Формирование логического и творческого мышления учащихся при работе с учебником биологии
«Формирование логического и творческого мышления учащихся при работе с учебником»
Сообщение подготовлено
учителем биологии
Астаховой Л.Н.
План-содержание.
Введение…………………………………………………………………………………4
I Работа с текстом учебника
Обучение осознанному чтению. А) Прием – чтение текста учебника по абзацам, по строчкам …………………...5 Б) Использование приема “Пометки на полях” ………………………………… 9 В) Использование приема составления маркировочной таблицы “ЗУХ”……….9
2. Работа с текстом учебника с преобразованием текста. А) составление плана параграфа ……………………………………………………10. Б) работа с понятиями ………………………………………………………………11 В) нахождение в тексте ответов на вопросы ……………………………………….12. Г) формулирование вопросов к тексту ……………………………………………12 Д) составление логических схем ……………………………………………….. 13 Е) работа по составлению и заполнению таблиц ……………………………….. 13 Ж) составление графических конспектов …………………………………………. 14 З) Написание «синквейна» …………………………………………………………15. И) составление кластера……………………………………………………………. 16
II Работа с нетекстовым компонентом
Организация работы учащихся с иллюстративным материалом А) использование рисунков учебника для работы с дополнительной литературой 16 Б) использование рисунков учебника и текстового материала для творческих заданий…………………………………………………………………………….17
2. Организация работы учащихся с заданиями А) «Какие утверждения верны» ………………………………………………….. 18 Б) «Выбери правильный ответ»…………………………………………………….18
III Самостоятельная работа учащихся с учебником как этап урока
Индивидуальная работа с использованием карточек – заданий…………19
Групповая работа с текст учебника при изучении нового материала……22
Памятки для учащихся……………………………………………………….23 - 25
Как лучше запомнить изучаемый материал
Как надо читать текст
Как проводить анализ
Как проводить обобщение
Как делать выписки
Как работать над понятиями
Как работать над сравнением
Как разъяснять теорию
как составить план текста учебника
Государственная политика в области образования направлена на развитие личности школьника, поэтому перед учителем стоит задача так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Для достижения этой цели наиболее способствует обучение учебным умениям и прежде всего умениям самостоятельно использовать различные источники знаний и оформлять результаты работы с ними. Более эффективной организации процесса обучения на уроках, уменьшению затрат времени на приготовление домашних заданий, возможности после окончания школы постоянно проводить работу по самообразованию в значительной степени способствует овладение умениями работать с учебником. В этом источнике знаний последовательно излагается основное содержание предмета, включенные в программу основы биологической науки, объем которых от класса к классу увеличивается, а степень раскрытия усложняется.
Овладение учащимися умением работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет более экономно использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.
Для овладения учащимися основными умениями работы с учебником необходимо систематически использовать его на уроках, обучать приемам работы с ним. Так, для обучения умениям ориентироваться в учебнике, необходимо научить школьников пользоваться титульным листом, предисловием, оглавлением, указателем терминов, приложением. Это означает, что учащиеся должны называть основные части учебной книги, объяснять роль каждой из них, определять с помощью оглавления содержание глав, находить ранее изученный и незнакомый учебный материал, сведения по тому или иному вопросу, использовать изложенные в предисловии указания о работе с учебником (шрифтовые выделения, сигналы-символы и другие знаки).
Овладение умением работать с текстом проявляются в способности учащихся быстро прочитать и понять его, пересказать, найти главные мысли, установить части текста и их озаглавить, составить план прочитанного, пересказать содержание по плану, подобрать материал для ответа на вопрос, заполнить или составить таблицы и схемы, использовать приобретенные знания для решения познавательных задач. Важно обучить учащихся последовательности действий, входящих в состав каждого умения.
Для овладения умением работать с рисунком, важно научить школьников рассматривать рисунок, выделять в нем нужные объекты, распознавать его части, сравнивать отдельные объекты, делать описание процесса, изображенного на рисунке, составлять по нему рассказ и т.д.
Быстрые темпы развития современной биологии требуют от учителя поиска методов, позволяющих обучать школьников на высоком научном уровне, соответствующем современному состоянию науки. Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности является развитие логического мышления. Систематическая работа в этом направлении позволит учителю сформировать у ребят умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале каждого урока, в параграфе учебника, прочитанной книге; освободит детей от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению.
Начать формирование логического мышления нужно в младших классах, постепенно усложняя задачи. С этой целью необходимо, прежде всего, научить школьников работать с текстом, рисунками, вопросами, оглавлением учебной и научно-популярной литературы. Это позволит им самостоятельно и осмысленно усваивать учебный материал.
Приведу примеры различных способов формирования логического мышления, используемых в практике моей работы.
I Работа с текстом учебника.Обучение осознанному чтению.
