Выступление на ШМО учителей истории.Роль рабочих тетрадей на уроках истории.


Обновление отечественной школы и педагогики не могло не затронуть и методических оснований конструирования учебных пособий,в том числе и учебников, на протяжении десятилетий остававшихся основными источниками информации для детей. Конечно , конкретные требования,предьевляемые к учебникам, не оставались неизменными и раньше,но центральная роль этого вида учебных книг в процессе познания и общие принципы их построения,сложившиеся к 20-м гг. этого века,долгое время воспринимались как нечто неоспоримое.
Кризис отечественного школьного образования,в том числе образования исторического,побуждает, однако,к пересмотру многих привычных представлений об учебном процессе.Очевидно стремление ученых и учителей-практиков прорваться сквозь жесткие догмы и ритуальные стеореотипы к новому опыту обучения и воспитания, к новым трансляционным каналам.Одним из путей реализации подобного стремления может стать внедрение в массовую практику пособий, нетрадиционных по жанру, по способу организации диалога с учеником.К числу таких пособий, несомненно относятся рабочие тетради.
Рабочая тетрадь - это не механическое соединение учебника и тетради.Новый жанр предпологает и принципиально новые,непривычные взаимоотнощения автора пособия с читателем, который перестает быть потребителем готового текста и превращается в соавтора.Рабочая тетрадь творится читательским сознанием школьника.В идеале она должна не столько сообщать сведения , сколько формировать умение учиться,развивать потенциал ребенка.
Рабочая тетрадь должна гибко и динамично адаптироваться к происходящим в стране социально-экономическим изменениям,но при этом оставаться стабильной,не подверженной коньюнктуре и шараханьям из одной крайности в другую.С одной стороны, рабочая тетрадь вырастает из традиционных исторически сложившихся представлений об образовании, с другой-создатели пособий этого жанра обязаны помнить о том,что читатель-соавтор будет применять полученные в школе знания в ином времени и ином пространстве,в еще не сложившихся социальных обстоятельствах.
Несомненно, что рабочая тетрадь должна отличаться целостностью,систематичностью.Это,однако,не замкнутая,жестко централизованная и упорядоченная система,а система открытая,предпологающая постоянное содержательное и метадическое обогащение, обновление, развитие.Рабочая тетрадь может и должна питаться теми измененими, что происходит в жизни,но она способна в какой-то мере воздействовать на характер подобных изменений.
Основой построения рабочей тетради служит диалог, живое общение.М.М.Бахтин писал:"Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми,совместно ишущими истину,в процессе диалогического общения".Учебная тетрадь должна помочь зафиксировать неповторимый голос каждого школьника-участника диалога.
В жанре рабочей тетради актуализируется и развивается уходящее в толщу веков представление о ребенке как о равноправном собеседнике взрослого.Овладевая знаниями, ребенок формулирует вопросы,выдвигает гипотезы,ищет ответы,выстраивает версии.Взрослый же - учитель,автор пособия - создает условия для подобного познания,ставит перед ребенком задачи- посильные,но не чрезмерно простые.