ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСТОЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ
«ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Преподаватель-организатор ОБЖ
Джелилова Эльвира Ремзиевна
Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской, бытовой, природной и др.).
Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую определенными свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой стороны – одновременно и отрицательным (негативным).
Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть как следствием природных, стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека.
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения и высокая смертность в России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Одной из основных проблем любого развитого государства является создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории, как в мирное, так и в военное время. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций является составной частью общегосударственных социальных и оборонных мероприятий, что требует от структур государственной власти энергичных мер по созданию эффективной системы защиты граждан, действующей на всех уровнях.
В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Наиболее полно и целенаправленно в современной школе этому учит специальный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Он призван формировать у детей сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать приобретению навыка, сохранять жизнь и здоровье в повседневности, в неблагоприятных и опасных условиях, умению оказывать само- и взаимопомощь путем освоения ключевых компетенций.

Поэтому цель моей работы:
формирование ключевых компетенций для приобретения учащимися навыка сохранения жизни и здоровья.
Ведь вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема, звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии г. Москвы Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
Определены следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые
Общекультурные
Учебно-познавательные
Информационные
Коммуникативные
Компетенции личностного самосовершенствования.
Преподавая первый год, курс ОБЖ, я пришла к выводу, что при его изучении одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих компетенций. Они всегда находится в зоне пристального внимания учителя.
Ценностно-смысловые включают
ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию; (5,8 класс - раздел «Основы здорового образа жизни»),
владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; (8 класс - раздел «Основы комплексной безопасности» - пожарная безопасность, безопасность на дорогах, безопасность на водоемах и т.д.).
умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок (8 класс – раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»)
умение оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определениями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения определённых задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
ориентировать в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств; компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона;
применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологи: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции дают возможность:
иметь опыт ориентации в природной и экологической среде (в лесу, в поле, на водоёмах и т.д.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
владеть и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Так как целью обучения становится не процесс передачи знаний, а достижение учащимися определенного результата, то содержание материала внутри предмета подбираю под планируемый результат. Акцент делаю на обучение через практику продуктивной работы учащихся в малых группах, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
Для формирования ключевых компетенций применяю следующие методы:
- анализ конкретной ситуации,
- ролевые, деловые и дидактические игр,
- проектную деятельность,
- дискуссии,
- групповую работу,
- проблемное обучение.
Метод анализа конкретных ситуаций:
При обучении вопросам личной безопасности информирую учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, и учу анализировать причины происшествий и несчастий.
При организации ситуативного обучения учащиеся подбирают статьи из газет, журналов и сети Интернет о различных чрезвычайных ситуациях, происшествиях.
Затем оценивают случившееся, дают характеристики, определяют масштаб последствия.
Анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, который на горьком опыте других учит избегать ошибок и неверных решений в различных, в том числе и экстремальных ситуациях.
Например: ЧС землетрясение:
ознакомила учащихся с ситуацией;
предложила несколько вариантов ответа выхода из данной ситуации;
провожу дискуссию о возможных способах разрешения и выбора оптимального правильного ответа с помощью вопросов:
как вы оцениваете то, что произошло в предложенной мной ситуации? Насколько она типична? Приходилось, ли вам сталкиваться с подобными явлениями?
какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? Какова причина этих ошибок?
какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны руководствоваться участники данной ситуации?
какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственными участниками описываемых событий? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации.
Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте своё предложение.
Что полезного для себя вы извлекли из анализа ситуации?Изменились ли какие-то ваши мнения и суждения?
При организации данного метода учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные экстремальные ситуации.
На уроках применяю деловые, ролевые и дидактические игры, но при этом учитываю возрастную особенность учащихся.
Большое предпочтение отдаю деловой игре - игровой имитационной модели, воссоздающей условия, содержание, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности.
На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.
На втором формулируются цель и конкретные учебные задачи.
На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, ее условия (правила), используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.
Например: деловая игра «Знание спасает жизнь»
Класс разбивается на несколько групп, каждой выдаётся задание и указывается место занятия:
Задание 1. На первом этаже в фойе школы произошел пожар, и огонь распространяется. Возможные травмы при пожаре. Ваши действия?
Задание 2. В субботний день в первой половине, пришло известие «Наводнение». Возможные травмы при наводнении.  Ваши действия?
Задание 3. Во время коллективного выезда автобус попал в ДТП. Возможные травмы при ДТП. Ваши действия?
Задание 4. На зимних каникулах вы едете кататься с друзьями на пруд. Возможные травмы при этом.  Ваши действия?
Подводя итог игры, я не только даю общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разбираю весь ее ход, акцентирую внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях. По окончанию занятия каждый ученик получает памятку – алгоритм правильного действия.
Глубоко понять проблему, повысить интерес, реализовать потребности в общении и самостоятельности, прочувствовать знания и сформировать активную внутреннюю позицию позволяет дискуссия. Кроме перечисленных возможностей дискуссия характеризуется следующим:
- способствует анализу собственного жизненного опыта, прояснению собственной позиции и умению её защищать;
- создать возможность для проявления инициативы;
- выявлять многообразие подходов, точек зрения по какому – либо вопросу, что обеспечивает его всестороннее видение;
- обучает навыкам понимания мнений и поиска определённой степени согласия с ними, привлекая знания из различных наук.
Дискуссия предполагает наличие разных точек зрения, противоречий. Её использую в тех случаях, когда ученики обладают определенной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать и доказывать свою точку зрения, т.е. учитываю возрастную особенность учащихся. Например, при изучении ЗОЖ: дискуссия «Наркотики: миф или реальность».
В практике обучения использую также проблемный подход к организации процессов усвоения, называемый проблемным обучением. Сущность его сводится к тому, что на занятии преднамеренно создается ситуация познавательного затруднения - проблемная ситуация. Проблемные ситуации позволяют постепенно вырабатывать у учащихся внимание к объекту обучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности. Проблемное обучение ориентировано на поисковое усвоение знаний, умений и навыков. Применяется преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной и практической деятельности, оно способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.
На уроках ОБЖ использую конкурсные программы. В её основе лежит принцип соревновательности, состязательности. Цель - сравнение уровней мастерства участников, поскольку они являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.
Содержанием для организации конкурсов по ОБЖ служит тематика по курсу, которая зависит от календарного срока изучения материала, возрастных особенностей учащихся.

Систематическая работа по формированию ключевых компетенций даёт:
- позитивную динамику уровня обученности школьников;
- рост мотивации к изучению предмета;
- активизация самостоятельной деятельности обучающихся в
образовательном процессе;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- активное участие школьников в конкурсах и соревнованиях.