Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2012-2016 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8 «САНДУГАЧЫМ» МЕНДЕЛЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
на 2012-2016 учебный год
ВОСПИТАТЕЛЯ
НАЗИПОВОЙ ФАРИДЫ МУСЕЕВНЫ












Тема : «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры и упражнения»
Актуальность. Сенсорное воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основной познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И, наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обобщению словаря ребенка.
Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажеры, дидактические игры и т. д. В процессе умственного развития детей с первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Психологические исследования Л.А. Венгера показывают, что без сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.)
В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорной культуры приобретает особую остроту. Ускорение научно – технического прогресса будет зависеть от количества и качества творческих развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Поэтому задача воспитателя состоит в необходимости развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. Анализ диагностики сенсорной культуры дошкольников свидетельствует о недостаточном развитии сенсорных способностей у детей.
Можно выделить главное противоречие между низким уровнем развития сенсорной культуры дошкольников и требованием общества – вырастить ребенка не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, с активной жизненной позицией, с высокоразвитыми сенсорными способностями.

Цель: Повышение профессиональных компетенций с учетом внедрения ФГОС  в практику ДОУ;
Обеспечение собственного непрерывного профессионального образования.
Развитие творческой активности , инициативы в методической работе  при воспитании детей в современных условиях

Задачи.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт. - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив;
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Ожидаемые результаты: 1. Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к дидактической игре, желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни и желание заниматься. 2. Обучающие: Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру. 3. Развивающие: Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета, умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов, внимание, усидчивость Ожидаемые результатами во взаимодействии с участниками процесса: 1 .Старший воспитатель – получить консультацию по данному направлению. 2. Родители – сотрудничество через консультации, анкетирование, родительские собрания, беседы, совместное изготовление и приобретение дидактического материала. 3. Дети – заинтересованность детей в использовании дидактической игры во время занятий, в самостоятельной деятельности, индивидуальная деятельность с педагогом.
Практическая значимость заключается в описании собственного опыта работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством игр, упражнений, а также составлении методических рекомендаций воспитателям и родителям для работы с детьми .

Этапы
Содержание работы
Сроки
форма отчета

I -диагностический
1. Анализ профессиональных затруднений.
2012

анкетирование
самоанализ


2.. Изучение литературы:
- нормативные документы по вопросам дошкольного воспитания;
- научно- методической литературы;
- новые программы и педагогические технологии;




2012-2016








Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
Конвенция о правах ребенка (02.09.1990)
Новинки учебных пособий по ИКТ;
Составление картотеки


3.Повышение профессионального уровня

по графику
Составление картотеки дидактических и подвижных игр; изготовление дидактических игр, атрибутов.
Посещение курсов и семнаров по теме самообразования

II –прогнос
тичекий
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов

2015-2016
Составление плана по самообразованию
Изучение опыта работы воспитателей по выбранной теме.
Участие в научно- практической конференции
Разработка конспектов, проектов, развлечений, сценариев, развивающих игр и т.д.
·практический
Внедрение опыта работы в практику учреждения
Формирование методического комплекса.
Апробация разработанной модели на практике. Внесение корректировок.


2014-2015
Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС.
Показ открытых мероприятий внутри ДОУ
Участие в вебинарах в интернете
Выступления на заседаниях РМО
Публикации в Социальной сети работников образования: разработок занятий, мероприятий, выступлений.
Участие в конкурсах творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

IV -обобщающий
1. Подведение итогов работы
2.Подготовка материалов для рецензирования.

2014-2015
Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
Ведение профессионального портфолио.
Консультации для воспитателей
Оформление результатов работы (таблицы, диаграммы и т.д.

V – внедрен
ческий
Оформление самоанализа
Аттестация на квалификационную категорию

Подведение итогов.
Распространение опыта работы
2015-2016
Заполнение карты результативности
Участие в конкурсах
Посещение и публикации на сайтах «Инфоурок», в электронном СМИ Педсовет.орг., pedmaster.ru/publikasii и «Дрофа»-«Вента –Граф»
Публикации творческих и практических работ .


