РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ





РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ







Лебедева Е.П.
В стандарте основного общего образования по русскому языку обозначены цели, достижение которых осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Роль русского языка становится значительно шире предмета обучения. В современном контексте уроков родной язык должен восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа. Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения-всё это составляет суть культуроведческой компетенции.
Язык отражает духовную сущность и народа, и отдельного человека. Без сохранения национального языка невозможно сбережение культурного пласта. «Сохраняя родную речь, обращаясь к историческим корням, народ тем самым сохраняет память о себе и своих предках», - утверждает Д.С. Лихачёв.
Культуроведческий аспект обучения и воспитания школьников на уроках русского языка – весьма актуальная проблема современной школы. Он предполагает, с одной стороны, усвоение обучающимися в процессе изучения родного языка, жизненного опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии, с другой стороны, формирование нравственно- этических ценностей и духовно- эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение. Такой подход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования коммуникационной и культуроведческой компетенции учащихся, обогащение их словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально- культурной среде. Реализация культуроведческого подхода предполагает использование базовых компонентов культурологической направленности, например, таких терминов и понятий, как культурологический фон урока, культуроведческий текст, искусствоведческий текст и другие.

Культурный компонент – это национальный специфический образ культуры народа, воплощённый в слове.
Задача учителя – через предмет передать ценности культуры учащимся и воспитать их созидателями и хранителями культурного наследства.
Еще лингвисты и методисты XIX столетия связывали обучение родному языку с развитием души человека, с развитием личности. Так, Измаил Иванович Срезневский -русский философ-славянист- считал, что с изучением языка родного начинается воспитание и развитие духовных сил человека. Преподавание родного языка дает богатейший материал для нравственного воспитания.

.
Русский язык является первоэлементом художественной литературы и, как справедливо заметил Н.М. Шанский, преподавание «русского языка должно включать в себя определение круга методически ориентированных художественных произведений русской классики и способов их использования и для формирования нравственной и творческой личности, для совершенствования культуры речи». К числу таких произведений с полным правом могут быть отнесены прозаические и поэтические произведения А.С. Пушкина.
Естественно связать уроки русского языка и литературы позволят тексты и задания к ним.
Это приблизит учащихся к пониманию особенностей языка пушкинских произведений.
Задания составлены так, что способствуют повторению и обобщению изученного по лексике, фонетике, грамматике.
Например отрывок из книги И.А.Ильина «Александр Пушкин как человек и характер».
Прочитайте текст. Определите его тему, основные мысли.
2
У Пушкина при жизни было невообразимое множество поклонников и друзей. Но только немногие обладали тем тонким чувством проникновения, которое помогало им верно понять характер поэта
В жизни обычно бывает так: глупец не понимает ни самого себя, ни умного; грубая натура не может проникнуться тонкостями чужого духа; было бы чудом если бы злой хоть что-то понял в душе доброго; бездарному же вовеки не понять, что приходится выстрадать и отстоять в борьбе гениальному человеку.
Поэтому гениальному человеку уготовано и совершенно особое одиночество; его не понимают и ложно истолковывают; он чувствует это страдает вдвойне. А те, кто его не понимал, судят о нем пошло, неверно, злобно с завистью. Чтобы правильно понять великого человека, надо долго и любовно вживаться в своеобразие его мира, научиться художественному созерцанию его, тщательно исследовать те образы, которые рисуют тонкие, художественно одарённые натуры.
Чтобы понять Пушкина. Надо брать за основу не внешне поданные черты, а то, как воспринимался его внутренний мир. (И.А.Ильин. Александр Пушкин как человек и характер).
К тексту приложен ряд заданий и вопросов, помогающих слить обучение и воспитание в единый процесс.
Задания:
Найдите в тексте антонимы. Какова их роль в тексте?
Подберите синонимы к слову гениальный. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
Докажите, что это текст. Объясните, на основе чего текст делится на абзацы.
Определите стиль текста. Аргументируйте своё мнение.
Запишите третий абзац, подчеркните грамматические основы предложений.
Составьте схему последнего предложения.
3
Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
Произведите разные виды разбора.

