Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.


Крыцина Марина Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»
Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Каждый человек в течение своей жизни, в определенные ее моменты, задает себе вопрос: счастлив ли я? Ответ зависит от многих причин и от того, что для него значит счастье. У каждого оно свое. И у каждого из моих учеников свое счастье. Вот оно:
Счастье, что ты живешь на свете.
Счастье – это когда рядом есть тот, кого ты любишь: семья, близкие люди.
Счастье – это когда тебя поддерживают в трудную минуту.
Счастье – это когда тебя любят и уважают.
Счастье – это, когда все получается и у тебя успех.
Что нужно делать, чтобы ребенок был счастлив?
Цель современной системы образования, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника самому строить свое счастье. Кто призван реализовать эту цель в современной школе? Без сомнения, учитель. Непосредственно этим занимаюсь и я. Я должна сделать своих учеников счастливыми и научить тому, что требуют стандарты.
Как я этого достигаю.
Первое условие для успешного формирования Универсальных Учебных Действий – педагогическая компетентность учителя.
Этому учусь при взаимодействии с коллегами: делюсь своим опытом и перенимаю опыт других учителей. Для повышения педагогической компетентности участвую в профессиональных конкурсах.
Родители учеников - мои первые помощники. Совместные экскурсии в музеи, поездки на природу, праздники и подготовка к праздникам, поездки в кинотеатр, театр «Сказка», театр им. М.Ю.Лермонтова, участие в конкурсах, викторинах, всё это способствует созданию дружного и сплочённого тандема учитель-ученик-родители. Родители принимают активное участие в культурно – массовых и оздоровительных мероприятиях школы и класса.
Суть взаимодействия с семьей заключается в том, что и я, и родители заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. А результат – налаженный психологический контакт с родителями учеников, их мотивация на совместную с детьми и учителем деятельность.
Учитель должен постоянно заниматься самообразованием, поэтому активно прохожу курсовую подготовку в Абакане, Иркутске, Перми, в Москве. Участвую в районных, дистанционных конкурсах, мастер-классах, научно-практических конференциях. Свой опыт работы представляла на школьном, районном, республиканском и федеральном уровнях. Выступала с докладами и опытом работы на семинарах, конференциях, опубликовала работы в материалах II Республиканской научно-практической конференции, в Педагогическом альманахе, Интернете, в журнале «Учитель», в Социальной сети работников образования. В Москве, в финале IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».

Второе условие для успешного формирования Универсальных Учебных Действий – включение в учебную деятельность, организация которой состоит в том, что опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, ставлю перед ними на определенном материале учебную задачу, организую процесс выполнения учащимися учебных действий. Таким образом, делаю процесс учения интересным для своих учеников:
- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую, процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
- создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
- предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
СПОСОБЫ, которыми реализую данные условия, следующие:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира. Средства ИКТ позволяют применять на уроках интерактивные методы обучения.
ВЫБОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА. Именно эта Образовательная система «Школа – 2000 …» (научный руководитель Л.Г.Петерсон) формирует такое важное умение, как умение учиться.
Третье условие для успешного формирования Универсальных Учебных Действий – это создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка.
Наш с ребятами девиз в этом направлении: «Много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, жить без творчества и активности – скучно».
Все дети класса посещают кружки, охват 100%. Организация взаимодействия в творческом направлении способствует формированию социальной компетентности школьников, развивая ее коммуникативную, эмоциональную, поведенческую и мотивационную сферы, способствует становлению нравственных качеств личности.
1. Сотрудничество с педагогами дополнительного образования:
кружок «Вокальный», «Танцевальный»,
Дом детского творчества
Дом культуры «Дружба»,
Поддерживаем отношения с Советом ветеранов локальных войн.
Учащиеся моего класса активные участники и победители конкурсов, викторин, выставок, конференций, олимпиад различных уровней. Прослеживается положительная динамика количества участников и призёров конкурсов, расширяется круг выбора конкурсов при переходе учащихся из класса в класс.


Из диаграммы «Динамика результатов участия школьников в конкурсах, олимпиадах» виден рост участия учеников в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах:

2007 - 2008 г. - 39 чел.
2008 – 2009 г. – 62 чел.
2009 – 2010 г. – 74 чел.
2011 – 2012 г. – 167 чел
2012 - 2013 г – 240 чел. (полугодие)
Многие конкурсы, в которых мы принимаем участие, вам известны, я хотела бы обратить ваше внимание на конкурсы, которые очень любят мои ребятишки и мы принимали участие в них впервые.

1. Проведение внеклассных мероприятий по предметам:
- «Декада математики»
- «Декада русского языка и литературы»
- Конкурс чтецов ко «Дню Матери»
- Предметные олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру.
2.Участие в интеллектуальных конкурсах:
Районная научно-практическая конференция «Рождественские чтения»
Республиканские «Кызласовские чтения» научно-практическая конференция для детей
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»
Российский конкурс по информатике «Инфознайка»
Международный конкурс «Кенгуру»
Международный конкурс «Золотое руно»
Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»
Всероссийский конкурс по английскому языку «British Bulldog»
Всероссийская дистанционная викторина «Васины задачки»- 2 место Иванова Алёна, 3 место Козина Уля.
3. Участие в творческих дистанционных конкурсах
школьный конкурс «Новогодний плакат»
школьный конкурс «Новогодняя елка»
районный конкурс поделок «Весёлое Рождество»
районная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Смело по зебре шагая»
районный конкурс «Книга собирает друзей»
Всероссийский конкурс рисунков «Зимняя сказка»
Всероссийский конкурс «Игрушка на ёлку»
Всероссийский конкурс «Мороз рисует на стекле»
Всероссийский конкурс «Любимый праздник, Новый год»
Большой Всероссийский Конкурс «Лучший ученик 2011/2012 года» для учащихся 1-11 классов
Детский международный литературный конкурс «Сказка в новогоднюю ночь»
Конкурс сказок Детского реабилитационного центра «Вдохновение»
Всероссийский конкурс прикладного творчества «Когда часы двенадцать бьют»
Всероссийский конкурс прикладного творчества «Волшебная снежинка»
Всероссийский конкурс сочинений «С днём именин, Дед Мороз!»
III Всероссийская дистанционная викторина-игра «Новогодний переполох»
Всероссийская дистанционная викторина «Нескучный русский с Буквознаем»

Четвертое условие для успешного формирования Универсальных Учебных Действий – диагностика.
На заседании школьного методического объединения учителей начальных классов нами была определена модель выпускника начальной школы. В ней как раз и заложена сформированность всех четырех видов универсальных учебных действий. Результаты диагностики составляют часть портфолио учащихся, где каждый имеет возможность проследить свой личностный рост. Все достижения ребят накапливаются в портфолио, которое ведется каждым учеником под руководством учителя с помощью родителей с первого года обучения.
Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности, но прочная основа для успешного ее формирования в основной школе закладывается: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе. Уверена, что моему выпускнику будет интересно, комфортно и хорошо в основной школе. Он обязательно будет успешен, а, значит, счастлив.