Развитие творческого потенциала воспитанников средствами декоративно-прикладного творчества в условиях реализации ФГОС


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области «Калужская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тема по самообразованию
Развитие творческого потенциала воспитанников средствами декоративно-народного творчества в условиях реализации ФГОС

Воспитатель Корнеева М.И.
Калуга 2016г.
Развитие творческого потенциала воспитанников средствами декоративно-народного творчества в условиях реализации ФГОС
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности. Современное образование ориентировано на развитие творческих способностей и формирование культуры личности. В настоящее время, реализация ФГОС второго поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности   школьника.
Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей является использование специальных методов и приемов, которые позволяют вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, активизировать чувства детей при соприкосновении с рабочими материалами, развивать эмоциональную память детей, целенаправленно воздействовать на различные анализаторы.
Для этого разработана образовательная программа «Творческая мастерская», целью которой является развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества.
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью работы кружка является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные воспитанники, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций, самореализации воспитанников. Конечно, участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным, но задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось участвовать в работе кружка. Таким образом, работа педагога с воспитанниками в вечернее время способствует повышению мотивации к обучению, а тем самым, к повышению качества знаний. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки воспитанников к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль образовательных учреждений в воспитании активных, творчески мыслящих людей. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятие ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства.Специфика кружка «Творческая мастерская» позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, тем лучше и многосторонне развита координация движения, тем проще ребенку овладеть новыми видами деятельности. На занятиях дети знакомятся с такими операциями, как резание, скручивание, складывание, сгибание, плетение и т.д. Разнообразие операций помогает поддерживать высокий интерес. Занятия направлены на развитие творческих способностей и фантазии детей, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков. Это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы.На занятиях кружка дети знакомятся с многообразием ручных операций, совершенствуют их, расширяют свой кругозор. В кружке найдут занятия по душе и девочки, и мальчики. У каждого ребенка должен быть широкий выбор приемов, технологий, чтобы он сам мог комбинировать материалы, выбирать цвет, только так вырабатывается вкус.Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать поделку, а процесс превращения полоски бумаги в поделку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой воспитанникам необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное – ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Но и этого недостаточно: нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема – это ступень лестницы, ведущей вверх, и взобраться по этой лестнице можно, лишь когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим, если они будут на месте. Пусть лестница удобна и не одна ступенька не выломана, подняться по ней легко в том случае лишь в том случае, если будет интересен.В ходе работы в технике квиллинг ребенок учится внимательно слушать устные инструкции педагога, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Квиллинг улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку. Последние десятилетия выросла явная потребность в ищущей и творческой личности. Ведь в каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь развить способности легче всего в интересном занятии. И что особенно важно творческую личность развивать с раннего детства.Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно само по себе.Любое изделие надо не только сделать своими руками, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои поделки дети вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров.Каждое занятие – это занятие творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено нашими детьми во взрослой жизни. Пусть это будет жизнь, полная красоты и духовности.
Советы по развитию творческих способностей воспитанников
 1. Помочь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка - основа его развития.
2. Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
3. Быть терпимы к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка. Стараться отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".
4. Позволять ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
5. Помогать ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
6. Помогать ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
7. Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегать критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
8. Помогать избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.
9. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.
10. Широко использовать вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.
11. Обогащать окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.
12. Предоставлять детям возможность активно задавать вопросы.
13. Использовать периодически творческие задания. В этих заданиях нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение необычных и неожиданных решений.
Развитие творческих способностей учащихся является одной из сложных психолого-педагогических проблем. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных задач, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают педагогу определить ту возможную меру включенности воспитанников в творческую деятельность, которая делает обучение интересным и развивающим.
Результатом занятий в кружке «Творческая мастерская» является использование поделок для
-оформления спален, игровой комнаты,
-подарков родным, друзьям к различным праздникам.
Воспитанники принимали участие в выставке-конкурсе прикладного и технического творчества.