Такая работа над текстом способствует развитию у учеников живого интереса к культурному наследию России, помогает им лучше понять творчество поэта.
Большую роль в воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников формируется отношение к слову, к национальной культуре, к традициям и такие нравственные качества, как патриотизм, чувство долга, чести, порядочность, чувство красоты.
Такой вид работы по развитию речи как творческий диктант способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.
Привожу пример творческого диктанта на вставку слов по картине К. Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень» (VI класс). Работе предшествует беседа, помогающая ученикам вспомнить, какие художественные средства делают описание более красочным, выразительным, точным (сравнения, метафоры, слова в переносном значении, эпитеты).
Затем кратко излагаются сведения о художнике, темах его творчества, называются полотна, посвященные зимней среднерусской природе: «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень».
Следующий этап работы - беседа по картине (сюжет, главная мысль художника, способы изображения пейзажа, палитра, вывод о замысле художника и способе его воплощения). Для усиления эмоционального воздействия используется прослушивание пьесы П. И. Чайковского из сборника «Времена года».
4
После речевой подготовки (подбора синонимов) читается текст диктанта. Обращается внимание на то, что текст обедняет картину, и задача учащихся сделать описание полотна более ярким, полным, распространить диктуемое.
Таким образом на уроке решаются обучающие задачи –сформировать умение строить текст, определять основную мысль; научить точно, ярко, правдиво описывать предметы, изображенные на картине; формировать повышение самоконтроля, и достигается воспитывающая цель-воспитывается самостоятельность, творческая активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе, чувство красоты, интерес к живописи, музыке; развивается отношение к значению слов и их употреблению.
Подобной цели можно достигнуть во время урока развития речи «Заочная экскурсия» «Весна в русской пейзажной живописи». На уроке ученики выступают с сообщениями о художниках, демонстрируя репродукции картин, анализируя их (К. Юон «Конец зимы», И. Грабарь «Февральская лазурь», «Мартовский снег», И. Левитан «Март», «Весна – большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Остроухов «Последний снег», «Первая зелень», А. Рылов «Зеленый шум».) Делается вывод: изобразивших разные лики весны на картинах русских художников-пейзажистов XIX-XXвв., объединяет любовь к родной земле, способность выразить в красках «радость бытия». Следующий далее лингвистический анализ текста С.Т. Аксанова «Оттепель» из книги «Детские годы Багрова – внуки» убеждает в том, что проза этого писателя – образец словесной пейзажной живописи, художественная сила которой заключается в необыкновенной простоте, искренности, правдивости. Читая произведения Аксакова, дети учатся любви к природе и человеку, к родине и родному слову. Новый этап уровня – лингвистический анализ стихотворения И.А. Бунина «Оттепель», в котором поэт, изображая картину февральской оттепели, выражает свои чувства и размышляет о смысле земного бытия, о преходящем и вечном, о любви, связывающей человека с миром. При подведении итогов обращается внимание на то, что Аксакова и Бунина, как и художников-пейзажистов, объединяет не только тема, объединяет любовь и к миру природы, чувство слияния с ней, способность выразить это с помощью слова – божественного дара небес.
5
Завершает урок комплексный анализ слова, чувствовал, во время которого возникает необходимость обращения к «Словарю морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой и к «Школьному грамматическо-орфографическому словарю русского языка» Б.Т. Панова и А.В. Текучева, а также к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Таким образом, во время «Заочного путешествия» «Весна в русской пейзажной живописи» произведения художественной литературы и полотна известных мастеров способствовали формированию культуроведческих знаний и искусствоведческих умений читать картину. Также работа со словарями, знакомство с интересными языковыми фактами, углубила знания учащихся в области лингвистики.
Богатый и разнообразный познавательный материал для самостоятельного освоения учащимися дают сочинения – этюды, предоставляющие большие возможности для воспитания. Сообщения на лингвистические темы, фрагменты из произведений художественной и исторической литературы, тексты о писателях, о науке, слове, словарях, о происхождении фразеологизмов и выражений помогают в процессе подготовки к сочинению-этюду.
Во время изучения раздела «Лексика» в VI классе происходит знакомство учащихся с различными лингвистическими словарями, знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И.Даля. Учащиеся готовят рассказ о замечательной личности В.И.Даля, выражая своё отношение к богатству русского языка. Эта работа подготавливает учащихся к сочинению-этюду «Слово о словаре».
Тема «Фразеологизмы» позволяет осуществить связь с историческим прошлым, воспитывать уважение к своему народу, стремление беречь и развивать лучшие традиции прошлого, охранять национальные достижения. Так, обращение к истории народных промыслов позволяет понять возникновение закрепившихся в языке слов и выражений: бить баклуши, работать спустя рукава. Ученики убеждаются на конкретных примерах, что язык сохраняет историю народа в словах и выражениях, которые живут в нём. Знакомство с историей народных промыслов находит своё продолжение в сочинении-этюде по репродукции с картины В.М.Васнецова «Ковер-самолет».
6
Итак, особенности сочинений-этюдов позволяют расширить представления учащихся о развитии языка, о его исторической роли в обществе, воспитать бережное отношение к языку, показать мир красоты. Всё это формирует нравственную личность.
При изучении темы «Фразеологизмы» рассматриваются такие вопросы, как: функционирование их в речи, происхождение, индивидуально-авторское переоформление в языке публицистики и художественной литературы.
Происходит знакомство учащихся с «Фразеологическим словарём русского языка» под редакцией А.И. Молотова (М.»Русского языка»1986).