А) Прием – чтение текста учебника по абзацам, по строчкам, Учит осознанному чтению. Работая таким образом можно научить детей не только вдумчиво читать, но и понимать прочитанное, ставить вопросы к тексту, подбирать ключевые слова для составления плана, для пересказа прочитанного и ключевые слова для раскрытия пунктов плана, логично конструировать понятия, постановка проблемы и пути ее решения; развитие умения сравнивать, находить черты сходства и различия5 класс. Работаю по учебнику Н.И. Сонина и А.А. Плешакова «Природоведение» «Дрофа», 2004 г. Урок природоведения по теме «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты».
Текст учебника по данной теме имеет уникальные возможности для формирования вдумчивого читателя, поэтому главная цель урока – обучение осознанному чтению.
В качестве эпиграфа беру слова русского драматурга 18 века Я.Б. Княжина:
Читать и не понимать.
Читать и понимать.
Читать и понимать даже то, что не написано.
Анализ данной фразы позволяет сформировать целевую установку ну урок ( и на все последующие уроки природоведения и биологии) – научиться читать и понимать даже то, что не написано. Это ступеньки роста каждого ученика. Чтобы подняться на высшую ступень, надо научиться внимательно читать и хорошо понимать любой текст, например, текст учебника:
Итак, откройте учебник на странице 28.
Внимательно прочитайте первый абзац текста. О каких небесных телах здесь идет речь? А теперь внимательно прочитайте первые три строчки абзаца, первое предложение. В нем можно найти ответы на четыре репродуктивных вопроса. Впрочем, вопросов дети могут придумать и больше. Прошу ребят сформулировать их ( попутно «шлифуем» структуру вопросов).
Кто открыл астероиды?
Когда были открыты астероиды?
Какой прибор помог открыть эти небесные тела?
Как выглядели астероиды при рассматривании в телескоп?
Внимательное чтение второго предложения позволит нам сформулировать еще один вопрос: почему астероиды получили такое название? Это обычный вопрос, требующий однозначного ответа. А можно к этому тексту задать творческий, развивающий вопрос? Почему астероиды были открыты так поздно (только вначале 19 века)? Диапазон вопросов и ответов порадует вас разнообразием ( от несовершенства приборов и малых размеров астероидов до невнимательности ученых). Попробуем сформулировать вопросы, на которые нет ответа в этом абзаце, но они непременно возникают у вдумчивого читателя.
Сколько всего астероидов?
Где они находятся?
Почему их назвали звездоподобными?
Излучают ли они свет, как звезды?
Чем больше вопросов появится у ребят, тем лучше.
Продолжаем чтение текста в надежде найти ответ на возникшие у нас вопросы. Ко второму абзацу прошу ребят подобрать три ключевых слова, которые помогли бы нам составить план текста для дальнейшего пересказа (это будут слова: количество, форма, размеры). А теперь к ним подберем ключевые слова, которые раскроют нам пункты плана ( 5 000; неправильная; 1 – несколько десятков км). И вновь возникают вопросы:
Почему астероиды такие маленькие?
Почему их так много?
Почему у них такая необычная форма?
Далее работаем с нетекстовым компонентом. Внимательно рассмотрев рисунок, возникают новые вопросы:
Каковы реальные размеры этого астероида?
Почему астероид назвали в честь маленького крымского городка?
Продолжаем чтение теста дальше. Читаем внимательно 3 абзац. На какие вопросы мы получили ответ, прочитав его? Ребята называют два вопроса:
Почему астероиды не звезды?
Почему астероиды – малые планеты?
Акцентирую внимание учеников на том, что в этом абзаце действительно объясняется, почему астероиды – планеты, но ни слова не говорится о том, почему они малые. А теперь, добавив полученную ранее информацию о размерах астероидов и о том , почему они малые. А теперь, добавив полученную ранее информацию о размерах астероидов и о том, как они выглядят при рассмотрении их в телескоп, мы сможем дать полный и точный ответ на вопрос, почему астероиды – звездоподобные малые планеты. Внимательный ученик должен увидеть в этом вопросе три направления ответа: почему звездоподобные? Почему малые? Почему планеты? Можно попробовать проанализировать название «астероиды»: нравится ли вам это название? А если посмотреть на него с точки зрения науки?
Теперь все готово для того, чтобы выделить в тексте ключевые слова, необходимые для стройного, логичного конструирования понятия «астероид»
Продолжаем чтение текста дальше. 4 абзац (2 строчки), а у внимательного читателя снова вопрос: почему большинство астероидов движется между орбитами Марса и Юпитера? Выслушиваем разные версии учеников и вновь обращаемся к тексту. Последний абзац текста про астероиды. Озаглавьте его. Сколько версий происхождения астероидов здесь изложено? Какие версии?
Приведите доводы, подтверждающие и опровергающие каждую версию.
