Разработка исследовательского проекта к презентации Сок жизни
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бальзинская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Тема исследования
«Молоко и его состав. Сок жизни»
Выполнила: Лысенко Валерия,
ученица 3 класса
Руководители: Лысенко Ю.В.,
Давыдова О.И.,
.
село Бальзино, 2010 год
Содержание.
I.Введение.1-3
II.Теоретическая часть.4-6
III. Практическая часть
- Описание опытов.7-9
- Вывод по практической части10-13
IV. Заключение..14-16
V. Приложения..17-30
VI. Список литературы.31-32
Молоко и его свойства.
Сок жизни.
Введение
«Молоко- это изумительная пища, приготовленная самой природой».
И.П.Павлов
Практически все продукты питания обладают полезными свойствами, хотя бы потому, что насыщает организм человека питательными веществами, которые преобразуются в необходимые элементы, позволяющие человеку двигаться и думать, то есть дают энергию для жизни, одним из таких продуктов является молоко.
Природа создала ценный продукт-молоко. Молоко является единственной пищей для новорождённого млекопитающего и человека в первые недели их жизни, следовательно, оно должно содержать в себе всё, что необходимо для поддержания жизни детёныша и для его роста. Действительно, в этот период развития детёныши получают с молоком почти все необходимые питательные вещества, особенно лактозу и казеин, которые образуются только в материнском молоке. Единственная пища, которую младенец может переваривать – молоко его матери.
Ему легко глотать эту тёплую и чуть солоноватую жидкость, в которой он находит все необходимые вещества. Еще в молоке находятся микроэлементы и витамины, без которых ребенок не стал бы противостоять инфекциям.
В обществе всегда царило мнение, что молоко-источник здоровья. Описывая пышущего здоровьем человека, о нем говорят: «кровь с молоком!»
Тема: Сок жизни.
Актуальность темы заключается в том, что важно быть внимательным к себе, к своему здоровью, уметь защищать свой организм от вредных воздействий, ведь человеческая жизнь бесценна. Многие школьники не любят молоко и блюда из него. В нашей столовой можно наблюдать, что основная масса учащихся не съедает приготовленные молочные блюда. Возникает вопрос: зачем переводятся продукты, вкладывается труд людей? Но взрослые всё же настойчиво продолжают вносить в меню молочные блюда. Зачем? Мы считаем, что на сегодняшний день, эта тема актуальна для нашей школы.
Проблема. Почему подрастающее поколение негативно относятся к молоку и молочным продуктам?
Цель: определить значимость молока и молочных продуктов в жизни подрастающего поколения.
Задачи:
Теоретические
1) изучить литературные источники;
2) изучить состав молока;
3) изучить значимость молока и молочных продуктов для подрастающего организма.
Практические
1) исследовать состав молока;
2) провести анкетирование с целью выявления значимости молока и молочных продуктов в жизни школьников.
Методы исследования:
исторический;
практический;
наблюдение;
диагностический;
анкетирование;
обобщение.
Ожидаемые результаты:
определим место молока и молочных продуктов в жизни подрастающего поколения;
выясним причины негативного отношения учащимися к молочным блюдам.
Основная часть
Теоретический этап исследования
Изучение литературных источников.
Изучив литературу, мы увидели, что молоко играет важную роль на разных этапах в жизни человека.
Единственная пища, которую младенец может переваривать – молоко его матери. Ему легко глотать эту тёплую и чуть солоноватую жидкость, в которой он находит все необходимые вещества. Еще в молоке находятся микроэлементы и витамины, без которых ребенок не стал бы противостоять инфекциям. Все эти вещества попадают в молоко из организма человека и поэтому кормящая мама должна хорошо питаться. Хотя учёные создали множество смесей, ни одна смесь не может полностью заменить материнское молоко. Молоко-это особая жидкость. Оно состоит из воды и находящихся в ней мелких капелек жира и др. питательных веществ. Коровье молоко содержит 87% воды, а также необходимую для человека ежедневную норму кальция, белка и витаминов А и В. Молоко содержит необходимые для организма детёныша соли. Чем быстрее детёныш растёт, тем больше солей в материнском молоке.
