«Исследовательская деятельность как одно из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников».


Тема: «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования универсальных учебных действий  младших школьников».
«В душе каждого ребенка
                                                                                есть невидимые струны.
                                                                      Если тронуть их умелой рукой,
                                                                                они красиво зазвучат»
                                                                                                                           В. А Сухомлинский
       Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической; экономической, социальной, культурной. Все более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды.
       Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
        В стандартах нового поколения возникает понятие – универсальные учебные действия (УУД). Это связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
 В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре следующих блока:
личностный;
регулятивный;
познавательный;
коммуникативный.
Формирование УУД, как нельзя лучше обеспечивает организация исследовательской деятельности.
       Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению учебно - воспитательных проблем. Инновационный подход к организации обучения – одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, что может способствовать формированию УУД.
       Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком.
       Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта, исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.
       Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования, организации и проведения урока, т. е. процесс обучения должен быть личностно - ориентированным.
       У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств обучения для включения ученика в собственную деятельность, использование проблемного обучения, поисковые и частично – поисковые методы, а также метод проектов.
Необходимо:
использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъективный опыт учащихся; направлены на коммуникативное воздействие;
создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется потребность в учебном действии и работе с информацией.
       Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия.
В своей работе я опиралась на методику проведения детских исследований А. И. Савенкова и выделила следующие этапы исследовательской деятельности:
Выделение и постановка проблемы.
Выработка гипотез.
Поиск путей решения:
           - обоснование гипотезы;
           - сбор материала;
           - изучение материала.
Формулирование выводов:
- обобщение;
- классификация;
- систематизация.
     5. Представление результатов исследовательской деятельности.
     Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность развития таких блоков УУД, как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД.
     А, принимая во внимание, что в результате проведенных исследований ребенок получает не только новое знание, но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
     Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, я стараюсь формировать все группы универсальных учебных действий.
Целью исследовательской работы учащихся является: создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
„ формировать интересы, склонность учащихся к исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
„ развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;
„ развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике.
     Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка. Как показывают результаты диагностики, обучающиеся начальной школы, в основном, учатся не для себя. Они учатся за оценку, за похвалу, иногда за то, чтобы родители не ругали. Но любому из этих внешних мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, она должна быть ему доступна.
     Исследовательская деятельность учащихся – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группах, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер и имеет важное значение.
Отсюда вытекает ведущая педагогическая идея:
Максимальное раскрытие творческого потенциала обучающихся через включение его в собственный исследовательский поиск на уроках и во внеурочной деятельности.Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов:
Iэтап:
- поддержание исследовательской активности на основе имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предложения, составлять предметные модели;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
II этап:
 - приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
 - развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.
 - поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
III этап:
- обогащение исследовательского опыта школьников через накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений;
- увеличение сложности учебно - исследовательских задач.
Кроме урочной учебно – исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это различные внеклассные мероприятия по предметам, а также домашние исследования школьников.
Однако исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Система работы по внедрению исследовательской деятельности в начальной школе:
Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов.
В своей работе я использую следующие формы организации исследовательской работы:
Ø урок – исследование
Ø урок коллективной исследовательской деятельности
Ø урок- конференция
Ø интегрированные уроки
Ø разноуровневое тестирование
Ø защита проекта
Ø научно – практическая конференция
       Развивающее обучение в начальном звене школы направлено на повышение мотивации к учебной деятельности у учащихся. Этому способствует применение информационно – коммуникативных технологий, коллективных и групповых форм обучения. Коллективные исследования подталкивают учащихся к составлению планов – проектов, что помогает им отвечать на проблемные вопросы, осмыслить учебную тему и задачи, стоящие перед ними. Работа в данном направлении формирует интерес учащихся к изучаемым предметам, учит использовать справочную литературу, мультимедийные энциклопедии, Интернет.
       В процессе исследования я являюсь для ученика консультантом, способным в нужное время направить и проконтролировать его действия. Таким образом, у ученика создается ощущение, что он сам движется к намеченной цели. Важно, что во время исследовательского поиска ребенок всегда может обратиться к учителю, если в этом возникает необходимость.
       На уроках коллективной исследовательской деятельности можно отвести резервные часы, которые предусмотрены в учебно – тематическом плане по окружающему миру. Чтобы такой урок состоялся, на предыдущих занятиях необходимо познакомить учащихся с каждым из его этапов, чтобы дети лучше ориентировались в предстоящей деятельности. Завершив работу по предыдущей теме и подведя итоги, я сообщаю учащимся, какую тему они будут изучать на следующем уроке и какие сведения им необходимо собрать из различных источников. Эта работа требует от учащихся объединения в группы. Внутри групп они распределяют между собой направления поиска, исходя из собственных возможностей и желания (учебник, энциклопедии, справочники, Интернет).
Этапы урока коллективной исследовательской деятельности:
  Этап Содержание этап
1 «Находки» Группы сообщают, что узнали по теме и из каких источников. (Первый этап плавно перетекает во второй, на котором предстоит коллективно систематизировать всю полученную информацию при помощи плана – проекта изучаемой темы.)
2. «План – проект по теме» Составление коллективного плана проекта. (Учитель принимает варианты, предложенные учениками.)
3 «Погружение в тему» Группа готовит ответ на один из пунктов плана – проекта, затем с помощью педагога составляет алгоритм ответа. (Важно, чтобы ответы были краткими и четкими. В них отражаются сведения, добытые вне урока. Этот этап самый трудоемкий и ответственный. В ходе его ученики делают иллюстрации к ответам, составляют схемы, обсуждают правильность своего выбора. Когда ответы готовы, можно приступить к следующему этапу.)4 «Дискуссии» Развиваются речь, память, логическое мышление. Во время ответов используются источники доказательств, собранные в классе. (Члены групп слушают отвечающего, высказывают  мнения, делают уточнения, исправляют, задают вопросы, оценивают ответы.)
5 «Что мы узнали и усвоили» Этот этап – практическая работа, в ходе которой учащиеся выполняют различные задания (тесты, вопросы с иллюстрациями). (В течение определенного времени учащиеся работают над выполнением заданий, а учитель при необходимости оказывает помощь).
6 «Что мне делать дома» Это время получения заданий, чаще  всех разноуровневое, которое школьники выбирают самостоятельно. (Задания должны стимулировать учащихся к дальнейшей исследовательской деятельности.)
 