На какие вопросы, возникшие у нас в начале чтения текста, мы так и не получили ответа? Где мы можем найти ответы на эти вопросы?
Вторая часть урока посвящена кометам. Текст учебника позволяет нам продолжить формирование вдумчивого читателя. Но на этот раз мы будем искать вопросы «между строк».
Почему люди боялись комет?
Почему на самом деле иногда появление комет сопровождается эпидемиями различных болезней?
Почему у комет вытянутые орбиты?
Почему некоторые кометы могут долго существовать, хотя вещества ядра все время испаряются?
Почему хвост кометы всегда направлен в сторону от Солнца?
Почему по мере удаления от Солнца хвост кометы исчезает? (для ответа на этот вопрос придется «перевернуть» логическую цепочку, объясняющую, почему у кометы появляется хвост.)
Сравнив этот текст с текстом про астероиды, мы увидим, что в тексте явно не хватает сведений о происхождении комет. Пятиклассники увидят в этом мудрость авторского замысла: «чтобы мы об этом сами в книгах поискали».
Текст о метеорах и метеоритах позволит нам продолжить работу по формированию очень важного логического умения – определения понятий.
Читаем первый абзац текста о метеорах. На вопрос: что такое метеор? – пятиклассники радостно отвечают: «световая вспышка». Я зажигаю спичку.
- Вспышку видели?
- Видели!
- Метеор?
- Не-е-т!
Появляется первое существенное дополнение: пыль должна быть космической. Развиваем идею дальше: «Предположим, мой знакомый астроном подарил мне немного космической пыли. Я ее положу на этот лист и подожгу. Это будет метеор?»
Постепенно добираемся до истины: вспышка должна произойти в атмосфере Земли. И снова возникает вопрос: А только ли на Земле можно наблюдать метеоры? Так появляются первые собственные умозаключения. Мы учимся думать, и, отыскивая различия между метеорами и метеоритами, непременно зададимся вопросом: а можно ли их вообще сравнивать ( тело – явление)? И можно ли считать метеором космическую пылинку, пока она еще не сгорела? Мы попробуем обнаружить в этом тексте слово, употребленное в переносном смысле, и выясним, насколько обосновано его применение. И у нас вновь возникнут вопросы, на которые нам очень захочется найти ответ.
Будят мысль и рисунки учебника: почему у комет разные орбиты? Почему так по разному выглядят метеориты, изображенные, на странице 29? Кто такой Галилей? А рисунок на странице 30 поможет ребятам понять, почему ученые могут предсказывать «звездные дожди». Текст «Таинственные соседи Солнца» снова наводит нас на мысли, к каким последствиям может привести падение на Землю астероида. Как можно защитить планету от этой опасности? Каких размеров бывают самые крупные метеориты?
Несколько подобных уроков приведут к тому, что ваши ученики не только научатся задавать вопросы, но и внимательно читать текст, понимая и осмысливая его содержание. Порой они будут видеть в обычных текстах школьного учебника такую глубину, которую не увидит взгляд взрослого человека ( и о которой, возможно, не подозревали даже авторы.)
Приобретенные умения во многом помогают в дальнейшем.
Тема «Как человек появился на Земле». 5 класс.
В начале урока размышляем о том, чем человек отличается от животных, и формулируем главные вопросы первой темы. Как человек появился на Земле? Кто были его предки? Как они изменились в процессе развития?
Обращаемся к тексту учебника. В первом абзаце (с.132) находим главную мысль (о возрасте человечества), записываем в тетрадь ключевые слова (2 млн лет) и формулируем вопросы по поводу этой мысли: почему так давно появился человек? Как определили возраст человечества? Как выглядели первые люди?
Продолжаем поиск информации. Прочитав следующие, 6 строк, формулируем вопрос, ответом на который является это текст. Поиск ответа на вопрос: «Кто такие дриопитеки?» позволяет выяснить разницу между родственниками и предками и обратить внимание на наши родственные взаимоотношения с современными обезьянами. После тщательной проработки текста в ходе беседы учащиеся вполне осиливают самостоятельный вывод и записывают его в тетрадь: дриопитеки – общие предки человека и человекообразных обезьян. Читая текст учебника дальше, непременно захочется узнать, почему климат стал суше? К каким последствиям это привело? Почему некоторые из дриопитеков остались в лесах? Почему не все? (Таким образом, мы не только учимся устанавливать причинно-следственные связи, но и закладываем фундамент для формирования понятия «естественный отбор»Проработав материал до австралопитеков, делимся на три группы. Учащиеся первого ряда на время «превращаются» в австралопитеков и по тексту учебника и рисункам готовят «рассказ от первого лица», т.е. поведают нам то, что мог бы рассказать о себе австралопитек. Учащиеся второго ряда становятся дотошными журналистами, формируя вопросы для интервью с австралопитеком. Третий ряд – аналитики- отбирают самую важную информацию для записи в тетрадь. После 5 -7 минут подготовки «австралопитек» рассказывает о себе, его соседи по ряду уточняют ответ и дополняют его яркими деталями. Корреспонденты «мучают» австралопитеков вопросами, аналитики предлагают ключевые слова, которые после обсуждения все записывают в тетрадях. После этого – смена ролей: бывшие австралопитеки становятся аналитиками; корреспонденты превращаются в умелых людей, аналитики осваивают роль журналистов. Подобным образом на первом уроке мы успеваем проработать материал и про человека прямоходящего.