Когда человек начал пить молоко?
1) Молоко существовало до нашей эры. В 1200г. татары готовили концентрированное и, возможно сухое молоко и употребляли его в пищу во время своих походов под предводительством Чингиз Хана. В 1856г. было произведено сгущенное молоко. Оно широко употреблялось во время Гражданской войны.
Человек, попробовав молоко начал изготавливать из него масло, сыр и другие продукты.
В разных странах употребляют молоко от разных животных. Я предлагаю вам обратить внимание на таблицу, где показан сравнительный анализ молока от разных животных.
Вид животного
Вода
Белки
Жиры
Лактоза
(молочный сахар
Корова
88,0
3,2
3,5
4,9
Коза
88,9
3,3
4,1
4,4
Овца
83,6
5,1
6,2
4,2
Кобылица
89,7
2,2
1,9
5,8
Свинья
86,0
7,2
4,6
3,1
И еще я обратила внимание, что летом молоко очень вкусное, зимой – нет. Я думаю, что это зависит от того, какими травами питается корова. Ведь в сочной траве витаминов больше. А еще я заметила, что от моей коровы молоко густое, вкусное. А вот у моей бабушки в городе Балее молоко не вкусное. Это наверно потому, что скудная растительность, да еще и радиация.
Меня это заинтересовало, и, попросив помощи у взрослых, я решила изучить состав молока. С учителем химии я провела исследования. Вот мои результаты.
Практическая часть исследования.
Исследование состава молока
Опыт №1
Определение наличия белка в молоке.
Налить в стакан молока, дать постоять в течение 15 – 20 часов.
Наблюдаем: наверх всплывут густые жирные сливки
(Которые можно снять ложкой. Остальные 9/10 стакана будет заключать в себя «тощее», т. е. «снятое молоко»)
Отделить «снятое» молоко. Добавить уксусной (соляной кислоты).
Наблюдаем: молоко свернулось, образуя творожные хлопья.
Процедить. Хлопья промыть и высушить.
Вывод: высушенная творожная масса /казеин молока/ - это молочный белок.
Опыт №2
Определение наличия белка в молоке.
В пробирку с 1 мл молока добавить 1 мл 10 % гидроксида натрия.
По каплям добавить 1 % раствор медного купороса
(после каждой капли содержимое пробирки взбалтываем)
Наблюдаем: появляется фиолетовая окраска
Вывод: это свидетельствует о наличии белка.
Опыт №3
Определение наличия углевода в молоке
В пробирку налить 1 мл молока.
Добавить 1 мл 10 % раствора гидроксида натрия.
Добавить каплями 5 % раствора медного
купороса.
Наблюдаем: образуется синий осадок.
Нагреваем пробирку.
Наблюдаем: на дне пробирки появился
ярко-оранжевый осадок.
Вывод: ярко – оранжевая окраска свидетельствует о наличии лактозы, т. е. молочного сахара.
Опыт №5
Определение наличия минеральных веществ в молоке
Налить немного молока в фарфоровую чашку для выпаривания.
Подержать фарфоровую чашку над пламенем спиртовки.
Наблюдаем: появляется запах, образуется сухая масса.
Продолжить держать над пламенем спиртовки фарфоровую чашку.
Наблюдаем: на дне чашки беловатый налёт.
Вывод: Появление запаха показывает, что сгорают органические вещества молока.
На дне чашке от молока остаётся зола - это минеральные соли.
Вывод по практической части.
Самой ценной составной частью молока является белок. Белки молока более полноценны, чем белки мяса и рыбы, и быстрее перевариваются. Молоко обладает антибиотическими и иммунными свойствами и служит источником защиты нашего организма от инфекции. Молоко рекомендуется пить ежедневно, особенно детям дошкольного возраста, школьникам и подросткам. Молоко и молочные продукты хорошо сбалансированы и легко усваиваются организмом. Молоко богато полноценным высококачественным белком. В состав минеральных веществ молока входят очень многие элементы. Они находятся в молоке в легко усваиваемой форме – ни одно пищевое вещество не передаёт организму кальций и фосфор лучше, чем молоко. Основная функция белка строительная и поэтому это одна из причин употребления молока в пищу подрастающим поколением.
