Программа по русскому языку для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида Деловое письмо
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 20 VIII вида»
Программа
курса по выбору
«Деловое письмо»
Составили:
Е.Г. Лазарева, учитель письма и развития речи;
Л.Г. Каменская, учитель письма и развития речи
г. Пермь, 2015
Содержание
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование курса
Литература
Пояснительная записка
XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.
Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида ведется по «Программе специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 -9 кл. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2001год.»
Курс “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность подростка в целом.
Школа должна подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают важное место для их дальнейшей социализации, поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.Программа коррекционной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов и научил применять свои знания на практике.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении учащиеся с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений по развитию письменной речи.
Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в общеобразовательных школах. Подготовка учащихся к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В связи с этим для обучающихся 8-9 классов коррекционной школы может быть предложен курс по выбору “Деловое письмо”, рассчитанный на 17 учебных часа (1 час в неделю).
Цель данного курса по выбору – организация практического усвоения учащимися норм и правил составления деловых бумаг.
Задачи курса:
- формировать умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
- формировать умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа;
- формировать умения подражать образцу;
- формировать умения составлять документы самостоятельно;
- формировать умения составлять документы самостоятельно;
- способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;
- способствовать развитию внимания, самоконтроля, воспитанию добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности;
- развивать эмоционально-волевую сферу, творческие способности, эстетические чувства, способствующие развитию личности в целом.
Экспериментальное обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволило сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений:
ознакомление с правильной формой жанра делового письма;
определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;
нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);
редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;
самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста;
речевое “наполнение” моделей по структурным элементам;
ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации.
Коррекционные задачи курса:
Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.
На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.
Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие.
Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними.
Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ).Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.
Заявление. (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.
Курс нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.
Ожидаемый результат – овладение учащимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.
Учащиеся курса должны
знать:
- основные функции делового письма, его жанры;
- композиционные модели деловых бумаг;
- основные требования к языку деловых бумаг и документов.;уметь:
- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
Учебный план
№ Разделы Количество часов
I
II Стандартные бумаги.
Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля. 17
Содержание программы
Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у учащихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.
Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).
Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся.
№ Разделы Темы
I Стандартные бумаги. Официально-деловой стиль речи.
Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. Расписка. Объявление. Справка и удостоверение.
Объяснительная записка. Служебная и докладная записки. Доверенность.
Заявление. Протокол. Выписка из протокола. Трудовая и сберегательные книжки. Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль. Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет.
II Деловые бумаги Письмо. Деловое письмо. Приглашение.
Поздравление. Реклама. Характеристика. Автобиография.
Автобиография как деловой документ.
Резюме. Анкета. Телеграмма.
Обобщающий урок по изученным темам. Ролевая игра «Поступаем на работу». Значение официально-делового стиля в речи.
Календарно-тематическое планирование курса
№ урока Тема Кол-во часов №
раз-
дела Сроки Основные вопросы темы
1. Официально-деловой стиль речи. Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. 1 I 1. Основные функции и основные черты официально-делового стиля речи.
2. Жанровое разнообразие официально-делового стиля речи.
2. Письмо 1 II 1. Личное письмо. Примерный план личного письма, его характерные черты.
3. Деловое письмо 1 II 1. Деловые (служебные) письма. Композиционные части, основные принципиальные черты.
2. Основные правила оформления деловых писем.
3. Виды деловых писем:
сопроводительное
письмо-просьба
письмо-ответ
письмо-напоминание
письмо-извещение
письмо-приглашение.
4. Почтовые правила оформления адреса.
4. Приглашение 1 II 1. Виды приглашений (личные и официальные).
2. Простые и усложнённые формы пригласительных билетов.
3. Официальное приглашение как жанр деловой бумаги.
5. Поздравление 1 II Составление текстов поздравительных открыток.
6. Расписка 1 I 1. Расписка как вид деловой бумаги.
2. Структурные элементы и структурно-стилевые требования к составлению расписок.
7. Объявление 1 I 1. Объявление официальное и рекламное.
8. Реклама
Заявление 1 I 1. Типы и виды заявлений.2. Структурная схема заявления
1 II 1. Основное понятие, цели и задачи рекламы.
2. Из истории рекламы, формы рекламы, современные средства рекламы.
3. Структурный план рекламы.
4. Реклама и рекламное объявление: сходство и отличие.
9. Объяснительная записка. Служебная и докладная записки. 1 I 1.Объяснительная записка, её содержание, логическая схема, основные реквизиты. 2.Содержание служебной и докладной записок, их отличие от объяснительной записки.
10.
Доверенность 1 I 1.Структурный план доверенности.
11. Характеристика. Автобиография. 1 1 1.Виды характеристик. Структурная схема составления характеристики.
Понятие, виды (литературная и официальная), их принципиальное отличие. 2.Структурная схема, содержание деловой автобиографии.
3.Составление своей автобиографии как официального документа.
12. Резюме. 1 1 1. Резюме как жанр деловых бумаг.2. Резюме и автобиография: сходство и отличие.3. Резюме и характеристика: сходство и отличие.4. Характер и вид информации, включаемой в резюме.5. Примерный план резюме.
13. Анкета. 1 1 1. Виды анкет.
2.Заполнение разных видов анкет.
14. 15. Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль. Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет. 2 II 1.Формы бланков.
2.Заполнение различных форм.
16. Телеграмма 1 1 1.Порядок заполнения бланков. Составление диалога «На почте».
2.Текст, адрес. Работа с деформированным текстом.
17. Обобщающее занятие.
Контрольная работа. Деловая игра. 1 1.Проверка и закрепление ЗУН.
2.Расширение социальной адаптации обучающихся через игру социально значимых умений.