Программа театральной студии для дошкольников «Цветные горошинки»
«УТВЕРЖДЕНО»
Заведующий МБДОУ
Детский сад №5 «Белочка»
г.Киселевск
___ ______Горшкова Е. И.
«___»_______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Театральной студии
«Цветные горошинки»
Музыкальный руководитель:
Могирева Лариса Юрьевна
Киселевск
2013 Театрализованная деятельность
(средняя, старшая, подготовительная группы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 47 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступленийдетей старших групп перед младшими и пр.).
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Москвы.
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 мин средняя группа, 25 мин старшая группа, 30 мин подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год 31.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный в сентябре, итоговый в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблицах. Перечислим их.
Блок 1 основы кукловождения.
Блок 2 основы кукольного театра.
Блок 3 основы актерского мастерства.
Блок 4 основные принципы драматизации.
Блок 5 самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 театральная азбука.
Блок 7 проведение праздников.
Блок 8 проведение досугов и развлечений.
Следует отметить, что блоки:
1, 5, 8 реализуются на одном-двух занятиях в месяц;
блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц;
блоки 3, 4 на каждом занятии;
блок 6 на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте);
блок 1 реализуется 1 раз в квартал.
Программа средней группы
(сентябрь май)
Блоки
Базовый компонент
Компонент ДОУ
1. Основы кукловожде-ния
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра.
Сентябрь.
Задачи: формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши»
Октябрь.
Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно-плоскостного театра.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше», «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы»
Ноябрь.
Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Встреча зайца и лисы», «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка».
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра, театра верховых кукол
Декабрь. Задачи: обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).
Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей»
Январь февраль.
Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»
Март май.
Задачи: обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме.
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой»,
«Пляска зверей»
2. Основы кукольного театра
Сентябрь ноябрь.
Задачи: формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступкам действующих лиц.
Сказки: «Заюшкина избушка», русская народная сказка. «Смоляной бычок», русская народная сказка
Декабрь.
Задачи: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.
Сказки: «Маша и медведь», русская народная сказка
Январь - февраль.
Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения верховых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»
Март май.
Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях. Сказки: «Как собака себе друга искала», мордовская народная сказка.
3. Основы актерского мастерства
Сентябрь ноябрь.
Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое. Познакомить с пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции человека веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей.
Этюды: М. Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»; на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок»; М. Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию.
Декабрь февраль.
Задачи: активизировать детей, развивать их память, внимание. Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок» М. Чистяковой.
Март май.
Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. Этюды: «Это я!», «Это мое!», «Отдай!», «Сосульки», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает» М. Чистяковой
4. Основные принципы драматизации
Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест)
Сентябрь ноябрь.
Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; формировать положительное отношение к играм- драматизациям; поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному желанию. Сказки: «Теремок», «Колобок», русские народные сказки. Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению В. Фетисова)
Декабрь февраль.
Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности.
Сказки: «Рукавичка», украинская народная сказка. Сценки: «Медведь» (по стихотворению Г. Виеру «На праздник»)
Март май.
Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям. Сказки: «Волк и семеро козлят», русская народная сказка; «Аленушка и лиса», русская народная сказка; «Красная Шапочка», французская сказка. Сценки: «Кот» (по стихотворению Г. Виеру)
5. Самостоятельная театральная деятельность
Сентябрь ноябрь.
Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения
Декабрь февраль.
Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых кукол
Март май.
Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях.
6. Театральная азбука
Сентябрь ноябрь.
Задачи: формировать представления детей о театре (артисты волшебники театра, куклы маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций.
7.Проведение праздников
Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике: читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам, поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Сентябрь ноябрь.
Задачи: развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам.
Мероприятия: «В гости к Осени»
Декабрь февраль. Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками
детского сада, малышами. Мероприятия: «Волшебник Дед Мороз».
Март май. Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к
выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада,
малышами.
Мероприятия: «В гости к коту Леопольду» (праздник, посвященный 8 Марта)
8. Проведение
досугов и развлечений
Развивать у детей интерес к различным формам представлений, подготовленных старшими детьми и взрослыми, и желание участвовать в них.
Сентябрь.
Кукольный спектакль «Вот это музыка!» (исполняют педагоги детского сада).
Октябрь.
Инсценировки: «Спор овощей», «Осенний листочек» (исполняют дети подготовительных к школе групп).
Ноябрь.
«Веселая ярмарка» театрализованное представление (дети подг. группы).
Декабрь февраль. Задачи: развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку.
1 . «Щелкунчик» музыкальная сказка в исполнении детей
подготовительных к школе групп.
2. «Твой носовой платок» кукольный спектакль в исполнении
сотрудников.
