Кл.час-Самодисциплина, самовоспитание-как ступень успешной сдачи экзаменов
Классный час –беседа на тему:
Самовоспитание и самодисциплина - как ступень успешной сдачи экзаменов.
(Предупреждение и профилактика стресса на экзаменах в выпускных классах)
« Дорогу осилит идущий »
В настоящее время , время больших скоростей, большого объема информации и ее усвоения, без стресса невозможно прожить. Опыт показывает, что ЕГЭ –это мощный источник стресса, незнакомое место проведения экзамена, незнакомые учителя, боязнь забыть, не написать самое важное. Для ослабления стрессового состояния учителя заблаговременно начинают подготовку, как к самому экзамену, так и позитивного психологического настроя. И без таких умений как самодисциплина и самовоспитание невозможно получить хороший, положительный результат.
Самодисциплина – это умение и привычка управлять собой, следование тому, что сам выбрал для себя как дела, так и образ жизни.
Самовоспитание – это деятельность человека направленная на изменение своей личности, является высшей формой активности человека в его собственном развитии. Самовоспитания начи- нается с развития самосознании ,т.к человек строит свое поведение и взаимодействие с другими людьми на основе представлений о самом себе.
В жизни эти два аспекта наиболее важны и дают наибольший процент успешного, счастливого человека при правильном их использовании. Закладка этих привычек начинается с младшего возраста, это интересный процесс становления человека, его рост, достижения и провалы длится всю сознательную жизнь. Для школьников самодисциплина и самовоспитание выливается в 11 классе в конечном итоге как результат успешной сдачи экзаменов, т. е. подведение итогов всей школьной деятельности. Умение контролировать себя, концентрироваться на конкретной цели упирается в аспект самовоспитания, а точнее проистекает из нее. Воспитанный человек воспитывает в себе волю, ставя перед собой реальные цели и задачи. Важную роль в становлении личности играют родители, и как выяснилось бабушки и дедушки, вид их жизнь изнутри, подражая не сознательно, видя их положительный пример человек учится. Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г. К. Селевко считает, что цель воспитания следует сформулировать таким образом: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками:
- одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов работы над собой с духовным ядром личности;
- устойчивость целей, задач самосовершенствования, превращения в доминанту жизнедеятельности;
-высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
-творческий характер деятельности человека;
-осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
-эффективность работы по самоформированию.
Выйдя из школы, в идеале выпускник должен обладать этими качествами.
То есть для того чтобы хорошо сдать экзамены ученик должен обладать самодисциплиной, чтобы суметь сконцентрироваться на выполнении ежедневных заданий, умении отказаться от пустых занятий ( от желания посидеть в Интернете лишний раз), сознательного подхода к делу, к сложным делам. Распределяя свое время, ученик может разделить на важные - приоритетные дела, которым отводиться первое место, и на вторичные, которые можно выполнить потом. Сложные задачи лучше делить на более мелкие, составить план по их выполнению ; на день, на неделю, на месяц. При этом работа должна выполняться, конечно, не за счет уменьшения сна и отдыха, постараться нагрузку распределить равномерно и которая со временем должна нарастать. Считается, что усталость школьника наступает уже через 30 минут интеллектуального, напряженного труда. В данном случае речь идет о том, чтобы тренировать свой интеллект на выносливость, быстроту и силу (умение перерабатывать информацию, со временем увеличивая нагрузку, от простых задач все более к сложным). Конечно, при этом не нужно забывать об эмоциональной окрашенности этих занятий, о благоприятной психологической обстановке, ибо « Познание неотделимо от эмоций». Создание комфортных, благоприятных условий, позитивного настроя на успех это задача учителя. Учитель и ученик должны при этом находится на одной ноте, понимать друг друга,
Процедура ЕГЭ требует особый стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. Неумение адекватно оценивать свои возможности ( завышенный или пониженный уровень притязаний), отсутствие информации о том, как будет оцениваться работа, может привести к выбору неэффективной для себя стратегии. Знакомство с процедурой экзамена, а точнее пробные ЕГЭ, дают возможность познакомиться и посмотреть экзамен «изнутри», увидеть себя, свое поведение на экзамене, и учесть свои ошибки на следующем экзамене. Кроме стратегии деятельности, у ученика должна сформироваться готовность к ЕГЭ. Готовность к сдаче экзаменов - это способность человека мобилизоваться, при этом активизируются все механизмы организма, и приступить к выполнению заданий. Любая готовность к какому-либо действию вырабатывается путем психологической подготовки с использованием личностного опыта человека. Экзамен затрагивает глубокие пласты личности человека. Возможность провала становится для некоторых обучающихся показателем их несостоятельности как личности, неполноценности. В пору юношества это может принимать острые формы фобий, нервного возбуждения, истощения, переутомления. Описанные страхи, фобии показывают, что взрослые могут и должны помочь выработать конструктивное отношение к экзаменам всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Поэтому рекомендуется воспитывать в себе уверенность, бороться с робостью. Уверенность воспитывается с учетом реальных возможностей человека и их правильной их оценки. Это достигается путем познания окружающего мира, определением своего положения в нем, отношения к какому-то конкретному человеку, вещи, области знаний, умений прежде всего жить в согласии с самим собой, с родными, сверстниками и другими людьми.
Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Если подросток может ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности - обучение, постоянно выполняет домашние задания и хорошо усваивает учебный материал в школе, у него появляется уверенность в своих силах и возможностях.
Для создания условий психологической уравновешенности требуется постоянная работа по самосовершенствованию, развитию своих умственных способностей , приобретению знаний и умений для дальнейшего плодотворного роста личности. Для успешной сдачи экзаменов необходимо психическая уравновешенность и качественные знания.