Многократное повторение текста в разных вариациях не только делает урок динамичным и интересным, но и обеспечивает надежное усвоение материала.
Б) Использование приема “Пометки на полях”
Методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак “вопрос” обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Например: Поработайте с текстом (учебник “Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс” Авторы: Захаров В. Б., Сонин Н. И.) учебника стр.242 – 243 по теме «Царство вирусы», проставляя пометки на полях:“ ! ” – знакомая информация,“ + ” – новая информация,“ – ” – думал иначе,“ ? ” – непонятно
В) Использование приема составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Маркировочная таблица ЗУХ
Знаю Узнал новое Хочу знать подробнее
Колонка «Знаю» заполняется до чтения текста учебника. Во вторую и третью колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
2. Работа с текстом учебника с преобразованием текста.
Такой метод доминирует на особом типе урока – при изучении ново легкого материала без предварительного объяснения его учителем. Учащиеся прорабатывают и преобразовывают текст учебника в план, тезисы, схемы, сравнительные таблицы и самостоятельно добывают новые знания из книги, а не слов учителя. Суть этого метода в приобретении не только знаний, но и умений составлять план параграфа, работать с текстом и рисунками учебника, готовить краткие сообщения. Для этого требуются упражнения непосредственно на уроках, не следует надеяться лишь на домашнюю работу учащихся
Учебно-воспитательное значение самостоятельной работы трудно переоценить. Чтение на уроке учебника с трансформацией текста сопряжено с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главных, существенных мыслей, конкретизации и обобщения, поэтому оно эффективно конкретизирует и развивает логическое мышление у всех учащихся. Кроме того, оно позволяет учителю непосредственно на уроке дифференцировать учебную помощь учащимся и учить их учиться
А) Составление плана параграфа.
На начальных этапах обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно каждым учеником. Такая работа в наибольшей степени способствует усвоению школьниками основного содержания, систематизации учебного материала. Эта деятельность сложная, часто вызывает у школьников затруднения. В работе по составлению плана наиболее типичны следующие недостатки: пункты плана не отражают содержания, не связаны друг с другом по смыслу, состоят из вопросительных предложений. Часто по составленному школьниками плану трудно связно пересказать содержание.
Можно предложить учащимся следующую памятку для работы с учебником:
Как составлять план текста учебника.
1. Прочтите заглавие параграфа и подумайте: какой смысл вложен в заголовок? 2. Прочтите внимательно заданный параграф и постарайтесь выделить в нем и понять новые термины. 3. Рассмотрите и постарайтесь понять относящиеся к тексту рисунки и их части. 4. Прочтите абзацы по отдельности и определите, о чем говорится и что говорится в каждом абзаце.
5. Выделите главные мысли, разделите текст на смысловые части 6. Составьте план прочитанного текста (пунктами плана могут быть заглавия абзацев).
7. Закройте учебник, расскажите по этому плану весь текст, постарайтесь понять и запомнить его содержание. 8. Ответьте на все вопросы в конце параграфа или данные учителем.
Б) Работа с понятиями.
Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Достаточно часто ученикам бывает сложно запомнить определения тех или иных понятий, особенно если они четко не сформулированы в тексте или их очень много, поэтому с первых уроков планирую работу, направленную на обучение детей принципам самостоятельного формулирования определений с выделением главного, существенного. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию.
Успех овладения школьниками основным содержанием во многом зависит от их умения быстро находить биологические термины, раскрывать их содержание. На овладение научной терминологией должна быть направлена работа с текстом учебника, нахождение в нем основных терминов, выделенных курсивом, определений. Формированию данного умения способствует систематическая работа с терминами, определениями. С первых уроков биологии предлагаю такую работу: отыскать в параграфе все выделенные курсивом термины, разъяснить их значение; прочитать определение и раскрыть его содержание. Лучшему запоминанию терминов способствует выписывание их в тетрадь или словарь с пояснением их значения.