Молоко – это один из продуктов, содержащий все известные витамины. Все витамины важны для жизнедеятельности подрастающего организма: снижают утомление, предотвращают раздражительность и расстройство нервной системы, способствуют росту и развитию. В молоке содержится также много других полезных веществ, участвующих в процессах обмена, повышающих сопротивляемость организма, вступающих в борьбу с вредными микроорганизмами кишечника.
Я люблю творог, сыр, сметану, йогурт, мороженое. А это все получают из молока. Мама говорит, что еще много каких продуктов можно получить из молока. Поэтому я решила почитать литературу и нашла занимательную информацию. Мне было очень интересно и вам, я думаю, тоже будет интересно узнать (Приложение № 1).
Вот, что интересное я нашла в литературе. А как же наши школьники относятся к этим продуктам и, конечно же, к молоку. Мы составили анкету для учащихся 1-6 классы и вот какие получили результаты (Приложение № 2).
Вывод.
Почему многие люди не любят молоко и молочные блюда?
- Физиологическая причина
Несмотря на высокую полноценность молока, не все люди хорошо переносят его. Примерно у 3 – 5 человек из 100 оно вызывает тяжесть в желудке, кислую отрыжку, расстройство деятельности кишечника. Эта непереносимость молока может быть объяснена отсутствием или недостаточной активностью фермента лактазы. Лактоза расщепляется под действием фермента лактаза на глюкозу и галактозу. Нарушение синтеза лактазы является причиной врожденной непереносимости молока у новорожденных. У некоторых взрослых людей активность лактазы может снизиться, и тогда молочные продукты также будут плохо переноситься. Причиной этого является заболевание пищеварительного тракта или длительное воздержание от употребления молока.
Другая вероятная причина - повышенная чувствительность к молочным белкам.
- Психологическая причина
Если при разовом употреблением молока, оно оказалось недоброкачественным, имеющий посторонний запах и вкус, что могло и повлиять на дальнейшее отношение к нему.
Если в детстве родители постоянно и настойчиво принуждали к употреблению молока /молочных блюд/, у ребёнка могло выработаться негативное отношение к нему.
Парное молоко имеет иной вкус, чем охлажденое.
Рекомендации
/тем, кто не любит молоко, но считающим его важным продуктом/
Привыкайте к нему постепенно, начиная с 2 – 3 чайных ложек в стакане чая
После чая следует поесть каши с молоком (50 г)
В последующие дни количество молока в каше увеличить до 100 г.
Далее увеличивать до 150 г.
Одновременно полезно употреблять ацидофилин, творог или сыр (по 20- 50 г)
Необходимо знать всем
Не рекомендуется использовать молоко в сочетании с продуктами, вызывающими вздутие кишечника - капуста, горох, овощи, зелень, минеральные воды.
Не рекомендуется использовать молоко после солёной и копченой рыбы, жирной мясной пищи и колбас.
Заключение
Исследовав молоко и его свойства, мы убедились в том, что молоко и молочные продукты являются защитниками нашего организма. Это и объясняет, что молоко важно для подрастающего поколения.
Через диагностическое исследование мы выявили, что основная часть учащихся Бальзинской средней школы не любят молоко, молочные продукты и блюда из них.
Практическая часть нашего исследования показала, что почти все эти вещества находятся в молоке:
Белки выполняют много функций и основная – строительная. Поэтому это одна из причин употребления молока в пищу подрастающим поколением;
Белки состоят из аминокислот, среди которых есть незаменимые и могут поступать в организм только с молоком. Аминокислоты участвуют во многих обменных процессах и предотвращают возможные нарушения в организме. Всё это можно предотвратить, если подрастающие поколение будет в пищу употреблять молоко или молочные продукты. Установлено, что 1 литр молока удовлетворяет почти половину суточной потребности даже взрослого человека в незаменимых аминокислотах.
