Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы
Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Шарипова З.Н.
учитель начальных классов
г.Нижнекамск
Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.
В.А. Сухомлинский
Ребенок начинает творить, то есть открывать новое, с самого раннего возраста. Но наибольшее желание творить возникает в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: именно в этот период воображение работает очень активно и возможность действовать самостоятельно становится особенно привлекательной. Знаний, правда, еще маловато, но этот недостаток компенсируется желанием их приобрести.
Совет начинать подготовку к творческой деятельности в детском возрасте вызывает иногда упорное сопротивление взрослых, воспринимаясь ими как покушение на детство. Иногда взрослые не воспринимают и не понимают разгулявшуюся фантазию детей. Мальчик нарисовал лошадку и раскрасил ее синим карандашом. «Папа, посмотри, красивая, правда?» – протянул он свой рисунок отцу. «Синих лошадок не бывает», – рассудительно ответил папа, взглянув на произведение сына. Мальчик смутился… В следующий раз он сделает лошадь гнедой или серой, но зато о «Приключениях Буратино» скажет: «Все там неправда. Куклы ведь не умеют разговаривать, и девочек с голубыми волосами не бывает».
Возникает вопрос: а надо ли развивать в ребенке творческий потенциал, ведь в процессе творчества малыш живет не в реальном мире, а в воображаемом? Ответ может быть только один: обязательно надо!
Как известно, творчество – это способность создавать нечто новое, оно ведет к преобразованию действительности, к воплощению идеальных (вымышленных) образов в реальные объекты действительности. Творческий процесс включает в себя не только решение проблемы, но и особую зоркость в поисках проблем, дар увидеть проблему там, где для других все ясно, умение сформулировать задание.
Способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения.
Творчество пронизывает всю нашу жизнь. Нет такой области, такого вида деятельности, где творчество нам бы не пригодилось. Чем бы мы ни занимались, творческое мышление всегда придет нам на помощь в решении проблем. Все зависит только от того, насколько развит наш творческий потенциал, не был ли он «заблокирован» в детстве. Именно в детстве, когда идет активное познание окружающего мира, способно активно развиваться и творчество, помогающее познавать этот мир и преобразовывать его.
Развитыми творческими способностями обладают далеко не все. Как и все остальные процессы, творчество нужно выявлять, формировать и развивать.
Если ребенок любознателен, способен длительное время заниматься интересующим его делом, если вы замечаете его неординарность, скорее всего, у ребенка высокий творческий потенциал. Задатки и способности нужно развивать. И, конечно, регулярно отслеживать особенности развития ребенка. Признаками высокого творческого потенциала личности ребёнка являются следующие:
1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
2.Стремление освоить незнакомое дело.
3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
4. Наблюдается лёгкость слухового и зрительного запоминания.
5.Выражена потребность помечтать в одиночестве.
6.Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
7.Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдалённые ассоциации между различными предметами и явлениями.
8.Способность к творческому воображению, созданию нового.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру. Через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний.
Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, а значит и эффективному становлению в социуме. Развитие творческих способностей у учащихся активно способствует расширению границ творческих замыслов.
Младший школьный возраст – самый благоприятный для развития творческого потенциала.
Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами культурно-досуговой деятельности будет более эффективно если:
-будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности личности;
-будут созданы условия для развития творческого потенциала младших школьников;
-содержание культурно-досуговой деятельности общеобразовательной школы будет способствовать развитию творческой личности.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.
Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей.
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у ребенка может только школа, а точнее учитель.
Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении - практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях.
Второе условие развитие способностей ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”, что и развивает художественно-творческое мышление и воображение младшего школьника.
В своей работе я делаю акцент именно на театрализованную деятельность. В классе все праздники и внеклассные мероприятия не обходятся без театрализованных представлений. Ко Дню защитников Отечества инсценировали стихотворение М. Джалиля «Красная ромашка, а ко Дню матери - стихотворение С.Михалкова «А что у вас?».
Ребята не только участвует в инсценировках, но и сами сочиняют сказки на новый лад. Так к празднику осени к сказкам «Репка» и «Теремок» придумали новых героев.
Театрализованную деятельность имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость. В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная связь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение.
Развивая творческие способности детей в театрализованной деятельности, можно выделить следующие задачи:
- вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
- побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.
- сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
- учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учётом места действия.
- способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа.
Свою работу с детьми я осуществляю по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, снятию сценического волнения. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности.
Для развития творческих способностей предлагаю детям следующие задания:
Упражнения на напряжение мышц:
- «рубить» дрова;
- нести «тяжёлый» чемодан;
- дотянуться до высоко висячего яблока.
Упражнения на расслабление мышц:
- «заснуть» на стуле;
- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;
Упражнения на развитие воображения:
- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея!»
- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;
- передавать друг другу пустую коробку и по очереди «вынимать» оттуда что-либо и обыгрывать это.
Работу над ролью строится следующим образом.
· Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?
· Знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?
· Распределение ролей.
· Составление словесного портрета героя;
· Анализ поступков героя;
· Работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает?
· Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация;
· Подготовка театрального костюма.
Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений дети постепенно овладевают средствами выразительности, развивают свои творческие способности, которые помогут им не только добиться успеха на подмостках школьного театра, но и придадут уверенность в себе и своих возможностях, что несомненно поможет ребятам стать успешными и счастливыми во взрослой жизни.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.
Таким образом, опираясь на анализ трудов ведущих психологов, педагогов и собственный опыт, можно прийти к выводу, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики - развитие творческого потенциала учащихся, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть.