План-конспект, психологическая игра Путешествие в будущее или дороги, которые мы выбираем!
МБУДО «Лянторский центр дополнительного образования»
Девятых Светлана Филипповна
Педагог-психолог
Психологическая игра «Путешествие в будущее или дороги, которые мы выбираем!»
Игра может длиться от 50 минут до 1,5 ч., в зависимости от количества участников.
За основу взята психологическая игра «Вокзал мечты» из книги «Я и другие». Авторы- Кардашина О., кандидат психологических наук, Родионов В. кандидат педагогических наук, Ступницкая М.
Методическое и техническое оснащение: интерактивная доска, компьютер, презентация, ватманы, бумага, фломастеры. Фонограммы -«голос Хроноса», «Школьный вальс», песенка «Студента»,
звуки вокзала (шум колес поезда, гудки). Плакат «Почему я выбрал этот вуз?», карточки с вариантами студенческой жизни, «Атласа студенческой жизни», бланки «Анкета обратной связи».
План – конспект занятия для обучающихся 10-11 классов
Слайд 1. Психологическая игра
«Путешествие в будущее или дороги, которые мы выбираем!»
Здравствуйте ребята и гости нашей игры!
Орг. момент.
Психологическая разминка
1. Упражнение «Бегущие огоньки»,
Цель - небанальное, креативное знакомство, в качестве психологической «разминки» в начале встречи подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку.
Инструкция: (Предложить детям встать в круг, взяться за руки)
- Ребята, представьте, что мы - единая гирлянда, в которой есть бегущие огоньки, нужно зажечь свой огонек. Для этого необходимо сказать свое имя по кругу.
Педагог-психолог представляется, затем обучающиеся называют свои имена.
Подростки расселись по своим местам. Настрой на игру. Кратко о правилах работы в группе.
Слайд 2. Правила ведения дискуссии
1. Мы слушаем и слышим друг друга.
2. Каждый имеет возможность высказаться.
3. Учитываются все мнения и предложения.
4. Поддерживается атмосфера дружелюбия и уважения.
5. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.
Вы согласны с этими правилами? Хотите что-либо изменить? Добавить?
Тема нашей встречи «Путешествие в будущее или дороги, которые мы выбираем!»
Слайд 3. Цель: Формирование позитивного образа будущего.
Задача: ознакомить с основами рационального выбора будущей профессии.
Ход игры
Вводная часть.
Психолог - Ребята, время всегда есть, но его нельзя потрогать, увидеть, вернуть...
Мы существуем в пространстве и во времени, причем в пространстве можно пройти вперед и вернуться назад, а во времени можно двигаться только вперед: прожитую минуту не вернешь.
Сегодня мы попробуем заглянуть в будущее и вернуться обратно. От вас ребята требуется лишь одно- это включиться в игру. Представьте себе, что наступил июнь 2016 г.
Позади выпускные экзамены. У вас выпускной.
(Звучит музыка - Школьный вальс).
Слайд 4.. Выпуск 2016. дата, когда состоится выпускной вечер данного класса.
(Под звуки школьного вальса) - Слово для напутствия предоставляется кл. руководителю (Ф.И.О.).
От родительского комитета слово предоставляется Николаевой Алле Дмитриевне.
Слайд 5. «Выхода нет!».
Включается фонограмма «голос Хроноса».
Основная часть
Звучит фонограмма «голос Хроноса» на фоне звуков метронома:
Слайд 6. Алла Дмитриевна –
«Время как река, которая течет только в одном направлении из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не возвращается и не стоит на месте.
Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его по-другому».
Фонограмма звуков вокзала: шум колес поезда, гудки.
Психолог говорит – Ребята «назад дороги нет, идти можно только вперед.
Перед вами миллион дорог. Вы как будто на вокзале, от того, куда вы поедите, какой путь
выберете, зависит вся ваша будущая жизнь».
Ответьте на вопрос: «Какие чувства вы испытываете, оказавшись на этом вокзале?» (ответы подростков).
- Представьте, что позади вступительные экзамены и теперь вы студенты.
Слайд 7. - Ребята скажите Почему вы выбрали именно этот вуз?
На вывешенном плакате «Почему я выбрал этот вуз?» Галочками отмечаются варианты, предлагаемые участниками.
Возможные варианты ответов: семейная традиция, мнение родителей, популярность профессии, вуз близко к дому, мне интересна эта профессия, за компанию с друзьями, хочу получить высшее образование, а там видно будет, моя будущая работа хорошо оплачивается, эта профессия очень нужна людям, есть военная кафедра и меня не заберут в армию и др..
Слайд 8. Жизненный маршрут .
На следующем этапе «студентам» психолог предлагает выбрать один из вариантов студенческой жизни, рекламируя каждый из них.