Если в 6-7 классах работа с терминами сводится к нахождению их в тексте и разъяснению их значения, то в старших классах характер заданий усложняется. Учащимся предлагается найти определения, выделить определяемое слово, установить наиболее общие (родовые) признаки раскрываемого с его помощью явления, а затем его особенности, частные признаки (видовые). Например, в разделе «Человек» учащимся предлагается найти определение рефлекса, выделить определяемое слово – «рефлекс», выделить наиболее общий признак – ответная реакция организма на раздражение, а потом – его особенности, частные, отличительные признаки – осуществление реакции через центральную нервную систему и контроль ее. Например, в определении понятия «вид» учащимся предлагается выделить определяемое слово («вид»), отыскать наиболее общий признак («совокупность особей»), а затем частные признаки («обладающих наследственным сходством морфо-физиологических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенную область – ареал»).
Подобная работа дает возможность учащимся сознательно усвоить определение, понять логику его построения, а в дальнейшем самостоятельно его конструировать.
Работа с биологическими понятиями включает в себя следующие направления:
- Сообщение определений учителем; - Совместное составление определений с учениками; - Самостоятельное составление определений учащимися при работе с параграфом учебника;
- Составление кроссвордов по понятиям одного параграфа или целой темы; - Работа с понятийными кроссвордами, составленными другими учащимися; - Диктанты на определение биологических понятий.
В) Нахождение в тексте ответа на вопрос.
Эта работа учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное от второстепенного. Важно, чтобы вопросы были направлены на усвоение учащимися основного содержания курса, на развитие мышления, формирования их научного мировоззрения.
Практика показывает, что учащиеся, особенно 6-7 классов, затрудняются в отборе необходимых сведений для ответа. Школьников надо обучать этому явлению. Для этого после постановки вопроса следует предложить учащимся прочитать соответствующую часть параграфа, проанализировать содержание и отобрать нужные сведения, затем построить из них ответ. В старших классах целесообразно увеличить удельный вес вопросов, которые требуют от учащихся формулирования выводов, установления причинно-следственных связей, взаимосвязей и др.
Вопросы могут быть такого плана: В чем проявляется взаимосвязь питания и дыхания растений (животных)? Почему людям необходима пища как растительного так и животного происхождения? Сравните строение хлоропластов и митохондрий, выявите черты сходства и сделайте выводы.
Г) Формулирование вопросов к тексту
Требует сложной мыслительной деятельности. Позволяет сконцентрировать внимание учащихся на основных понятиях курса, основательно проработать указанное в задании содержание и поставить к нему вопросы.
Эту работу можно начинать лишь после того, как учащиеся овладеют умением выделять главные мысли, находить ответы на вопросы. Вначале целесообразно предлагать учащимся небольшой и несложный по содержанию текст, важный для усвоения школьниками основных знаний. В старших классах характер этой работы усложняется тем, что отбирается наиболее сложный текст, к которому можно поставить вопросы на объяснение биологических явлений, на раскрытие механизма какого-либо процесса жизнедеятельности, на установление сущности явления.
Во всех классах эта работа должна быть направлена на усвоение учащимися основного содержания, на достижение итогового результата обучения, зафиксированного в программе в разделе «Основные требования к знаниям и умениям»
Д) Составление логических схем.
Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта. Ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему, подписав под каждым столбцом примеры растений с данными типами плодов.
В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности. Что позволяет осмысленно усваивать учебный материал
Е) Работа по составлению и заполнению таблиц.
Большое значение для усвоения учащимися знаний и овладения умениями имеет организация познавательной деятельности их с учебником по составлению таблиц. Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний школьников, учит их кратко, обобщенно излагать мысли, проводить отбор нужных сведений. Это вид работы наиболее сложен, ее выполнению надо обучать учащихся. Сначала школьникам предлагается заполнить готовые схемы и таблицы. Учитель объясняет их построение, раскрывает назначение каждой графы, помогает школьникам отобрать нужные сведения из текста и кратко записать их. Поэтому на первых этапах работа по составлению схем и таблиц проводится фронтально. После выполнения двух-трех работ учащиеся могут в дальнейшем составлять таблицы.
В младших классах целесообразно заполнять таблицы, состоящие из двух колонок, в старших классах число граф увеличивается. При этом следует приучать школьников делать краткие обобщенные записи в форме назывных предложений, не допускать непеработанного переписывания текста из учебника, записей в форме вопросов
Строение и функции клеток крови
Клетка Особенности строения Функции Взаимосвязь строения и функций
Графа «Взаимосвязь строения и функций» не всегда заполняется учащимися, необходимо оказать им помощь, предварительно заслушать их, обсудить ответы.
Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учеников, т.е. её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала (учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя).
Ж) Составление графических конспектов.
Наряду с зарисовкой опытов проводимых на уроке и во внеурочной деятельности, используются опорно-схематические конспекты. Это не ново, но я пытаюсь организовать работу так, что выделение опорных сигналов и связей между ними осуществили учащиеся самостоятельно. Дети в ходе составления опорно-схематических конспектов могут выделять термины, устанавливать смысловые связи между ними, выделять биологические закономерности, сравнивать объекты.
