П. Полонского. – СПб., 1859 // Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений: в 9 т. – М., 1962. – Т.2. – С. 548-558.
Коковин А.Ф. А.А. Фет и Я.П. Полонский: биографические и творческие связи: URL: http://disus.ru/r-filologiya/388013-1-a-a-fet-ya-p-polonskiy-biograficheskie-tvorcheskie-svyazi.phpКоновалова О.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках литературы: URL: http://festival.1september.ru/articles/517284/
Критическая статья на уроке литературы: URL: http://www.literary.ru/literary.ru/print.php?subaction=showfull&id=1205321050&archive=1205324210&start_from=&ucat=&
Лагунов А.И. Лирика Якова Полонского. – Ставрополь, 1974. – 128 с.
Орлов В.Н. Полонский // История русской литературы. Т.VIII. Ч.2. – Литература шестидесятых годов. – М.- Л., 1956. – С. 261-283.
Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности: URL: http://rafalchuk.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=46:2011-09-04-11-05-33
Соловьёв В.С. Поэзия Я.П. Полонского: URL: http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/r_polonski.txt