       Урок коллективной познавательной деятельности может проводиться по различным предметам и решать почти все дидактические задачи. Такие уроки дают возможность каждому школьнику проявить себя, обменяться мнениями, ощутить значимость результатов своей работы и работы своей группы.
       В своей практике я провожу уроки – исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков:
Ø уроки с проведением эксперимента;
Ø работа с источниками информации;
Ø заслушивание сообщений, защита рефератов.
На уроке – исследовании с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень).
Уровень урока,
вид исследования, возрастная группа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Начальный
1 уровень
1 – 2 классы
Обучение исследованию Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы.
  Отвечают на поставленные мною вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.
Продвинутый
2 уровень
3 класс
Обучающее исследование Формулирую проблему. Подвожу учащихся к понимании темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы. Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной.
Высший
3 уровень
4 класс(планирую) Формулирование проблемы. Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности: обеспечение дидактическим материалом, организация индивидуальной работы и делового общения в группах или парах. Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи и консультаций учителя.
 
На таких уроках использую разнообразные формы работы учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Предпочтение отдаю групповой, так как именно она, в большей степени, чем остальные способствуют формированию исследовательской деятельности.
Таким образом, освоение учащимися исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.
Организация исследовательской деятельности способствует формированию у учащихся следующих УУД:
личностные: оценивание содержания исследовательской работы исходя из социальных и личностных ценностей;
регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка;
познавательные: поиск и выделение необходимой информации , применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез, и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования, синтез как составление целой работы из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В процессе организации учебно - исследовательской деятельности много достоинств:
„ возможность неоднократного повторения материала с целью его усвоения и систематизации;
„ процесс обучения приближен к реальной жизни;
„ развиваются коммуникативные навыки;
„ воспитываются нравственные качества.
Следует отметить и некоторые сложности:
„ сложность соблюдения временных рамок;
„ сложность точного планирования хода урока.
   Результативность деятельности класса и развитие метапредметных результатов также подтверждают и  психологические исследования при диагностике с 1 по 3 класс.
 В настоящий момент (3 класс)  мотивация  к учению сформирована на хорошем уровне (высокий уровень )Таким образом, результаты развития класса к настоящему моменту выше среднего. Выросла мотивация к учению, логическое мышление и коммуникативные навыки, т.е. способность к саморазвитию и самореализации, «умение учиться».
  Кроме этого результаты диагностики показывают, что уровень самостоятельности, организационных, информационных и коммуникативных умений, значительно вырос после участия в фестивале исследовательских работ «Я – исследователь» на школьном и муниципальном уровнях.Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагога.
Мой опыт получил распространение пока только на школьном уровне:
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Заключение.
Подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Список литературы.
А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.
А. И. Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.
Т. Ивочкина. Организация  научно-исследовательской деятельности учащихся. Начальное образование.- 2000.- №3.
В. И.Андреев. Эвристическое программирование учебно – исследовательской деятельности: Дис. кан. пед. наук. М.,1983.
Н.А. Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис. кан. пед. наук. Томск,2007.
Якимов Н. А. Проектно- исследовательская деятельность младших школьников//Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С. 48-51.