Урок по химии по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме “ Неметаллы”»
Урок «Обобщение и систематизация знаний по теме “ Неметаллы”»
9 класс
Швайбович Светлана Петровна учитель химии
Государственное учреждение образования « Средняя школа № 32 г. Могилева»
29.11.2012
Урок «Обобщение и систематизация знаний по теме “ Неметаллы”»
Тип урока : урок закрепления и обощения знаний .Место урока в теме : урок , предваряющий контрольную работу .
Цели урока:
обучающие:
обобщить знания о свойствах неметаллов и их соединений, знание качественных реакций, закрепить умения составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно-восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс ;
повторить и закрепить умения проведения необходимых расчетов;
выявить проблемные вопросы и предложить пути их разрешения . развивающие:
продолжить развитие умений анализировать , сравнивать , обобщать ,делать выводы , видеть перехода от частного к общему и от общего к частному.
воспитательные:
воспитывать у учащихся такие личностные качества как собранность и внимательность ;
содействовать развитию у учащихся коммуникативных способностей через организацию работы в парах , а также умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Материальное обеспечение урока : рабочие листы с таблицами и заданиями для учащихся.
Ход урока
Я не могу управлять направлением ветра.
Но я всегда могу поставить паруса так ,
чтобы достичь своей цели.
О. Уальд I. Организационный момент .II. Целеполагание.
Учитель предлагает учащимся связать эпиграф урока с целями урока, исходя из содержания темы. Проходит совместное целеполагание.
III. Обобщение и закрепление знаний.
Учитель предлагает план работы ( находится на доске и в маршрутных листах учащихся).
Положение в периодической системе .Степени окисления .Простые вещества .Оксиды неметаллов .Кислоты .Соли .Распознавание ионов .Всё что знаем – применяем :при решении цепочки химических превращений ;при решении расчётных задач .Положение в периодической системе
Фронтальная работа с классом. Вопросы :Расскажите о положении атомов неметаллов в ПС . ( атомы неметаллов находятся справа от условной границы идущей от B к At в IV A – VIIIA группах )
Игра « Два , третий лишний»
Учитель записывает на доске электронные схемы атомов и просит найти лишнюю, объяснив свой выбор:
1)2е, 8е ; 2) 2е , 8е, 3е ; 3) 2е , 8е, 5е.
Степени окисления
Дополните схему «Степени окисления неметллов»
Степени окисления неметллов Другие неметаллы
F O
Отрицательные С.О. Положительные С.О.
(С какими атомами ,примеры)
Фронтальная работа класса по заполнению и обсуждению схемы( либо по желанию учащихся) .
Вопросы учителя к схеме :Почему атомы кислорода и фтора вынесены отдельно от других атомов неметаллов?
Как определить минимальную и максимальную степени окисления ?
Как изменяется электроотрицательность атомов неметаллов в периодической системе ?Простые вещества
Физические свойства
Работа с таблицей « Простые вещества неметаллы»
Сделайте вывод об отличии простых веществ неметаллов от простых веществ металлов ( парная работа).
Агрегатное состояние при комнатной температуре
H2, F2 , Cl2 , O2 , O3 ,N2
Газы Вещества
молекулярного
строения
He, Ne, Ar, Kr, Xe, RnBr 2
Жидкость P4 , P , S8 , I2
Твёрдые вещества C, B , Si
Вещества
немолекулярного строения
Вывод : в отличии от металлов для простых веществ неметаллов характерно три агрегатных состояния и явление аллотропии .
Химические свойства
Закончите уравнения реакций , укажите условия их протекания ,назовите продукты реакций( индивидуальная работа у доски + повариантная работав парах ).
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
H2 + Cl2
H2 + N2
H2 + S
H2 + CuOВариант 4
NO + O2
КBr + Cl2
SO2+ O2
C+ Fe2O3
O2 + S
O2 +P
O2 +C
O2 +NO
Последнюю реакцию
уравняйте методом электронного баланса
Li+ N2
K + O2
Fe+ O2
Al + S
Ca + P
Учитель совместно с учащимися проверяет правильность выполнения заданий у доски, идёт обсуждение и исправление ошибок .Оксиды неметаллов
Групповая работа+ индивидуальная у доски .Учитель просит учащихся выписать отдельно формулы оксидов неметаллов, которые записаны на доске( предыдущее задание ) . Выделите необычные оксиды обведя их в кружок. Объясните свой выбор( CO , SiO2).
С какими из перечисленных веществ : H2O , NaOH ( р-р), O2 , CaO , CaCO3 , K2SO4 , NaOH ( тв), HСl , будет взаимодействовать
Вариант 1) SO2
Вариант 2) CO2
Вариант 3) SiO2
Напишите уравнения соответствующих реакций.
.Физкультминутка
Кислоты
Групповая работа .1.Разделите формулы кислот на две группы и укажите признак их классификации.
НС1, Н3РO
Н2SO4 Н2СO3
НNО3 Н2SiO3
Учащиеся делят их на сильные и слабые кислоты и указывают на правильность составления ионных уравнений сих участием.
2.Разгадайте тайну «медной горы» (размещена на доске ,), записав её в виде химических уравнений.
SO2 NO2 HNO3(к)
Н2SO4(к)
Н2SO4(р)
Соли
Фронтальная работа класса
Какие типы солей вам известны ? ( Средние и кислые)
Укажите тип соли и назовите ее .NaI , KHSO4 , Na 2CO3 , Ca (HCO3)2 , KH2PO4 , Fe2( SO4)3.
Как осуществить переход
Средняя соль Кислая соль
Распознавание ионов
Работа с таблицей (работа в парах).
Учитель просит учащихся повторить качественные реакции на ионы по таблице и провести взаимоопрос.
Название иона Добавляемый реактив Признак реакции
Карбонат CO32- H+ CO2 Мутит известковую воду
Силикат SiO32- H+ Н2SiO3
Студенистый осадок
Аммоний NH4+ OH- NH3 Влажная лакмусовая бумажка синеет, появление запаха
Фосфат PO43- Ag+ Ag3 PO4 Желтый
Сульфат SO42- Ba2+ BaSO4 Белый, не растворим в кислотах( баритовое молоко)
Хлорид Cl- Ag+ AgCl Белый, творожистый
Всё что знаем – применяем
Выполните цепочки превращения экспресс-методом , отметьте качественные реакции записав их в молекулярном и ионном виде (фронтальная работа с классом) . Для двух из цепочек запишите уравнения превращений(работа у доски).
Если класс с невысокой работоспособностью, то три цепочки, которые по мнению учеников наиболее трудные , выполняются в классе , а две другие войдут в домашнее задание.
1) S SO2 SO3 H2SO4 Na2SO4 BaSO4
2) SiH4 SiO2 Na2SiO3 H2SiO3
3) NH3 N2 NH3 ( NH4 )2SO4 NH3 NH4Cl NH4NO3
4) углерод метан углекислый газ карбонат кальция гидрокарбонат кальция карбонат кальция хлорид кальция сульфат кальция
5) Фосфор оксид фосфора ( V ) фосфорная кислота фосфат кальция фосфорная кислота фосфат натрия
Задача ( индивидуальная работа у доски).
В 735 мл 20% раствора серной кислоты растворили избыток аммиака. Рассчитайте массу образовавшейся соли.
III. Подведение итогов урока и рефлексия.
Учитель выставляет отметки учащимся, комментируя их. Просит вернутся к плану урока, проанализировать его еще раз и выказать свое мнение о том, какие этапы не вызывают трудностей, а над какими им хотелось бы еще поработать.
IV. Домашнее задание .Параграфы 1-19 повторить , задание 4 стр.36 (задача)
Маршрутный лист
Положение в периодической системе .Степени окисления .Простые вещества .Оксиды неметаллов .Кислоты .Соли .Распознавание ионов .Всё что знаем – применяем :при решении цепочки химических превращений ;при решении расчётных задач .2.Дополните схему «Степени окисления неметллов»
Степени окисления неметллов F O Другие неметаллы
Отрицательные С.О. Положительные С.О
(С какими атомами ,примеры)
3.Простые вещества
Физические свойства 1)Проанализируйте таблицу « Простые вещества неметаллы»
Сделайте вывод об отличии простых веществ неметаллов от простых веществ металлов ( парная работа).
Агрегатное состояние при комнатной температуре
H2, F2 , Cl2 , O2 , O3 ,N2
Газы Вещества
молекулярного
строения
He, Ne, Ar, Kr, Xe, RnBr 2
Жидкость P4 , P , S8 , I2
Твёрдые вещества C, B , Si
Вещества
немолекулярного строения
2)Закончите уравнения реакций , укажите условия их протекания ,назовите продукты реакций( выполняется в парах+ индивидуальная работа у доски).
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
H2 + Cl2
H2 + N2
H2 + S
H2 + CuOПоследнюю реакцию уравняйте методом электронного баланса
O2 + N2
O2 + S
O2 +P
O2 +CO
Последнюю реакцию уравняйте методом электронного баланса
Li+ N2
Fe+ O2
Al + S
Ca + P
Последнюю реакцию уравняйте методом электронного баланса
Вариант 4
NO + O2
КBr + Cl2
SO2+ O2
C+ Fe2O3
Последнюю реакцию уравняйте методом электронного баланса
4. С какими из перечисленных веществ : H2O , NaOH ( р-р), O2 , CaO , CaCO3 , K2SO4 , NaOH ( тв), HСl , будет взаимодействовать :
Вариант 1) SO2 Вариант 2) CO2 Вариант 3) SiO2
Напишите уравнения соответствующих реакций
5. Разгадайте тайну «медной горы» (размещена на доске , приложение 2), записав её в виде химических уравнений ( работа в группах).
Н2SO4(к)
Н2SO4(р)
SO2 NO2 HNO3(к)
6.Укажите тип соли и назовите ее ( фронтальная работа класса)
1) NaI , KHSO4 , Na 2CO3 , Ca (HCO3)2 , KH2PO4 , Fe2( SO4)3.
2) Как осуществить переход
Средняя соль Кислая соль
Распознавание ионов
Проработайте в парах таблицу «Распознавание ионов» , проведите взаимоопрос.
Название иона Добавляемый реактив Признак реакции
Карбонат CO32- H+ CO2 Мутит известковую воду
Силикат SiO32- H+ Н2SiO3
Студенистый осадок
Аммоний NH4+ OH- NH3 Влажная лакмусовая бумажка синеет
Фосфат PO43- Ag+ Ag3 PO4 Желтый
Сульфат SO42- Ba2+ BaSO4 Белый, не растворим в кислотах( баритовое молоко)
Хлорид Cl- Ag+ AgCl Белый, творожистый
Всё что знаем – применяем ( работа в группах)
1) S SO2 SO3 H2SO4 Na2SO4 BaSO4
2) SiH4 SiO2 Na2SiO3 H2SiO3
3) N2 NH3 ( NH4 )2SO4 NH3 NH4Cl NH4NO3
4) углерод метан углекислый газ карбонат кальция гидрокарбонат кальция карбонат кальция хлорид кальция сульфат кальция
5) Фосфор оксид фосфора ( V ) фосфорная кислота фосфат кальция фосфорная кислота фосфат натрия
Задача
В 735 г 20% раствора серной кислоты растворили 3 л аммиака. Рассчитайте массу образовавшейся соли.