Минеральные вещества находятся в молоке в легко усваиваемой форме – ни один пищевой продукт не передаёт организму кальций и фосфор лучше, чем молоко. Отсюда следует, что это необходимо для подрастающего организма. Ценность минерального состава молока – сбалансированность элементов, обеспечивающая нормальное развитие костной и других систем, особенно важно для подрастающего организма.
Усвояемость лактозы (углевод) составляет 98 %, это способствует быстрому процессу образования энергии, что играет положительную роль для роста организма и его умственную деятельность.
Молочный жир биологически самый полноценный и содержит в себе все известные жирные кислоты. Низкомолекулярные жирные кислоты редко встречаются в других пищевых жирах. Для растущего организма играют важную роль витамины, среди которых могут растворяться только в молочных жирах.
Молоко – это один из продуктов, содержащий все известные витамины. Все витамины важны для жизнедеятельности подрастающего организма: снижают утомление, предотвращают раздражительность и расстройство нервной системы, способствуют росту и развитию.
В молоке содержится также много других полезных веществ, участвующих в процессах обмена, повышающих сопротивляемость организма, вступающих в борьбу с вредными микроорганизмами кишечника – антибиотические тела, иммунные тела, опсонины, лизоцимы, лактенин и др.
У детей, которые пьют много молока и регулярно бывают на солнце, нарушения работы околощитовидных желёз случается очень редко.
Молоко является единственной пищей для новорождённого млекопитающего и человека в первые недели их жизни, ведь оно содержит в себе всё, что необходимо для поддержания жизни детёныша и для его роста. Молоко очень важно употреблять школьникам, ведь их растущий организм требует много веществ для физического и умственного развития.
Ведь действительно молоко является изумительной пищей, приготовленной самой природой.
Разнообразие молочных продуктов и их значение (Приложение № 1)
Творог. По свидетельству римского писателя и ученого Марка Теренция Варрона, этот продукт готовили еще в Древнем Риме. Заквашивали молоко сгустком, который извлекали из желудка телят, козлят или ягнят, питавшихся только материнским молоком. Употребляли его в пищу соленым и несоленым, а иногда смешивали с молоком, вином или медом. Творог - продукт универсального применения.
Наша промышленность вырабатывает творог обезжиренный, столовый, крестьянский, полужирный и жирный, а также содержащий плодово-ягодные наполнители. В высокожирных творожных изделий содержится 20-26% жира. К ним соотносятся масса творожная сладкая особая, сырки творожные сладкие особые. Близки к этой группе изделий творожные торты.
Непосредственно в пищу можно употреблять только свежий творог, т.к. будучи белково-жировым концентратом, он является благоприятной средой для развития микроорганизмов, поэтому быстро портится. Осторожно нужно обращаться с творогом, выработанным из сухого молока. В нем могут содержаться нежелательные, иногда даже вредные для здоровья микроорганизмы.
Для ликвидации сезонности в снабжении населения творогом часть этого продукта, выработанного в летнее время, закладывают в деревянные кадки или картонные коробки с прокладкой из полиэтиленовой пленки, замораживают при температуре минус 35 °С и хранят при минус 18 °С. В таком состоянии творог можно хранить
до 6 месяцев. Размораживать его нужно постепенно при низких положительных температурах.
Сыр - диетический продукт, высокопитательный, вкусный, легкоперевариваемый. Самое высокое его потребление отмечается во Франции: каждый француз за год потребляет в среднем 14,7 кг сыра. На втором месте находятся голландцы, потребляющие по 12 кг, а на третьем - шведы, съедающие по 11 кг сыра в год.
Сыр - концентрат молока. Белки, жиры, минеральные соли находятся в сыре почти в тех же пропорциях, что и в молоке. По вкусу сыры бывают острыми, нежными, ароматными, солеными и сладкими.
