Статья по английскому языку на тему Современные подходы, формы и методы развития личностного и творческого потенциала учителя и учащихся
Фатеева О. Л.,
КГУ СОШ № 30,
г. Караганда
Современные подходы, формы и методы развития личностного и творческого потенциала учителя и учащихся
Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования. Происходит смена образовательной парадигмы: отказ от концепции «энциклопедизма», когда основным показателем образованности человека считался объем его знаний: ориентация на развитие личности школьника, овладение им способами умственной и практической деятельности, помощи в личностном и профессиональном самоопределении, самореализации.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Он получил название метод сократической беседы – постановкой вопроса учитель возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, в поисках ответа на него вёл мысль ученика по пути познания.В школе практикуется такие технологии как коммуникативно - ролевая, ситуативная, лингвистически ориентированная деятельность, а так же проектная методика, которые дают учителю возможность включить учащихся в реально общение, насыщенное иноязычными контактами, опирающиеся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты своего труда. Говоря о современных подходах в обучении можно упомянуть об уроках с использованием исследовательского метода обучения. Под исследовательским методом обучения понимается обучение в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходам к решению проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованной учителем. В рамках такого подхода актуальны проблемы связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами. Можно выделить три уровня реализации исследовательского обучения: Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения. А решение предстоит найти учащимся самостоятельно; Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (допускается коллективный поиск); На третьем уровне постановка проблемы, поиск её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно. Таким образом, стратегия модернизации содержания образования главным результатом образования рассматривает готовность и способность молодых людей закончивших школу нести личную ответственность как за собственное благополучие общества. Важными целями образования на современном этапе должны стать: Развитие у учащихся самостоятельности к самоорганизации; Формирование высокого уровня культуры; Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; Толерантность, умение вести диалог.
Проектная деятельность школьников – форма их учебно-познавательной активности, заключающаяся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность процесса обучения и являющаяся средством развития личности ребенка.
Проект – это цепочка следующих действий: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.Работа над каждым из пунктов требует от учащихся интеллектуально-творческих затрат. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает интерес к языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность.
В процессе изучения курса информатики и ИКТ учащиеся начинают осваивать создание мультимедийных презентаций в Power Point. Эти знания помогают им готовить презентации к урокам английского языка. Очень часто именно мультимедийная презентация используется учащимися на уроке защиты проекта.
При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Создание фильмов-презентаций – ещё один интересный шаг в развитии творчества наших детей.
Итогом урока с использованием технологии критического мышления может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. Это могут быть такие приемы, как написание эссе или написание синквейнаВ чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
Объясняются правила написания синквейнаВ качестве примера приводятся несколько синквейнов.
Задается тема синквейна.
Фиксируется время на данный вид работы.
Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Вот один из образцов написания синквейна:
The history of KazakhstanIs glorious and fineWe work, defend, admire itThat’s why we can surviveHomeland…
Практика работы говорит о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/618653/pril.zip"Приложение.
HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/618653/" \l "_ftnref1" \o "" 1 / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров "Словарь по педагогике". – М., Ростов-на-Дону: "Март", 2005.
HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/618653/" \l "_ftnref2" \o "" 2 Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/618653/" \l "_ftnref3" \o "" 3 «синквейн» в переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Литература: 1) Лакоценина Т.П. «Современный урок» часть 5 2) Лакоценина Т.П. «Современный урок» часть 4 3) Копылова В.В. «Методика проектной работы на уроках английского языка» 4) Штарина А.Г. «Английский язык: компетентностный подход в преподавании» 5) Жерцева Л.Г. «Критическое мышление и некоторые приемы его развития».