Методическая разработка по теме самообразования «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 73 - ЦРР»
город Бийск
.
Методическая разработка по теме самообразования
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»
Составитель:
Мурашова Марина Васильевна
– воспитатель
МБДОУ «Д/с №73 - ЦРР»
г. Бийск, 2015г.
«Творчество – это качество,
которое ты вносишь в деятельность,
которой занимаешься»
Ошо( Багван Шри Раджниша )
– просветленный мастер из Индии.
Тип – художественно-эстетический проект.
По содержанию – детское творчество.
По составу участников – детско - взрослый.
Вид: практико-ориентированный (прикладной).
По характеру контактов проект представляет собой внутренний проект, организуется в пределах образовательного пространства ДОУ.
По продолжительности проведения он является долгосрочным, срок его реализации составляет 1 год.
Режим работы 1раз в неделю
Продолжительность образовательного процесса составляет -36часов;
Функции проекта: образовательный, практический, информационный, исследовательский проект.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 6-7 лет (подготовительная группа)
Актуальность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение ), характер ( смелость, настойчивость), чувство ( любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.
Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.
Этот вид деятельности:
Дает возможность для творчества.
Формирует умение предвидеть будущий результат.
Воспитывает самостоятельность.
Развивает пространственно-образное мышление.
Дает толчок обогащению речи.
Улучшает координацию глаз – рук.
Повышает уровень подготовки к школьному обучению.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Цель: Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)
2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)
3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.
4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.
5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.
6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Объектом является: Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет: Виды продуктивной деятельности.
Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.
Новизна.
Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.
Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:
Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.
Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
Познание мира должно носить наглядный характер.
Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.
В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
Принцип дифференциации, учета индивидуальности.
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии:
Движение к точности (копирование образца).
Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.
Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку:
1.Образец будущего продукта.
2. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта
3. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.
Ожидаемый результат.
- создание системы занятий продуктивной деятельностью.
- развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.
- формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.
- активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.
- повышение уровня подготовки к школе.
Перспективный план.
Система мероприятий Задачи Темы занятий Сроки
Iэтап–аналитико-прогностический (подготовительный):
Подготовительные мероприятия 1.Изучение теоретической части развития вопроса.
2.Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 6-7 лет.
4.Разработка перспективного плана работы.
5.Проведение диагностики творческих способностей детей.
6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
1 месяц работы проекта
II этап - рабочий (внедренческий):
1 блок – работа с детьми
Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.
Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок. Выставка работ на тему «Звери в клеточку»
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление пригласительных билетов на новогодний утренник.
Познакомить с техникой «квилинг» или «бумагокручение»
Познакомить с техникой «оригами»
Поздравительные открытки для родителей.
« Тестопластика»
Изготовление поделок из пищевых продуктов и бросового материала (манка, рис, макаронные изделия, яичная скорлупа)
Знакомство детей с «борельефом»
Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном.
Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечаток ладони в дерево. Развивать воображение, чувство композиции. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление. Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания.
Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, уать комочки при помощи пальцев рук.
Упражнять детей в выполнении стандартных форм(ролл, капля, миндальный орех) положив кончик инструмента на край полоски и накручивать бумагу, соединив указательный палец с большим.
Познакомить с условными знаками и приемами оригами (базовая форма «Треугольник», Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей», «Конверт».
Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь тесто между ладонями круговыми движениями, показать способ соединения частей водой. Учить детей лепить предметы овальной формы, показать способ соединения деталей с помощью стеки. Учить делать надрезы, налепы, использовать в работе чеснодавку.
Учить детей делать поделки из бросового материала, используя пенопласт, крупу, вермишель и т.д.
Создание больших возможностей в освоении таких приемов лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, кончиками пальцев, упражнять в согласовании движения руки и глаза, развивать композиционное умение. «Бабочка»
«Грибы для белочки»
«Утки в пруду»
«Колючий недотрога»
«Коврик»
«Клубничка»
«Подсолнух»
«Косичка из ниток»
«Осеннее дерево» (печатание ладошкой)
«Ветка рябины» (рисование пальчиками)
«Бабочка» (монотипия)
«Цветы в вазе для мамы» (печать печатками по трафарету)
«Снеговик» из салфеток, ваты.
«Новогодняя игрушка»
«Зайчик»
«Барашек»
«Огни на елочке» (роллы)
«Гроздь рябины для снегиря»
«Гусеница на листочке»
«Цветок»
«Животные»
«Домик»
«Петушок»
«Тюльпаны для мамы»
«Лодка»
«Божья коровка»
«Фрукты или овощи»
«Рыбка»
«Овечка»
«Тучка и дождик»
«Одуванчик»
«Цветы»
«Овощи и фрукты»
«Бабочка»
«Цветы в вазе»
«Солнечный день»
Сентябрь
(старший дошкольный возраст)
Октябрь
(старший дошкольный возраст)
Ноябрь
(старший дошкольный возраст)
Декабрь
(старший дошкольный возраст)
Январь
(старший дошкольный возраст)
Февраль
(старший дошкольный возраст)
Март
(старший дошкольный возраст)
Апрель
(старший дошкольный возраст)
Май
(старший дошкольный возраст)
блок – работа с родителями
Предварительная работа
Повышение педагогической культуры родителей
«Успехи детей»
Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.
Показ достижений детей.
Анкетирование, беседы
Консультации и беседы
«День открытых дверей»
В течение всего периода
2-3 раза в год
В течение всего периода
III этап - коррекционный
1.Анализ и корректировка.
Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
В конце учебного года
IV этап – обобщающий.
1. Разработка методических рекомендаций для возрастной группы;
2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.
Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.
Семинары,
публикации, взаимопосещений,
обмен опытом.
В конце учебного года
Список детей, посещающих кружок:
Табель работы кружка
на 2015 - 2016 уч. г.
Фамилия и имя Ребенка Сентябрь Октябрь Ноябрь
Фамилия и имя Ребенка Декабрь Январь Февраль
Фамилия и имя Ребенка Март Апрель Май
Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Старшая группаПодготовительнаягруппа2014-2015гг2015г
сентябрьмайсентябрьКоличестводетей:
2014-2015 уч. год (старшая группа) – 25 человек
2015 уч. год (подготовительная группа) – 22 человека
Выводы: Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.
Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.
1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.
3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.
4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
Список литературы:
1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.
2.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.
3.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.
4.Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.
5.Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.
6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
7.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г
8.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.
9.Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г
10. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г
Приложение № 1 Фотоотчет о проделанной работе по методической разработке «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности».