РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ФГОС
Гасанова Н.Г.
МБОУ ДОД «Дом детского творчества №4», г. Новокузнецк
В условиях стандартизации образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Кроме того, существует ряд индивидуальных потребностей личности в области общего образования:
- потребности личности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
- органичное вхождение личности в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества (социальная успешность);
- развитость у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).
Развитие личности школьника, способной успешно развиваться в условиях новой модели массовой школы требует дополнительных ресурсов, которые может обеспечить система дополнительного образования или внеурочной деятельности, которая позволит развить творческие способности ребёнка, спектр нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Внеурочная деятельность – это также база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.
Школьная программа общеобразовательной области «Технология» безусловно, расширяет возможности развития творческих способностей учащихся, позволяя знакомить их с различными видами декоративно-прикладного искусства, народными ремеслами. Но урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда класс остро интересуется каким-либо вопросом, ибо есть строго установленный план. Внеклассные занятия по интересам значительно расширяют возможности для обучения, развития и воспитания детей.
Проанализировав возможности сложившейся системы дополнительного образования в Доме творчества № 4, выявлен большой потенциал учреждения в развитии способностей обучающихся. Данной системе свойственна открытость, мобильность, гибкость. Это позволяет ей быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, выбор родителей значимых для них целей образования, обеспечить индивидуальный маршрут обучения каждого ребенка. На базе подросткового клуба «Бригантина» создано творческое объединение по художественному кружевоплетению, реализующее дополнительную образовательную программу «Мастерская кружевоплетения», отвечающее требованиям целевых аспектов ФГОС – воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру, развитие творческих способностей.
152403810Кружевоплетение – древнее, таинственное и удивительное рукоделие. В наши дни этот вид искусства переживает свое возрождение. Возникнув в виде художественного промысла, вызванного к жизни разнообразными причинами, кружевоплетение в современном мире становится необходимой частью художественной, экономической культуры. Русское кружево, как и прежде, востребовано: живет в уникальных творческих работах, вызывает возвышенные чувства, дарит красоту и гармонию, приносит радость в небольших подарочных изделиях, пробуждает художественно-эстетический взгляд на окружающий мир.
Программа «Мастерская кружевоплетения» рассчитана на 3 года обучения и реализуется на идеях изучения и развития русского декоративно-прикладного искусства, сохранения наследия и возрождения традиций русского художественного кружевоплетения через приобщение молодого поколения к этому виду искусству. В процессе освоения программы, обучающиеся знакомятся с приёмами выполнения кружевных изделий, с историей развития искусства коклюшечного кружева, с многовековыми традициями получают допрофессиональное образование в данной области.
Специфика занятий художественного кружевоплетения позволяет легко реализовать не отдельные цели обучения, воспитания и развития, а интегрированные цели: учебно-воспитательные, учебно-развивающие или образовательные цели, которые являются более сложными интегрированными вариантами объединения целей обучения, воспитания и развития. В организации занятий отдается предпочтение практико-ориентированным, наглядным, проблемным (поисково-творческим) методам. При подготовке к занятиям учитывается, что теоретические знания требуют последующего проведения системы практических работ и постепенного их переноса на практическую деятельность. Повтор и вариации рассматриваются как необходимое условие развития творчества. Работа чередуется с чтением тематической литературы, просмотром документальных фильмов, эмоциональный настрой создается за счет соответствующего музыкального фона.
45078652846705Занятия кружевоплетением – трудоемкий, сложный процесс, требующий большой усидчивости, сосредоточения и внимания, но, несмотря на это, равнодушных на занятиях нет. Желание изготовить изделие в соответствии со своим замыслом дисциплинирует детей лучше любых уговоров и наказаний. Девочки проявляют большую инициативу к рисованию сколков (рабочий рисунок кружева) и стремятся создать неповторимый узор. Проявляя креативные способности, предлагают оригинальные решения практического применения кружева (новогодние игрушки, женские украшения, украшение интерьера квартиры, отделка костюма, и др.) и здесь важно подсказать и направить ребенка, тем самым, воздействуя на формирование вкуса. Важно отметить, что все работы, выполняются до конца. Девочки воодушевлены возможностью разнообразия применения кружева в своём гардеробе и тем, что у них есть возможность сделать это своими руками и в будущем иметь дополнительный заработок. Большое значение придается воспитательной работе в объединении: участие обучающихся в фестивалях, конкурсах, выставках различного уровня придает им уверенности в себе и повышает их самооценку. Девочки с удовольствием принимают участие в организации и проведении различных праздничных и игровых программ, что способствует развитию их коммуникативных и актерских навыков, самообразованию, эмоциональному раскрепощению, активизации творческих возможностей и самореализации среди сверстников.
Итогом реализации программы являются стабильно позитивные учебные результаты детей, их творческие достижения, степень освоения ими новых видов деятельности, социальных ролей, уровень творческой активности, динамика личностного развития ребенка, его успешности в деятельности и образовательном процессе и т.д.
Таким образом, в процессе реализации программы достигаются цели духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся, художественно-эстетическое воспитание, подготовка к осознанному выбору профессии и успешной социализации.
Литература
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025672-8.
Митрофанова, А.П. Кружевоплетение на коклюшках [Текст] / А.П. Митрофанова. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 96 с.
Урываева, И.А. Кружевоплетение на коклюшках / И.А. Урываева. – М. : Дом РДФ, 2001. – 256 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2 изд. – М. : Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-0254770-9.