-Ребята, я предлагаю вашему вниманию три варианта студенческой жизни.
Первый вариант предполагает необходимость получения максимума знаний;
второй веселый и интересный способ проживания студенческих лет (самое время погулять, «оттянуться», приобрести больше друзей);
третий устройство личной жизни (студенческие годы это время романтических знакомств, сейчас никто не осудит вас за легкомыслие и т.д.).
На основе выбора, сделанного участниками, формируются три группы.
Слайд 9. На следующем этапе «студентам» предлагается из «Атласа студенческой жизни»
выбрать дела (карточки), соответствующие избранному варианту студенческого образа жизни.
Карточки для первой группы: посещение лекций и библиотек, участие в научных конференциях и семинарах, поездки с целью изучения зарубежного опыта по профессии, участие в научном студенческом обществе, первые публикации, полезные деловые знакомства.
Карточки для второй группы: вечеринки, капустники, приколы, дискотеки, концерты современной музыки, поездки с друзьями на отдых, занятия спортом, туризмом.
Карточки для третьей группы: свидания, романы, романтические поездки, флирт, любовь, свадьба, поклонники, поклонницы. (раздать карточки)
Следующий этап. (Звучит музыка студенческая )
Ребята вот вы уже Студенты. Ваша задача составить план на неделю (на листке еженедельника), исходя из выбранных карточек «Атласа». Каждая группа (до 10-15 мин.)
Слайд 10. После очередной установки «Прошло еще пять лет»).
- «Студенты» расскажите о том, с каким «багажом» вы выходите из стен института,
например:
- имея приглашения на работу в престижные организации (первая группа);
- имея много друзей, веселые воспоминания (вторая группа);
- имея сложившуюся семейную жизнь (третья группа).
После психолог говорит о достоинствах каждого выбора («багажа»), сделанного «студентами», но при этом отмечает и недостатки, например:
Первая группа. «Вас называют слишком правильным, у вас исчезли эмоции, на вашей новой престижной работе вас не торопятся принять в свой круг коллеги. Не боитесь ли вы, что в конце жизненного пути вы будете отчаянно жалеть о скучно прожитой жизни?»;
Вторая группа. «С годами вы чувствуете, что друзья начинают отделяться от вас, у них свои интересы. Ваши сверстники ушли вперед, а вы остались на месте, но и новое поколение с усмешкой смотрит на молодящегося старичка. Кроме того, от неимоверного количества выпитого вами пива у вас вырос живот, вокруг глаз набрякли «мешки», а сотни веселых вечеринок слились в памяти в какой-то единый общий бесцельный балаган»;
Третья группа. «Ваша милая жена или замечательный муж оказались редкими занудами, а вокруг столько новых потрясающих женщин (или мужчин). Да к чему вам эта семья, хочется еще погулять, ведь вокруг столько интересного».
-Ребята, я предлагаю тем, кто недоволен достигнутыми результатами, вернуться на вокзал, с которого мы отправились с вами в путешествие в будущее на пять лет назад и поменять свой «жизненный маршрут».
Внимание! Помните, что в реальной жизни невозможно вернуться назад и что-либо
изменить в прошлом.
После этого «студенты» выбирают свои жизненные цели с учетом сделанных изменений.
Слайд 11. На доске плакаты (разложить) «Я хочу: стать знаменитым; реализовать все свои способности; преуспеть в своей карьере; бескорыстно работать на благо человечества; получать яркие впечатления и испытать сильные эмоции; иметь много денег; устроить счастливую семейную жизнь; сделать блестящую политическую карьеру».
Учащиеся делятся на группы в соответствии со своим выбором.
Психолог - ребята посмотрите на тех, кто оказался с вами рядом, подумайте о том, что жизнь
часто сводит вместе людей, которые по-разному начинали свой жизненный путь.
Заключительная часть.
Психолог :
- Ребята только в игре можно вернуться назад во времени, в реальной жизни это невозможно.
Участники с позиций «взрослых» людей, уже закончивших институт, должны дать напутствие себе, нынешним школьникам.
Слайд 12. Итог игры. Рефлексия
Обучающиеся отвечают на вопросы:
Что было трудно в игре? Что было легко? Что понравилось? Что не понравилось? и т.д.
Заполнение карточки обратной связи (отзыв).
Видео притча.
Ребята пришло время расставаться. Всем большое спасибо за участие.
Слайд 13. Желаю вам сделать правильный жизненный и профессиональный выбор!
(По ходу выполнения этого задания необходимо внимательно следить за тем, чтобы выборы вариантов из «Атласа» соответствовали предыдущему выбранному способу жизни в студенческие годы, и подчеркнуть, что нельзя вернуться назад и изменить свой прежний выбор.)
Слайд 14.Использованные источники.
15