Урок по биологии для 6 клксса «Органы цветкового растения. Корень»
Тема: «Органы цветкового растения. Корень».
6 класс.
Учитель: Фелер Надежда Григорьевна
Предмет: Биология
МКОУ «Курочкинская оош»
Тальменского р-на
Технология: развитие критического мышления.
Автор программы и учебника: Сонин Н.И.
Эпиграф урока: «Как ни тонок, неприметен под землею корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!» (В. Жак)
Цели:
Образовательные:
Создание условий для изучения видов корней и особенностей строения корневых систем растений;
Создание условий для развития практических навыков по определению и распознаванию корневых систем растений.
Развивающие:
Создание условий для развития критического мышления: формирования умения анализировать изучаемый материал и делать самостоятельные выводы,
Создание условий для развития речи,
Создание условий для развития творческой активности.
Воспитательные:
Создание условий для критического отношения к своему труду.
Задачи:
Создать условия для изучения видов корней и типов корневых систем.
Создать условия для выработки умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем;
Тип урока: изучение нового материала
Структура урока:
Организационный момент (2 мин).
Стадия ВЫЗОВА (15 мин.);
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ (20мин);
Стадия РЕФЛЕКСИИ (8 мин.).
Длительность урока – 45 мин.
Методы и приемы:
развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом.
Оборудование: демонстрационное – презентация; компьютер, экран, проектор; лабораторное – гербарий «Типы корневых систем», проростки пшеницы, фасоли (на парты), лупа.Планируемый результат обучения:
Учащиеся должны знать:
Функции корня;
Различия между видами корней: главным, боковым и придаточным;
Особенности строения стержневой и мочковатой корневых систем;
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические пояснения и примечания
1. Организационный момент -Здравствуйте, я рада приветствовать вас и гостей на нашем уроке. «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» сказал однажды французский писатель Анатоль Франс. Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
2. Стадия ВЫЗОВА;
Посмотрите на доску
Дополните, пожалуйста, логическую цепочку:
Клетка -> ткань- >…..-> организм
Проверьте свое предположение (слайд 1).
Кроме того, на сегодняшнем уроке мы начнем изучать орган растения, ответственного за поглощение воды.
Что это?
Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь «Органы цветкового растения. Корень.» (слайд 2).
А сейчас, давайте вспомним пройденный материал:
Верите ли вы?
Прочность и упругость корня обеспечивает покровная ткань; (нет, механическая)
Проводящая ткань расположена в корне, стебле и листе; (да)
Основная функция проводящей ткани- проведение воды с растворенными в ней минеральными и органическими веществами.(да)
Давайте попробуем привести приметы к схеме с первого слайда. (слайд 3)
Перечислите органы цветкового растения (по цепочке, не повторяясь, по одному названию)
Действительно, у властелинов суши из мира растений, то есть у покрытосеменных или цветковых, есть все перечисленные органы. Они делятся на вегетативные и генеративные. К вегетативным органам относятся те, которые выполняют все функции, кроме размножения и распространения. Эти функции выполняют генеративные органы.(слайд 4)
ОРГАНЫ:
Вегетативные (корень, стебель, лист);
Генеративные (цветок, плод, семя).
Но некоторые растения могут размножаться и с помощью вегетативных органов, этот вопрос мы с вами обсудим позже.
А сегодня, остановимся на роли и значении корня как одного из вегетативных органов в жизни растений, его функциях и видоизменениях.
Подведение итогов: заполнить первый столбец таблицы - что мы знаем о корне?
Знаю Хочу узнать Узнал
- корень – вегетативный орган;
- в нем расположена проводящая ткань
- прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань.
Высказывают предположение, что это «орган». Убеждаются по конспекту, в своем предположении.
Корень.
Записывают тему.
Обсуждают ответы.
Вместе с учителем приводят примеры.
Перечисляют (стебель, лист, корень, цветок…)
Работают таблицей ЗХУ.
На этом этапе у учащихся вызываются уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, активизируется их деятельность, они мотивируются к дальнейшей работе.
На данном этапе использованы методы графической систематизации материала- кластер и табл. ЗХУ, а также прием «верите ли вы..?»
3.Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ Как вы думаете, где растение занимает больше места: над землей или под землей?
Ученые решили узнать, много ли места занимают в почве корни одного ржаного кустика. Они взяли несколько зернышек ржи и посеяли их в ящики с землей. Позже, после всходов, в каждом ящике оставили по одному растению. Когда растения дали высокие, стройные побеги с колосьями, их вынули из ящиков вместе с почвой, осторожно отмыли корни водой. Потом начали измерять все корешки одного кустика. Оказалось, что, если положить в ряд все корешки одного кустика, они протянутся… Как вы думаете, на какое расстояние?
На 623км.!!!
Почему корни имеют такую огромную длину? У всех ли растений такие длинные корни? Может это как то связано с выполняемыми ими функциями?
Заполним вторую колонку табл. ЗХУ
Параллельно предлагаю вам оформлять кластер по данной теме. (слайд 5)
1. Прослушайте стихотворение и назовите значение корня в жизни растения.
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых, А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается:От любого ветерка качаются!Почему осыпались и вянут?Без корней расти и жить не станут!Как ни тонок, неприметенПод землею корешок, Но не может жить на светеБез него любой цветок!(В. Жак)
Учитель слушает ответы учащихся, затем дополняет и учащиеся записывают в тетрадь основные функции корня:
закрепление растения в почве;
всасывание, проведение воды и минеральных веществ;
запас питательных веществ;
у многих растений корни выполняют особые функции (воздушные корни, корни-присоски)- называет учитель
Возьмите, пожалуйста, текст №1. (приложение 1)
Изучите его.
Обратите внимание на экран и найдите перечисленные виды корней.(слайд 6 1-? , 2- ? , 3-? )
Хорошо, давайте отобразим эту информацию в кластере. (слайд 7)
Возьмите, пожалуйста, текст №2.
Изучите его.
Обратите внимание на экран и найдите перечисленные корневые системы.(слайд 6 А-?, В-? )
Оформите полученную информацию в кластер (слайд8).
Для того, чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.
{Для закрепления полученных знаний давайте попробуем выполнить тест} (приложение 2)
Высказывают предположения.
Высказывают предположения.
Заполняют второй столбец табл.
Знаю Хочу узнать Узнал
- значение корня;- типы и виды корней
Называют различные значения корня.
Оформляют кластер- веточку «Функции корня»
Изучают текст.
Учащиеся оформляют кластер- веточку «виды корней»
Изучают текст.
Оформляют кластер- веточку «Типы корневых систем»
Выполняют лабораторную работу на заготовленных листочках.
Тема: Стержневая и мочковатая корневые системы.
Задачи: изучить строение корневых систем у фасоли и пшеницы.
Материалы и оборудование: проростки фасоли, пшеницы, гербарные образцы растений, проростки.
В состав корневых систем могут входить главный(развивающийся из зародыша), боковые (ответвления главного), придаточные (образуются стеблем и листом)корни. Если главный корень выделяется среди остальных своими размерами, то корневая система называется ___________. Если корневая система состоит из многочисленных корней одинаковой толщины (как у пшенийы), то ее называют ___________.
Ход работы: Рассмотреть корневые системы проростков фасоли, пшеницы, гербарные образцы. Составьте следующую таблицу:
Названия растений Тип корневой системы Особенность строения корневой системы
Фасоль Стержневая Главный, боковые корни
Пшеница Мочковатая Боковые и придаточные корни
Ребята на этом этапе урока осмысливают новую информацию и заполняют 2- ю графу табл. ЗХУ, корректируют поставленные цели обучения.
4.Стадия РЕФЛЕКСИИ Анализ записей (обсуждение что узнали нового). Заполним последний столбец табл. ЗХУ
Давайте вместе составим синквейн. Напоминаю правила написания синквейна: 1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).Аргументированная оценка ответов и выступлений учащихся: правильность, самостоятельность, оригинальность.
Записывают
Узнал
значение корня: удерживает растения в почве; всасывает воду и минеральные вещества; откладываются питательные вещества
виды корней: главный (из зародышевого корешка), придаточный (от стебля), боковые (от главного и придаточного)
типы корневых систем: стержневая система (главный и боковые); мочковатая система (придаточные и боковые)
Составляют синквейн.:
Корень (корневая система)стержневая - мочковатаяудерживает – всасывает – накапливаеткорень подземный вегетативный органоснова
Написание синквейна представляет синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Текст №1. 1 задание: определить виды корней (назвать виды корней на слайде, оформить информацию в кластер).
136781339У растений корень может развиваться из корешка зародыша. Это ГЛАВНЫЙ КОРЕНЬ. Корни могут отрастать от стеблей. Это ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. Корни могут развиваться на главном и на придаточных корнях. Это БОКОВЫЕ КОРНИ. Придаточные корни могут расти и на надземной части стебля, а также на листьях.
Легко наблюдать придаточные корни, если поставить в воду ветки тополя, ивы или черной смородины. Придаточные корни хорошо развиваются у капусты, картофеля, кукурузы, если окучить почвой нижнюю часть стеблей.
Вопрос: для чего окучивают картофель?
Текст №2. 2задание: определить типы корневых систем (назвать корневые системы на слайде, оформить в кластер).
Все корни растения составляют его КОРНЕВУЮ СИСТЕМУ.
Некоторые растения имеют хорошо выраженный главный корень, который развивается из зародышевого корешка. От главного корня отходят небольшие боковые корни. Главный корень похож на стержень. Поэтому у растений с хорошо развитым главным корнем корневую систему называют СТЕРЖНЕВОЙ.
У некоторых растений много корней, почти все они одинаковой длины и толщины и растут пучком. Эти корни отрастают от стебля; их называют придаточными. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных придаточных корней, корневую систему называют МОЧКОВАТОЙ. На придаточных корнях могут развиваться и боковые корни. При развитии мочковатой корневой системы главный корень растет недолго и становится незаметным среди множества придаточных корней, отрастающих пучком от подземной части стебля.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уровень А1. Какую корневую систему имеет фасоль?А) мочковатую Б) стержневую2. Какую функцию не выполняет корень?А) Удерживает растение в почве Б) Осуществляет образование органических веществ3. Из чего развивается главный корень?А) Из зародышевого корешка Б) От стебля растенияУровень ВСоотнесите:
Основные понятия Определения
1. Корень - А. корень уходящий в почву глубже всех
2. Корневая система - Б. корневая система состоящая из придаточных и боковых корней
3. Главный корень - В. корневая система состоящая из главного и боковых корней
4. Боковые корни - Г. корни отходящие по бокам от стебля
5. Придаточные корни - Д. корни отходящие по бокам от главного и придаточного
6. Стержневая корневая система - Е. система всех корней
7. Мочковатая корневая система - Ж. подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве.
Тестовые задания для проверки умений. Необходимо выбрать только правильные действия и расположить их в нужной последовательности.
Как установить тип корневой системы?
А. Рассмотреть корневую систему и найти ее части: главный корень, боковые и придаточные.Б. Отобрать растение удобное для наблюдения.В. Выяснить, отличается ли главный корень от остальных.Г. Сравнить длину и толщину главного корня с другими корнями.Д. Если необходимо, то использовать лупу для рассмотрения.Е. Только после всего этого сделать вывод о типе корневой системы.