3. «Кот, петух и лиса», кукольные спектакли в исполнении детей старших групп
Март май. Задачи: обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания; поддерживать интерес к происходящему на сцене.
1 . «Шалунишки-котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной к школе группы).
2. «Красная Шапочка» сказка в исполнении детей старших групп детского сада.
3. «День смеха» театрализованное представление к 1 апреля.
4. «Как на Пасху куличи» ярмарка.
5. «1 июня праздник лета» театрализованное представление
Программа старшей группы
(сентябрь май)
Блоки
Основной компонент
Компонент ДОУ
1. Основы кукловождения
Сентябрь ноябрь.
Задачи: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Радостная встреча деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки»
Декабрь январь.
Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок»
Февраль.
Задачи: обучение детей приемам кукловождения театра бибабо. Игра: «Театр двух актеров»
Март апрель.
Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра бибабо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра.
«Русский хоровод» танцевальная композиция
Май. Задачи: познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой».
Этюды: «К нам в гости страус пришел», «Танец Аленушки».
2. Основы кукольного
театра
Продолжать развивать умения использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям.
Сентябрь ноябрь.
Задачи: прививать устойчивый интерес к ку-
кольному театру; поощрять активное участие детей в кукольном
спектакле.
Сказки: «Кукушка», ненецкая сказка
Декабрь февраль. Задачи: учить детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции;
формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров; развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой».
Сказки: «Кот, петух и лиса», русская народная сказка (пальчиковый театр); «Жихарка», русская народная сказка (театр бибабо) «Гуси-лебеди», русская народная сказка.
«Хозяйка» П. Синявский (бибабо, кукла Аленушка из театра кукол с «живой рукой»)
3. Основы актерского
мастерства
Сентябрь ноябрь.
Задачи: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.
Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый
дедушка», «Провинившийся» (М. Чистяковой).
Игры с пиктограммами: «Подбери фразу», «Придумай и скажи фразу
с интонацией карточки-пиктограммы»
Декабрь февраль.
Зада
·чи: развивать память и фантазию детей.
Этюды М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию
Март май.
Задачи: развивать выразительность жеста.
Этюды М. Чехова: «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хо-
чется», «Карлсон», «Золушка»
4. Основные принципы
драматизации
Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Совершенствовать исполнительские умения.
Сентябрь ноябрь.
Задачи: продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм- драматизациям.
Сказки: «Три поросенка», сказка в переводе С. Я. Маршака.
Инсценировка: «Кто сказал "мяу"?» (по В. Сутееву).
Сценки: «Еж», «Спор туч» (по стихотворению Л. Корчагина)
Декабрь февраль.
Задачи: продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке.
Сказки: «Лисичка-сестричка и серый волк», русская народная сказка. «Путаница», К.И. Чуковский
Март май.
Задачи: развивать инициативу и самостоятельность
детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке.
Сказки: «Красная Шапочка», Ш. Перро.
Инсценировка: «Кто колечко найдет?» по стихотворению С А. Маршака
5. Самостоятельная
театральная деятель-
ность
Сентябрь ноябрь.
Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм
с верховыми куклами на ширме.
Декабрь февраль.
Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра бибабо.
Март май.
Задачи: развивать желание импровизировать с куклами бибабо, марионетками, куклами с «живой рукой».
6. Театральная азбука
Сентябрь май.
Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром, его историей, устройством; рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре.
7. Проведение
праздников
Приучать детей к
активному участию в подготовке и проведении праздников, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам.
Сентябрь май.
Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству. Мероприятия: «Лесная ярмарка» (праздник осени); «Новогодняя елка»; «Красная Шапочка» утренник, посвященный 8 Марта
8. Проведение досугов
и развлечений
Организовывать просмотр спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Учить внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей, малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей. Приучать активно участвовать в различных развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях.
Сентябрь ноябрь.
1 . «1 сентября День Знаний» с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада.
2. «Кот и лиса», кукольный спектакль в исполнении педагогов.
3. «Веселая ярмарка» театрализованное представление (педагоги). 4. «Кеша и Иришка приглашают в гости» театрализованное представление.
5. «Дом, который построил Джек» -кукольный спектакль в исполнении
детей подготовительных к школе групп.
Декабрь февраль.
Задачи: учить детей правильно оценивать по-
ступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства.
1 . «Щелкунчик» сказка в исполнении детей подготовительных к школе групп.
2. «Твой носовой платок» кукольный спектакль в исполнении
педагогов.
3. «Мороз Иванович» кукольный спектакль в исполнении детей подготовительных к школе групп
Март май.
Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях.
1 . «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» инсценировка в исполнении детей подготовительных к школе групп.
2. «День театра» театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта).
3. «День смеха» театрализованное представление к 1 апреля.