«Кратким этимологическим словарём русских фразеологизмов» Н.М. Шанского, В.И. Зимина, А.В. Филиппова.
Знакомство с трудами ученых-лингвистов, с интересными языковыми фактами, их оригинальным толкованием позволяет сделать процесс обучения русскому языку культуроориентированным.
Одна из целей содержания образования - обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Проблему соединения культуры, языка и личности ученика в процессе образования призваны решить культуроориентированные уроки.
Это может быть урок-экскурсия, во время которого происходит развитие эстетического вкуса учащихся.
В своей практике я обращаюсь к такому виду урока. Совершаются экскурсии в городской выставочный зал на тематические показы картин местных художников, изделий народных промыслов. После экскурсий учащиеся пишут сочинение, в котором выражают впечатления от увиденного.
Выставка посвященная 75-летию Пакта Рериха, позволила школьникам познакомиться с творчеством художника, ученого – философа, расширила кругозор в области изобразительного искусства, открыла новую страницу в познании великих имен мировой культуры. В своих откровениях учащиеся эмоционально высказывались о чувствах, возникших после экскурсии.
«Все произведения произвели на меня большое впечатление. Каждое полотно я рассматривала с невероятным удовольствием. Эти холсты создают
7
хорошее настроение, хочется оказаться в мире, изображенном в работах гениального мастера».
«Я никогда не видела такие удивительные картины. Меня поразило цветовое решение каждого полотна, я узнала много нового, интересного о манере письма этого художника, обогатила свой внутренний мир».
Посещение музея, выставки обычно оказывает на учащихся большое эмоциональное воздействие. Наблюдения показывают, что в музее дети ведут себя иначе, чем в другой обстановке, - духовнее, чище, нравственнее. Возможно, оказывает влияние и общая атмосфера музея, красота, эстетика интерьера, новизна ситуации.
Интеграция различных видов искусства помогает развитию устной и письменной речи учащихся, формированию внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии творческих возможностей.
Диалог культур пробуждает чувство гармонии, любовь к прекрасному, к добру и справедливости.
Произведения живописи играют не последнюю роль в речевой деятельности учащихся и содержат в себе культурологический воспитательный потенциал.
Учащиеся, знакомясь с произведениями живописи, получают возможность удовлетворить такую важную человеческую потребность, как познавательно-творческая.
Специфика культуроведческого подхода состоит в отборе картины как источника высказывания в привлечении, искусствоведческого текста.
Отбирая картины для использования их на уроках развития речи необходимо соблюдать ряд обязательных требований: возможность презентаций страноведческого материала, ознакомление с историей, культурой, традициями русского народа. Отсюда особое внимание к произведениям отечественной живописи, представляющим важную часть национально-культурного самосознания русского человека.
Во время написания сочинения по картине на обогащение словарного запаса учащихся, на выбор выразительных языковых средств, построение целых высказываний благотворно влияет музыка. Перед детьми ставятся
8
различные речевые задачи: дофантазируйте, как закончится ситуация, изображённая на картине; расскажите о своих впечатлениях от просмотра картины и прослушивания музыки так, чтобы тот, кто не слышал музыки, захотел послушать её. Таким образом, в процессии коммуникативной задачи с помощью произведений живописи и музыки учитель формирует духовное начало, влияющее на формирование менталитета. Предлагаю познакомиться с работой ученика 6 класса, сочинением по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Я слушаю музыку Вивальди «Летняя Гроза». В её оживающих нотах можно услышать раскаты грома, звуки крыльев улетающих птиц, порывы яростного ветра, первые капли дождя. Мелодия невольно навевает воспоминание о картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
На этой картине изображена обстановка природы перед дождём. Главными героями полотна выступают девочка и её брат.
В сине-голубых глазах главной героини выражено её испуганное состояние. Ветер сдул с её головы платок и играет русыми волосами. Юная героиня картины одета в традиционный русский наряд: зелёный сарафан с тёмно-красным фартуком, который она придерживает рукой, чтобы не рассыпать грибы. Босые ноги девочки быстро идут по деревянному мостику.
Одной рукой она держит испуганного брата. Он тоже боится яростных раскатов грома. По простой красной рубахе и серым истрёпанным штанам, надетым на брата, и по грубой одежде его сестры, можно сделать вывод, что дети из простой, небогатой семьи.
Взглянув на пейзаж нахмурившейся природы, мы словно оказываемся в душе каждого из героев картины. Бушующий ветер, темнеющее небо, и лишь там, вдалеке ,маленькое золотое пятно – луг, словно надежда добраться домой, не промокнув под дождём.
Чудесная музыка Вивальди помогла мне проникнуть в суть картины К.Е. Маковского и написать по ней сочинение.
Интерпретация словесного образа при помощи интеграции различных видов искусства позволяет добиться более качественного перевода информации с языка одного искусства на язык другого, отыскать для этого более выразительные языковые средства
Обучение русскому языку на широком фоне культуры и истории России
9
формирует и развивает этические принципы и идеалы учащихся.
Обучение и воспитание, построенные с учётом языковой среды обитания человека, с учётом культурных традиций, базовых ценностей народа превращаются в единый «культуросообразный» (по Адольфу Дистервегу, нем. педагог.) процесс.
Список использованной литературы
Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 г.
Еженедельник «Русский язык» (объединение педагогических изданий «Первое сентября».
Журналы «Русский язык в школе», «Русская словесность».
Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс (М.: Издательство «Экзамен» 2004).
Пособие «Русский язык: 5., «Книга для учителя» (М.: Издательство «Первое сентября» 2003 ( Я иду на урок)
Сочинение по картине в 5 классе. М.: ООО «Издательство» «Астрель»: ООО «Издательство АСТ» 2003.










10







 Лихачёв Д.С Раздумья – М., 1991 – с. 82.
1











15