Рабочая програма для кружка робототехники 3-4 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей технологии от 28 августа 2015 г
Протокол №1 Утверждено приказомот _________ № _____
Руководитель ОУ _______(Чижевская Р.Д.)
Зам. руководителя ОУ _____ (ОрешенковаН.В.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
РОБОТОТЕХНИКА
Начальная школа
Составитель:
учитель технологии
1 категория
Цепилова Е.А
2015 год
городской округ Первоуральск1. Пояснительная записка"Основы робототехники. WeDo" представляет уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов. Программа рассчитана на детей 6-10 лет.Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Обоснование курса
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Целью использования «Робототехники» в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Цели работы курса:
Организация занятости школьников во внеурочное время.
Всестороннее развитие личности учащегося:
Развитие навыков конструирования
Развитие логического мышления
Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.
Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах
Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.
Основными задачами занятий являются:
• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
• развивать творческие способности и логическое мышление детей;
• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
• развивать умения творчески подходить к решению задачи;
• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.
Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.
Категория слушателей, для которых предназначена программа
Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 2-4- классов, которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями. Занятия проводятся в группах (5-10человек)1 раза в неделю по 40 минут.
Виды и направления внеурочной деятельности
Основным направлением курса «Робототехники» во внеурочной деятельности является проектная и трудовая деятельность младших школьников.
2. Условия реализации программыОсновные формы и приемы работы с учащимися:
Беседа
Ролевая игра
Познавательная игра
Задание по образцу ( с использованием инструкции)
Творческое моделирование ( создание модели-рисунка)
Викторина
Проект
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями
Конструктор Лего, ЛегоVedo
Компьютер, проектор, экран
4. Планируемые результаты освоения программыЗнания и умения, полученные учащимися в ходе реализации программы:
Знание основных принципов механики;
Умение классифицировать материал для создания модели;
Умения работать по предложенным инструкциям;
Умения творчески подходить к решению задачи;
Умения довести решение задачи до работающей модели;
Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Диагностику продвижения обучающихся отслеживаем на основе диагностической карты.
Классификация результатов внеурочной деятельности
Содержание Способ достижения Возможные формы деятельности
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Беседа, ролевая игра, самопрезентация, работа в паре ( группе)
Второй уровень результатов
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. защищенной, дружественной просоциальной среде, где они подтверждают практически приобретенные социальные знания, начинают их ценить (или отвергать).
Ролевая игра (с деловым акцентом)
4. Календарно-тематическое планирование№ п/п дата Тема занятия Виды деятельности
план факт личностные познавательные регулятивные коммуникативные
1-2 Знакомство с ЛЕГО пространственно-графическое моделирование
(рисование) соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;
сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;
3-4 Знакомство с ЛЕГО продолжается
(Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра) Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности. пространственно-графическое моделирование
(моделирование) соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;
сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;
5-6 Путешествие по ЛЕГО-стране. Изучение механизмов.
Индивидуальные наклонности, пространственно-графическое моделирование
(рисование) соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;
сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;
7-8 Исследователи механизмов.
Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.
пространственно-графическое моделирование
(моделирование) соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;
сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; Умение работать в коллективе, группе
9-10 Конструирование и программирование заданных моделей соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;
сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; Обмен информацией в процессе общения
11-12 Конструирование и программирование заданных моделей Установление отношений между данными и вопросом Решение поставленной задачи через общение в группе
13-14 Волшебные модели.
15-16 Модели: автомобили. соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;
сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;
17-18 Автомобили. 19-20 Проект «Рыцарский турнир» Составление плана решения 21-22 Проект «Рыцарский турнир» Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности. Осуществление плана решения 23-24 Проект «Школьный двор»
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. 25-26 Проект « дворец для принцессы» 27-28 Проект « Детская площадка» 29-30 Проект « Детская площадка» 31-32 Специальный транспорт
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов 33-34 Водный транспорт 35-36 Проект «Водный транспорт» 37-38 Проект «Район, в котором я живу!»Симметричность LEGO моделей Установление отношений между данными и вопросом 39-40 Устойчивость LEGO моделей.
Военный транспорт. Установление отношений между данными и вопросом 41-42 Военный транспорт. 43-44 Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов 45-46 Голодный аллигатор 47-48 Проект « Вратарь Ликующие болельщики» 49-50 Непотопляемый парусник 51-52 Главная площадь в Моделирование достопримечательностей 53-54 Обезьянка – барабанщица Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов 55-56 Обезьянка – барабанщица Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов Решение поставленной задачи через общение в группе
57-58 Любимый сказочный герой. Моделирование из LEGO VEDO
взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;
59-60 Моделирование сюжета из LEGO VEDO/ Порхающая птица Решение поставленной задачи через общение в группе
61-62 . Моделирование сюжета из LEGO VEDO 63-64 Моделирование сюжета из LEGO VEDO взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;
65-66 Проект «LEGO и сказки»