Методика подготовки учащихся 9-х классов к сдаче экзамена в форме ОГЭ

Методика подготовки учащихся 9-х классов к сдаче экзамена в форме ОГЭ

Добрый день!
В настоящее время проблема подготовки к ОГЭ очень актуальна.
В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные и на их основе строить собственную систему. Каждый учитель в зависимости от конкретных условий использует свои методики, способы и приёмы.

С 2006 года в регионах Российской Федерации проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, по физике проводилась в форме ГИА впервые в ряде регионов в 2008 году.
Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующих объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.
 Разный уровень подготовки имеют учащиеся одного класса, он может зависеть от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с физикой. Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, умение правильно распорядиться отведенным на экзамене временем, способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями. Все эти аспекты требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену.
Основная подготовка начинается в 9 классе, когда дети уже осознанно  выбирают экзамен по физике в новой форме.
Сначала Необходимо изучить нормативные документы, определяющие содержание и структуру обучения физики, основные требования , предъявляемые к знаниям , умениям и навыкам учащихся, а также познакомить обучающихся со структурой, содержанием и критериями оценки экзаменационной работы. Определить, наличие каких знаний и умений проверяют задания КИМ по физике, изучить спецификацию, кодификатор, демоверсию ОГЭ.

2. 1)      Разделить всю программу подготовки на 4 основные темы ( механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления) и прорабатывать их отдельно.
2)      В каждом разделе дети должны выучить основные законы физики. Раз в неделю проводить диктант по этим формулам.
3)      Понять физический смысл всех основных величин.
4)      после этого начинать решать простые задачи (в одно-два действия)
5)      К решению тестов по физике приступать только после того, как обучающиеся освоили и выучили формулы пяти разделов физики
6)      Параллельно с решением тестов решать качественные задачи по физике.
7)      Понять и усвоить алгоритм решения базовых задач по физике.
8)      Наконец, самый важный пункт – решать минимум по 10 задач в неделю из сборников по физике и минимум по 1 тренировочному тесту.
9. Выполнить тренировочные задания части 1 и 2 с помощью Открытого банка заданий на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Для решения тестов рекомендую учащимся приобрести печатные пособия по подготовке к ОГЭ.
Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами.



Выявить реальный уровень подготовки мне помогают тексты диагностических и тренировочных работ, разработанные Московским институтом открытого образования и проводимые через систему СТАТГРАД.
Во время консультации мы с учащимися подробно разбираем один вариант работы, другой вариант дается на дом для самостоятельного разбора. Во время следующего занятия выполняется коллективная проверка домашнего решения, выясняются пробелы, на которые обращается особое внимание. Также организую индивидуальные консультации с учащимися.

В экзаменационные материалы по физике включены три типа заданий с развернутым ответом
экспериментальное задание 24,
качественные задачи 23 и 25
расчетные задачи 26 и 27
экспериментальное задание -Формирование практических умений при подготовке учащихся к ОГЭ.
Каждый вариант экзаменационной работы ОГЭ по физике содержит  экспериментальное задание, которое  проверяет:
1) умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока;
2) умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;
3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.
Полное правильное выполнение задания такого типа должно включать следующие элементы: 1) схематичный рисунок экспериментальной установки; 2) правильно записанные результаты прямых измерений; 3) сформулированный правильный вывод.

Важно отметить, что в экспериментальном задании, в первую очередь, проверяется умение проводить измерения. Поэтому записанные результаты прямых измерений при отсутствии других элементов ответа оцениваются в 1 балл. Выполнение других элементов ответа (выполнение схематичного рисунка экспериментальной установки и запись формулы для расчета искомой величины) при отсутствии результата хотя бы одного прямого измерения оценивается в 0 баллов.

Использование ИКТ при подготовке к государственной (итоговой) аттестации по физике. ( сайты) ( слайд-11).
Я использую Интернет-ресурсы в учебном процессе.
Проводятся для учащихся, планирующих сдавать ОГЭ по физике диагностические работы, включив в них задания, проверяющие именно те элементы знаний и умения, которые из года в год оказываются не сформированными; по результатам этих работ установите, какие пробелы имеются у учащихся
После каждого повторяемого раздела необходимо проводить  тренировочно - диагностические работы.
Включаю ь в календарно-тематическое планирование в тему «Обобщающее повторение»   плохо усваиваемые темы и вопросы.
 
В  кабинете накоплен дидактического, наглядного, раздаточного материала, соответствующего КИМам ОГЭ.
Оформлен информационного стенда и папки для учащихся и их родителей с материалами по подготовке к ОГЭ..
Организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2.
Выступление на родительских собраниях в9 классе с целью информирования родителей о порядке проведения итоговой аттестации, о результатах тестирования учащихся класса, проведения разъяснительной работы по оказанию психологической помощи учащимся и созданию благоприятной домашней обстановки в период подготовки и проведения ЕГЭ и т. д. 
Заключение
Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию .Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, смысла преподаваемого предмета.
Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
«Дорогу осилит идущий». И в заключении я хочу поздравить Вас с наступающим новым годом!
Хороших учеников, чтобы все отлично сдали экзамены ОГЭ и ЕГЭ.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]