4. «Чистота для здоровья нам нужна» театрализованное представление ко Дню здоровья (7 апреля).
5. «1 июня праздник лета» театрализованное представление
Программа подготовительной группы
(сентябрь май)
Блоки
Основной компонент
Компонент ДОУ
1. Основы
кукловождения
Сентябрь ноябрь.
Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол-вертушек.
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши»
Декабрь январь.
Задачи: познакомить детей с различными прие-
мами вождения тростевых кукол.
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай умывается», «Неожиданная встреча»
Февраль.
Задачи: познакомить детей с напольным видом театра конусным, приемами вождения этих кукол.
Игра «Театр двух актеров».
Этюды: «Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый перепляс»
Март май.
Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров.
Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп
2. Основы кукольного театра
Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров
Сентябрь ноябрь.
Задачи: формировать интерес к театру кукол-вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле.
Инсценировка: «Дом, который построил Джек» по английской песенке в переводе С.Я. Маршака
Декабрь февраль.
Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать
творческую самостоятельность в передаче образа.
Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский
Март май.
Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному
театру, желание управлять куклами различных систем.
Инсценировка: «Карнавал кукол»
3. Основы актерского мастерства
Сентябрь ноябрь.
Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун».
Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи»
Декабрь февраль.
Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию.
Этюды М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу
Март.
Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адек-
ватно реагировать на эмоции окружающих людей.
Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций «Лю-
бопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок»,
«Гневная Гиена».
Игры с карточками-пиктограммами
Апрель май.
Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера.
Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и
мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко».
Игры с карточками-пиктограммами
4. Основные принципы
драматизации
Сентябрь ноябрь.
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств
для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.
Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк.
Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова «Волнушки»;
В. И. Мирясова «Осенний листок»; Ю. Тувима «Спор овощей»
Декабрь февраль.
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в
создании образов различных персонажей.
Сказки: «Щелкунчик», музыкальная сказка
Март май.
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы»
Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостояельность в передаче образа.
Сентябрь ноябрь.
Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол-вертушек
Декабрь февраль.
Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и
напольных кукол
Март май.
Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров
6. Театральная
азбука
Сентябрь февраль.
Задачи: углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия;
уточнять сведения об основных средствах выразительности;
закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский, театр зверей);
расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев);
закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля;
определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый)
Март май.
Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности
7. Проведение
праздников
Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Развивать желание принимать активное участие в утренниках
Сентябрь февраль.
Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности.
Мероприятия: фольклёрный праздник «Кузьминки».
Март май.
Задачи: поощрять проявление творческой активности
детей, желание доставить радость зрителям.
Мероприятия: «Щелкунчик» (новогодняя сказка); весенний утренник,
посвященный 8 Марта;
«Выпускной бал у Золушки» выпуск детей в школу
8. Проведение досугов
и развлечений
Организовывать для детей представления кукольного театра, слушание сказок.
Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях
Сентябрь ноябрь.
Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.
1 . «1 сентября День Знаний» театрализованное представление с кукольным спектаклем «Вот это музыка!» в исполнении педагогов детского сада.
2. «Кот и лиса» кукольный спектакль в исполнении педагогов.
3. «Веселая ярмарка» театрализованное представление (педагоги).
4. «Кеша и Иришка приглашают в гости» театрализованное представление.
5. «Кукушка» кукольный спектакль в исполнении детей старших групп
Декабрь февраль.
Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.
1 . «Твой носовой платок» кукольный спектакль в исполнении педагогов.
2. «Кот, петух и лиса» кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы
3. «Жихарка» кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы
Март май.
Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях.
1 . «День театра» театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта).
2. «День смеха театрализованное представление к 1 апреля.
3. «Чистота для здоровья нам нужна» ко Дню здоровья (7 апреля).
4. «Как на Пасху куличи» ярмарка.
5. «Как на Пасху куличи» кукольный спектакль в исполнении педагогов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВОСПИТАННИКОВ
Требования к умениям и знаниям, приобретенным в результате изучения раздела «Театрализованная деятельность», приведены в таблице
Группа
Базовый компонент
Компонент ДОУ
Средняя
Должен уметь:
заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов
Должен знать:
некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольноплоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.
Должен иметь представление:
о театре, театральной культуре;
роли артистов, кукол;
имеющихся правилах поведения в театре;
азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций)
Старшая
Должен уметь:
разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Должен знать:
некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо.
Должен иметь представление:
о театре, театральной культуре;
истории театра;
устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Подготови-
тельная
Должен уметь:
самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли);
разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров
Должен знать:
некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол, напольном конусном.
Должен иметь представление:
о театре, театральной культуре; театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Чистякова М.И. Психогимнастика
Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр творчество дети. М., 1995.