Сметана - это кисломолочный продукт, вырабатываемый в промышленных условиях из пастеризованных сливок путем сквашивания их закваской, приготовленной на чистых культурах молочнокислых и ароматобразующих бактерий. На предприятиях молочной промышленности в настоящее время вырабатывают сметану диетическую с жирностью 10% и столовую с жирностью 20 и 25%. Кроме того, существуют технологии изготовления обыкновенной сметаны 30 и 36%-ной жирности и любительской - 40%-ной жирности. Сметана заметно улучшает вкус щей, борщей, соусов, приправ. Хороша она и сама по себе.
Это русский национальный продукт. Долгие годы его умели готовить только в нашей стране. После второй мировой войны производством сметаны стали заниматься и в других странах, но в ограниченном количестве - только для салатов. В США и Аргентине, например, сметану иногда называют русскими сливками.
Сливки. Само название «сливки» говорит о том, что это слой, слитый с поверхности молока. На городских молочных заводах кроме обычных столовых сливок вырабатывают также сливки с сахаром и сливочные напитки с шоколадом, кофе, миндалем и т.д. Кроме того, сливки получают для дальнейшей переработки в сметану, масло, а также для нормализации по жиру различных молочных продуктов. Сливки применяют и в других отраслях пищевой промышленности: кондитерской, маргариновой, хлебопекарной, а также на предприятиях общественного питания.
Сливки легко усваиваются организмом, не вызывая тяжести в желудке, поэтому их применяют в питании тяжелобольных и раненых. При их избыточном потреблении возможно расстройство кишечника. Вследствие большого содержания в сливках холестерина их не рекомендуют при атеросклерозе, ожирении, заболеваниях печени.
Простокваша. Различают следующие виды простокваши: обыкновенную, минскую, украинскую (ряженка), варенец, ацидофильную, южную (мацун), йогурт (болгарская). Простокваша - имеет невысокую кислотность, что позволяет отнести ее к продуктам детского и лечебного питания. Она может быть жирной и обезжиренной.
Мечниковская простокваша отличается от простокваши обыкновенной тем, что для ее сквашивания кроме молочнокислого стрептококка используют еще и болгарскую палочку, которая создает выраженный острый вкус и нежную, но плотную консистенцию готового продукта
Ряженка имеет кремовый цвет и своеобразный вкус.
Йогурт быстро утоляет чувство голода, уменьшает жажду. Как и большинство кисломолочных продуктов, он полезен людям всех возрастов, особенно пожилым, беременным женщинам и кормящим матерям. Повышенное содержание белка и жира позволяет рекомендовать йогурт людям, выздоравливающим после тяжелых заболеваний. Ежедневное употребление йогурта способствует быстрому восстановлению сил, покрывает потребность организма в жизненно важных веществах. Финская простокваша подобна обыкновенной, имеет приятный освежающий вкус, обладает большой плотностью. Эта простокваша обладает высокой питательностью. Ее лечебные качества аналогичны йогурту и другим кисломолочным продуктам.
Иногда простокваши производят с различного рода вкусовыми и ароматическими добавками (сахар, сливки, корица, ванилин, фруктово-ягодные соки) и реализуют под различными местными названиями.
Мороженое. Первое мороженое было изготовлено в глубокой древности. Итальянский путешественник Марко Поло (1254-1323)
привез из Китая много рецептов его изготовления. В то время технология изготовления мороженого содержалась в глубокой тайне. Мороженое стало одним из изысканнейших блюд королей и их придворных. Дворцовых кулинаров под присягой заставляли хранить секрет его приготовления. Разглашение тайны грозилосмертной казнью.
В России первые упоминания об этом продукте относятся к концу XVIII века. Сейчас трудно найти человека, который не любил бы мороженое, этот замечательный молочный продукт, отличающийся особо приятным вкусом. Оно прочно вошло в наш быт. У нас едят его в любое время года. По богатству ассортимента оно занимает одно из первых мест среди других продуктов.