Например: по теме: "Семейство бобовые".
Слабые учащиеся могут использовать план характеристики семейства:
а) видовой состав;
б) жизненные формы, продолжительность жизни;
в) строение цветка;
г) плод, его строение, название;
д) соцветие.
Обязательно учитывается полнота использования материала, логика изложения, грамотность и самостоятельность.
З) Написание «синквейна»
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
Например:
Вирусы
Микроскопические, неклеточные.
Возбуждают опасные заболевания, паразитируют внутри клеток, не размножаются вне клетки
Бактериофаг – вирус поражающий бактерии.
Или, например, по теме «Птицы»
существительноеприлагательное, прилагательноеглагол, глагол, глагол“крылатая фраза”существительное или глагол
ПингвинМедлительный, неуклюжийПлавает, ловит, хочет летать"У всякой пташки свои замашки"Птица.
СоколГордый, зоркийЛетает, парит, высматривает"Выше солнца и сокол не летает"Охотник.
И) Составление кластера.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
II Работа с нетекстовым компонентом.
1. Организация работы учащихся с иллюстрациями учебника.
Иллюстрации составляют органическую часть учебника, в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его.
Работа с иллюстративным материалом позволяет включать учащихся в разнообразную познавательную деятельность, направленную на формирование мышления:
- распознавать органы, системы органов, виды растений и животных, этапы процессов жизнедеятельности;
- использовать подписи для анализа содержания рисунков;
- пользоваться условными обозначениями, применяемыми на рисунках;
- находить сведения, необходимые для ответа на вопрос;
- сравнивать объекты, изображенные на рисунках;
- составлять рассказ по рисунку;
- использовать иллюстрации в качестве самостоятельного источника знаний;
- составлять по рисунку характеристику биологических объектов, процессов, выявлять связи между организмами, между организмами и неживой природой, черты приспособленности организмов к среде обитания и др.
А) Использование рисунков учебника для работы с дополнительной литературой.
В учебниках под редакцией Н.И. Сонина много рисунков, на которых изображены очень интересные живые организмы. Но ограниченный материал учебника не позволяет рассказать о них все, чем они удивительны, замечательны и неповторимы. Я предлагаю найти учащимся интересные факты об этих живых организмах. Использовать можно справочники, энциклопедии и другую литературу. Эти задания для дополнительной работы по желанию включают в себя вопросы о различных живых организмах, которым на уроке нет возможности уделить достаточное количество времени. Задание дается сроком на 3–4 недели, очень важно ограничить объем ответов на вопросы. (Чтобы ответы на конкретные вопросы не превратились в контрольное списывание с книг). Чтобы получить “4” надо ответить на 7 вопросов. Чтобы получить “5” надо ответить на 10 (или больше) вопросов. Ответы должны быть краткие, правильные, интересные и актуальные , с указанием использованной литературы
Например:
1. На с. 13 (учебник Н.И.Сонина 6 класс, «Живой организм» , 2004 г. ) изображено растение ряска, чем знаменито это растение?
2. На с. 12 (учебник Н.И.Сонина 6 класс, «Живой организм» , 2004 г. ) под названием “водяные растения” нарисована элодея. У нее есть очень красноречивое второе название – водяная чума. Попробуйте его объяснить.
Ответы на вопросы первого задания по дополнительной литературе
1. Одна из особенностей ряски то, что это самое маленькое цветковое растение.
2. Из-за того, что элодея может очень быстро размножаться и мешать судоходству, ее называют водяной чумой.
Б) Использование рисунков учебника и текстового материала для творческих заданий, например составления сказок:
Сказка о корне.
Поспорили как-то части корня кто главнее.
- Мы, – говорят корневые волоски, - мы самые главные, потому что высасываем из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества.
- Нет, - говорит зона деления, - мои клетки все время делятся, и корень растет. Я важнее.
- А мы, клетки зоны роста, вытягиваемся, помогая корню продвигаться вглубь, к воде.
- А я, - говорит чехлик, - предохраняю верхушку корня от повреждения. Спорят они так, спорят и ничего не делают. Приполз к ним дождевой червь и говорит: "Пока вы тут спорите, стебель и листья вянуть стали. Неужели вы не понимаете, что вы все главные?!" Подумали зоны корня, подумали да и помирились поскорее.
2. Организация работы учащихся с заданиями
А) Одной из форм активизации и коррекции мыслительной деятельности учащихся могут быть задания по типу «Верно – неверно» или «Какие утверждения верны». При изучении нового материала на этапе закрепления знаний, учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора Такие задания позволяют учителю выявить уровень развития определенных интеллектуальных умений учащихся, что, в свою очередь, является основой для подбора соответствующих знаний, требующих установления причинно – следственных связей между явлениями, анализа на основе сравнения, выделения главного, нахождение общего и частного, построения доказательств и аргументированной защиты своего мнения. Такая форма активного взаимодействия способствует более быстрому и непринужденному вхождению учащихся в учебную деятельность, созданию благоприятного психологического климата.