Приложение 1
Изучение литературы, нормативных документов

автор
название, издательство
задачи использования литературных источников

Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер
Л.А. Венгер, Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М.: «Просвещение», 1988;
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности

Изучение статей в журналах
- «Воспитатель ДОУ»,
- «Дошкольное воспитание»,
- «Ребенок в детском саду»
1.Развивающие упражнения для самых маленьких (2-4 года);
2.Дидактические игры по сенсорному воспитанию дошкольников;
3.Картотека игр –экспериментов;



Приложение 2
Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

дата и место проведения
уровень и тип мероприятия
тема мероприятия
форма и тема выступления

МБДОУ №10
г. Менделеевск
26.04.2016

Республиканский семинар-практикум с Всероссийским участием
«Сенсорное
воспитание –основа речевого развития детей дошкольного возраста»
Дидактические игры

Елабужский институт Федерального государственного автономного
Образовательного учреждения высшего профессионального образования « Казанский ( Приволжский) федеральный университет
Елабуга 2015г.
Центр повышения квалификации, профессиональной переподготовки и дополнительного образования.

Итоговая работа
слушателя курсов по теме : «Системно - деятельностный подход к воспитанию в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО».

Отчет «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактические игры»

Приложение 3
Участие в методической работе детского сада
дата
форма участия
тема

2013г.
Открытое занятие по изобразительной деятельности
«Краски осени» (нетрадиционное рисование)

2015г.
Выступление на педагогическом совете
«Сенсорное воспитание младших дошкольников»

Февраль
2016г.
Мастер -класс
Техника квиллинг для дошкольников

Приложение 4
Работа с родителями (законными представителями)
по теме самообразования
дата
форма работы
тема

2013-2016
Консультации
1. Значение сенсорного воспитания
2. Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников
3.Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

2016
Презентации
1.«Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактические игры и речевые упражнения»
2.«Пальчиковые игры для дошкольников»

2014-15
Изготовление нетрадиционных игр и пособий по сенсорному развитию
1.Коврик «Ежик»
2.Коврик «Цветочная поляна»
3. «Подбери нужную по цвету пробку»
4. «Укрась картинку по замыслу»
5. «Дорисуй гусеницу»
6. «Цветные коврики для игр с пробками»

2015
Нетрадиционное родительское собрание

Игротека «Путешествие в страну Сенсорику».

2016
Итоговое занятие
«Чему мы научились»


Приложение 5
Работа с детьми
дата
полное название конкурса с указанием уровня участия
результат с указанием фамилии и инициалов ребенка

2012-2013
Кружок «Мастерица»
Диплом в номинации «Мои поделки» (квиллинг)
Хасанов Ильфар
Данилова Таня

2013
Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности.
1 место в номинации художественно-изобразительное творчество «Самый юный участник»

2013
Всероссийский конкурс детского рисунка «Зимняя сказка». Кредитный Потребительский Кооператив Граждан «Партнер» г. Сарапул
Благодарственное письмо
Юсупова Ильфира Красильников Павел Мухгалеева Азалия

2014
Районный конкурс «Татарстан – за безопасность дорожного движения!»
Почетная грамота в номинации «Лучший рисунок»
Тимергалин Кирилл

2014
3 Всероссийский конкурс творческих работ для детей дошкольного возраста «Мир, в котором я живу!»
Диплом в номинации «Мои поделки»
Гришина Азалия
Данилова Таня

2014
3 Всероссийский конкурс творческих работ для детей дошкольного возраста «Мир, в котором я живу!»
Диплом в номинации «Мои поделки» (квиллинг)
Хасанов Ильфар

2015
Всероссийский детский творческий конкурс “Тылсымлы куллар” журналы битл‰ренн‰н”
Почетная грамота
Победитель
В номинации “Тылсымлы остаха퉻Шалаумова Яна

2015
Региональный конкурс- фестиваль «Их возможности ограничены, а способности безграничны!»
Диплом
В номинации «Доброе сердце!» -поделка

2016
Открытый муниципальный конкурс технического творчества «Калейдоскоп искусств».
Диплом за 1 местов номинации: начальное моделирование и конструирование (квиллинг)
Смирнов Радмир;
в номинации: оригинальный жанр Акинина Есения


15