Конспект урока по географии на тему Географические координаты

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ. 6 КЛАСС.

Цели и задачи:
- познакомить учащихся с новым понятием «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота» как один из координат положения объекта и перенесение его местоположения на географическую карту;
- формировать умение определять широту и долготу географического объекта;
- продолжить отрабатывать навык работы с картой;
Средства обучения : учебник Летягина «География.6 класс»

Проверка ЗУН.

Что такое меридиан ? (Меридиан – линия (мысленная) на поверхности Земли, соединяющая Северный и Южный полюсы , совпадающая с направлением полуденной тени, представляющая собой круг ; все меридианы имеют равные круги.)
Что такое параллель ? ( Параллель – линии (мысленные), проведенные параллельно экватору к северу и югу, представляющие собой круги разной величины.
Что такое градусная сеть ? ( Градусная сеть – система параллелей и меридианов на картах и глобусе, служащая для определения географических координат)
Чем отличаются между собой меридианы и параллели. (Направление на стороны горизонта – у меридиан на север-юг, а у параллели – восток-запад; начало отчета или нулевая линия – у меридиан это нулевой или Гринвичский, у параллели – экватор; окончание отчета – у меридиан – 180 меридиан, у параллели – Северный и Южный полюсы; длина в градусах – у меридиан - 1800 + 1800 , у параллель - 900+900, длина в км – у меридиан – 40 008,5 км, у параллель – от 40 046 км; форма на глобусе – у меридиан и у паралель – дуга круга; форма на карте полушарий – у меридиан – дуги равной величины, в центре прямая линия, у параллель – дуги разной величины, экватор – прямая линия)

Укажите на рисунке, где параллель, а где меридиан.



ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ»
Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.
Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.
Уметь определять координаты по карте должен каждый человек.
Как вы думаете, для каких профессий необходимо определять координаты по картам?
Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных.
Как вы думаете почему и для чего?
Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.
Итак, запишем определение географические координаты.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ – величины , которые определяют положение какой либо точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.
Эти понятия ввел Гиппарх из Никеи (около 180 или 190- 125 до н.э) – древнегреческий астроном. Он определили широту и долготу как градусные величины с делением окружности на 3600, с минутами и секундами как долями градуса.
А теперь запишем, что такое, географическая широта и долгота.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШИРОТА – величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах или долях градусах.
Измеряется от 0о – экватора, до 90о – полюсы. Широта может быть северной и южной.(с.ш и ю.ш)
Широты бывают : высокие и низкие.
ВЫСОКИЕ ШИРОТЫ – условное название районов земного шара, расположенных вокруг полюсов и ограниченных примерно 65о северной и южной широты.
НИЗКИЕ ШИРОТЫ – условное название районов земного шара, расположенных по обе стороны от экватора примерно между 400 северной и южной широты.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДОЛГОТА – величина дуги параллели, определяющая положение точки земной поверхности относительно нулевого (начального) меридиана к востоку и западу.
Измеряется от 00 меридиана, до 1800 меридиана. Долгота может быть восточной и западной (в.д и з.д)
Решим задачу.
«Потерпевший кораблекрушение герой романа Жуль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор (37° ю.ш., 153° з.д.) Найдите этот остров на карте.»
Учащиеся открывают «Физическую карту полушарий» и пытаются выполнить задание, но у них ничего не получается, т.к. они не знают как определяется широта и долгота.
-Почему вы не смогли определить место крушения?
Учащиеся фиксируют свои затруднения (проговаривают вслух). «Мы не знаем, как определить географическую широту и географическую долготу, т.е. географические координаты»
-А что нужно сделать, для того чтобы определить координаты?
Нужно научиться определять сначала географическую широту, а затем географическую долготу.

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ?
Что значит определить географическую широту?
Откройте атлас.
Найдите экватор – самую длинную параллель. Параллельно экватору на расстоянии 10° друг от друга проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов. Широта отсчитывается от экватора.
Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с.ш.) а расположенные к югу от экватора – южную широту (ю.ш.).
Так как наша страна находится к северу от экватора, то все географические объекты в нашей стране имеют северную широту.
Запишем в тетрадь.
Параллель 23,5° с.ш. – это Северный тропик;
Параллель 23,5° ю.ш. – это Южный тропик;
Параллель 66,5° с.ш. – Северный полярный круг;
Параллель 66,5° ю.ш. – Южный полярный круг.
Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Определим географическую широту г.Санкт-Петербурга. Для этого будем придерживатся следующим пунктам.
Найти объект на карте.
Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
Определить широту параллели, на которой расположен объект.
(Учащиеся находят г. Санкт-Петербург; определяют, что он находится в северном полушарии, определяют широту параллели – 60° с.ш.)
Запишем в тетради г.Санкт-Петербург – 60° с.ш. А как определить географическую широту точки, если она расположена между параллелями? Например г. Москва.
Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)
Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)
Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели. Так, ближайшая к Москве параллель со стороны экватора – 50° с.ш.
Расстояние от этой параллели до Москвы равно 6°. Мы уже знаем, что Москва расположена севернее параллели, проведенной через заданную точку.
Используя «Физическую карту полушарий» в атласе, определите географическую широту городов Париж, Кейптаун.
Учащиеся самостоятельно определяют географическую широту этих точек и записывают в тетради:
г. Париж – 48° с.ш.
г. Кейптаун – 34° ю.ш.
Вывод: Определить географическую широту точки это значит найти параллель, на которой она расположена.
Вернёмся к нашему герою капитану Гранту. Он сумел добраться до о.Табор (37° ю.ш. и 153° з.д.). Нашли эту точку на «Физической карте полушарий» (учащиеся находят нужную параллель, а вот с определением долготы у них возникают затруднения, эти затруднения учащиеся проговаривают вслух)



Что значит определить географическую долготу?
Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.
Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.
Ученик: Определим долготу г.Санкт-Петербурга. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д.
А что необходимо сделать, чтобы определить географическую долготу объекта, если он находится между меридианами?
Если объект располагается между меридианами, следует:
Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана. Так, ближайший к Москве меридиан со стороны нулевого меридиана – 30° в.д.
Расстояние от этого меридиана до Москвы 7,5°. Москва находится к востоку от меридиана 30° в.д., значит, её долгота 30°+7,5°=37,5° в.д.
Запишем в тетради географическую долготу г.Санкт-Петербурга и г. Москвы.
Учащиеся дописывают к г.Санкт-Петербургу и г. Москве географическую долготу.
Таким образом, мы установили географические координаты (географическую широту и географическую долготу) г. Санкт-Петербурга и г.
А теперь самостоятельно по «Физической карте полушарий» определите географическую долготу г. Париж и г. Кейптаун.
город Париж – 48° с.ш., 2° в.д.
город Кейптаун – 34° ю.ш., 18° в.д.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

3. Закрепление.
Используя «Физическую карту полушарий», выполним задания.
10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты: 69° ю.ш. и 91°з.д. Что это за остров?
Учащиеся определяют, что это за остров Петра I (трое учащихся определяют точку на глобусах).
Шхуна «Пилигрим» (Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан») находилась на 44° ю.ш. и 165° долготы к западу или востоку от линии Гринвича. В каком океане?
Учащиеся определяют, что шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. (т.к. 44°ю.ш. и 165°в.д. находятся острова Новая Зеландия)
Географические координаты
Объект

200 с.ш и 1560 з.д


280 с.ш и 860 в.д


60 ю.ш и 1050 в.д


10 ю.ш и 520 з.д


520 с.ш и 00



15