Б) Использование заданий : «Выбери правильный ответ» При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать из предложенного перечня правильные ответы и доказать правоту своего выбора, например:
Выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше:
а) хитиновые покровы;
б) паразитизм;
в) высокая плодовитость;
г) многофункциональные конечности;
д) незамкнутая кровеносная система;
е) развитые органы чувств;
ж) жаберное дыхание.
III Самостоятельная работа учащихся с учебником как этап урока
1. Использование карточек-заданий при индивидуальной работе.
Нужно признать и тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно работать, они стремятся увильнуть, избежать самостоятельной работы. Чаще ученики желают получить всё в готовом виде без труда и собственных усилий.
Не каждый учитель способен преодолеть это сопротивление. Есть, конечно, и трудности в подготовке уроков с самостоятельной работой: пока ещё мало технических средств, дидактического материала , даже необходимой литературы для учеников и самих рекомендаций для учителей.
Но всё выше сказанное не мешает организовывать самостоятельную работу учащихся и добиваться поистине высоких результатов.
Очень важно научить ученика учиться!
Иногда, как будто всё есть: и вопросы задаются, и опыты проводятся, и задачи решаются и учебники на уроках используются – дети работают, самостоятельно что-то делают, а по существу, если вникнуть основательно – всё это чисто внешне, все эти действия носят поверхностный характер: дети выполняют строго всё по образцу, по трафарету, за результаты своей работы не отвечают, могут работать пассивно, в полсилы не очень стараясь.
Основная задача – приучить детей самостоятельно работать, вырабатывать навыки, привычки и любовь к учебному труду.
Самостоятельная работа – неоднозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приёмы.
Каждый учитель во время объяснения нового материала должен привлекать учащихся к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока. Можно объяснить, показать, рассказать, а затем где-то 10-15, а порой 20 минут уделить самостоятельной работе с последующим комментарием и подведением итога.
Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, даже мыслить, но по определённым стандартам.
Более фундаментальным видом самостоятельных занятий является специальные уроки, или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников.
Уроки могут быть разными:
закрепление знаний;
лабораторные работы;
практические работы;
работа с рабочими тетрадями;
семинарские занятия и т. д.
Такие уроки, полностью посвящены самостоятельной работе, проводятся, как правило, редко и требуют тщательной подготовке.
НО если их проводить чаще, то учащиеся лучше усваивают новый материал, умеют работать с разными источниками. Могут без помощи учителя в нужный момент сориентироваться и найти ответ на поставленный вопрос, а главное, когда они продолжают обучение в ВУЗах, то все эти навыки самостоятельной работы помогают получать знания, легко ориентируются в мире разной литературы.
Примерный алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой.
1. Выбрать и сформулировать тему.2. Установить цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.).3. Продумать последовательность действий, операций.4. Подготовить дидактический материал (гербарии, тубусы, модели, рисунки, таблицы).5. Учеников предварительно учат, как работать самостоятельно.
6. Продумать способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль учителя в ходе самостоятельной работы, своевременная помощь тем, кто нуждается в этом.7. Если необходимо провести инструктаж по т/б.8. Перед началом урока дети получают необходимое объяснение хода урока (т.е. поставить перед ними цели и задачи, которые они должны разрешить - они должны точно знать, что от них требуют, что с них спросят при контроле знаний).
К сожалению, такой урок требует хорошей материальной базы (многое можно изготовить и самим учащимся и ученикам), больших временных затрат, т.к. мало разработано пособий в данном направлении.
Должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке. Порой самые неожиданные препятствия срывают занятия. Например: при лабораторной работе не смогли приготовить препарат, а значит, не увидели, не могут сделать вывод и т.д.
Вот пример урока, посвящённого самостоятельной работе c текстом учебника.
ТЕМА: Химический состав клетки
Задачи:
Образовательная – изучить химический состав клеток и его роль в жизнедеятельности клеткиРазвивающая – умение пользоваться учебником, делать схематические рисунки, составлять таблицы, развивать речь, память, логическое мышление.
Самостоятельная работа проводится на этапе изучения нового материала
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ (для ученика)
1. В параграфе найдите определения следующим понятиям:
Химический элемент
Вещество
2. Запишите данные понятия в рабочую тетрадь.
3. На какие 2 группы подразделяются химические вещества клетки? Как вы думаете, почему одни вещества носят название «органические», а другие «неорганические». Правильный ли дан ответ? Найдите подтверждение или опровержение на стр.10 учебника. Сделайте схему.