Мороженое - это продукт, состоящий из замороженной смеси натурального молока, сливок, сгущенного или сухого молока, свекловичного сахара, различных вкусовых и ароматических веществ (какао, миндаль, изюм, ванилин, орехи и т.д.), стабилизаторов (агарагар, желатин и др.) и воздуха.
Мороженое по своему химическому составу делят на три вида: молочное, сливочное и |пломбир. Изготовляют также фруктово-ягодное мороженое (малиновое, клубничное, вишневое, абрикосовое и др.). Этот вид мороженого готовят только из плодов и ягод или из натуральных плодово-ягодных соков и пюре, плодов и ягод.
Мороженое - высококалорийный продукт. Оно полезно больным, перенесшим тяжелые операции (в частности, в полости живота), которым нельзя употреблять твердую пищу, а так же при язвенной болезни с кровотечениями, туберкулезе, истощении, малокровии. Мороженое противопоказано при диабете, болезнях печени, ожирении, атеросклерозе (допустимо только фруктовое), гастритах и колитах.
Сливочное масло издавна имеет славу лучшего пищевого жира. Промышленность вырабатывала ограниченный ассортимент масел: сладко-сливочное, кисло-сливочное, вологодское и сливочное с добавками. Диетологи в последние годы настойчиво рекомендуют, потребление низкокалорийных молочных продуктов, поэтому в мировой практике сложилась тенденция к увеличению выпуска масел, обогащенных белком.
Кефир производится с помощью кефирных грибков, представляющих собой симбиоз (совместное существование организмов) многих микробов (молочнокислые стрептококки, молочнокислые палочки, уксуснокислые бактерии, ароматобразующие бактерии и дрожжи). По кислотности, накоплению углекислоты и спирта, а также по степени набухания белков кефир подразделяется на слабый (односуточный), средний (двухсуточный) и крепкий (трехсуточный). Они оказывают на организм человека различное физиологическое действие. Слабый кефир обладает ослабляющим действием,
а крепкий, наоборот, закрепляющим. Кефир обладает всеми полезными свойствами кисломолочных напитков. Он полезен страдающим болезнями печени, поджелудочной железы, атеросклерозом и ожирением.
Анкета «Молоко в моей жизни»
Ф.И.О.?
Класс?
Как вы относитесь к молоку?
Какие продукты вы любите:
а) питьевое молоко;
б) топлёное молоко;
в) творог;
г) сыр;
д) сметана;
ж) простокваша (ряженка);
з) йогурт;
и) мороженое;
к) кефир;
л) сливочное масло.
5. Любите ли вы молочные блюда?
6. Менялось ли ваше отношение к молоку в течение жизни? Как?
7. Считаете ли вы молоко цельным продуктом?
Анкетирование «Молоко в моей жизни» (Приложение № 2)
Проведённое нами анкетирование показало, что основная масса школьников нашей школы отрицательно относятся к молоку (65%) и лишь 35 % положительно.
По данному вопросу нами было выявлено, что большая часть опрошенных (66%) не любят молочные блюда и всего 34 % нормально воспринимают их.
Все опрошенные негативно относящиеся к молоку не считают его ценным продуктом.
Радует, что есть дети (35 %), которые понимают ценность молока.
Список литературы
Коньков В.П. Что мы знаем о корове. Рассказы о домашних животных и животноводстве: Научно – популярная книга – Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1990.
Кугенев П.В. Молоко и молочные продукты. – 3 изд., - М.: Россельхозиздат, 1985.
Познавательный журнал для девочек и мальчиков. Детская энциклопедия. Творожные радости. Рекомендован Министерством образования России для внеклассного чтения в средней школе. Учредитель – ЗАО «Аргументы и факты»
Школьный фразеологический словарь русского языка / Сост. Москвин А.Ю. – М.: ЗАО Изд- во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2000.
Большая энциклопедия школьника. Москва. Издательский дом «Дрофа».1999г
Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» Г. Шалаева, научный редактор В. Славкин, АСТ, г. Москва, 1997г.
Журнал «Семь дней». Татьяна ЧУХРОВА
Ресурсы Интернет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=72134
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
Root Entry