4. Пользуясь информацией учебника заполните сравнительную таблицу:
Название химического вещества Состав, % Особенности характеристики Значение и роль в клетке
Вода Минеральные соли Белки Жиры Углеводы Нуклеиновые кислоты Подумайте над вопросами и подготовьтесь обсудить в классе
А) Есть ли различие в наборе химических веществ для растительной и животной клеток? Б) Почему полезно есть рыбу, гречневую кашу? Что стимулируют находящиеся там вещества?
В) Что накапливают яблоки и на содержание какого вещества в нашем организме влияет этот химический элемент?
Г) Чем богата морская капуста? Для работы какого органа необходимо содержащееся в ней вещество?
6. Выучите пройденный материал и подготовьте устный ответ, используя схему, таблицу и рисунки учебника.
Групповая работа с текстом учебника, при изучении нового материала.
Например, при изучении темы «Кровь» на уроке в 8 классе учащимся предлагается самостоятельная работа с материалом учебника по плану:
Задание для первой группы Задание для первой группы Задание для первой группы
1. Изучить текст учебника на стр. 118 «Эритроциты» 1. Изучить текст учебника на стр. 118 -119 «Лейкоциты» 1. Изучить текст учебника на стр. 119 «Тромбоциты»
2. Заполнить свой раздел в таблице 2. Заполнить свой раздел в таблице 2. Заполнить свой раздел в таблице
3. Сделать об этом сообщение в классе 3. Сделать об этом сообщение в классе 3. Сделать об этом сообщение в классе
С целью “добывания” знаний по теме, затем каждая группа заполняет (карандашом) свой раздел в заранее расчерченной таблице:
Клетки крови Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
1. Количество в 1 мм3 2. Продолжительность жизни 3. Место образования 4. Особенности строения 5. Соответствие строения выполняемым функциям После этого вместе (под руководством педагога) шариковой ручкой заполняем всю таблицу. И уже на следующем уроке можно провести проверочные работы. Такие уроки ведутся в режиме диалога, с опорой на уже полученные в ходе данного занятия знания, что активизирует их мыслительные процессы. Деятельность учащихся дифференцирована в соответствии с уровнем их учебных достижений, что позволяет школьникам совершенствовать свои умения или учиться у товарищей.
Памятки для учащихся
Как лучше запомнить изучаемый материал.
Текст читай очень внимательно. Особое внимание уделяется структуре излагаемого материала. Мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста. Особые фрагменты текста мысленно пересказываются. Формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания. Если в формулировки есть сноска, откуда произошла она, то запомните, иногда это помогает вспомнить определение.
Как надо читать текст.
Очень большое значение имеет то, какой текст вы читаете, если он трудный, то читают мало и основательно.
При встрече с незнакомыми терминами, словами их нужно выписать, а затем найти значение. Никогда не оставляйте непонятно необъяснимым.
Выписывайте всё в тетрадь, что нужно запомнить (термины, годы событий, названия статей, имена учёных…).
Учтите, что чтение бывает:
первоначальным, когда идёт знакомство с текстом, где важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные мысли, отметить неясные места;
повторным - это и есть собственно чтение-усвоение.
Как проводить анализ.
Анализ-процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.
Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.
Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
Подумай о причинах такого разделения на блоки.
Как проводить обобщение.
Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых предметах, явлениях.
Определи их сходство.
Установи связь между ними.
Сформулируй общий вывод.
Как делать выписки.
Выписать - найдя в источнике нужную мысль, списать её, записать.
Вчитайся в название статьи, осмысли его.
Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай мысли.
Стремись к краткости записи.
Отделяй одну мысль от другой.
Закончив работу, выпиши все данные источника.
Как работать над понятием.
Понятие - логически оформленная мысль.
Назови рассматриваемое понятие. Дай его определение.
Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
Употребляя данное понятие, составь рассказ.
Как работать над сравнением.
Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
Выдели существенные признаки каждого предмета.
Выясни все признаки сходства и различия объектов.
Найди и объясни причины сходства и различия.
Как разъяснять теорию.
Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих научный опыт и отражающих закономерностей природы, общества, мышления.
Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
Назови основные положения, понятия теории.
Определи круг явлений, объяснимых данной теории.
Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
Назови области применения данной теории.
Как составлять план текста учебника.
1. Прочтите заглавие параграфа и подумайте: какой смысл вложен в заголовок? 2. Прочтите внимательно заданный параграф и постарайтесь выделить в нем и понять новые термины. 3. Рассмотрите и постарайтесь понять относящиеся к тексту рисунки и их части. 4. Прочтите абзацы по отдельности и определите, о чем говорится и что говорится в каждом абзаце.
5. Выделите главные мысли, разделите текст на смысловые части 6. Составьте план прочитанного текста (пунктами плана могут быть заглавия абзацев).
7. Закройте учебник, расскажите по этому плану весь текст, постарайтесь понять и запомнить его содержание. 8. Ответьте на все вопросы в конце параграфа или данные учителем.