Программа по саморазвитию на тему:«Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей»
Программа саморазвития.
Тема по самообразованию:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей».
Цель:
Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества;
Задачи самообразования по теме:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Этапы изучения темы:
Программа рассчитана на реализацию в течение 2012-2015 г. и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.
Список изучаемой литературы:
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
3. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
5. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004.
6. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
7. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
8. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
9. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.
10. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009.
Формы работы по самообразованию
2012-2013 учебный год
№ Тема Задачи Содержание Уровень
1. Анкетирование родителей на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей» Выявление интересов, запросов и потребностей родителей. Итоговая справка. ДОУ
2. Вовлечение родителей в организацию работы с дошкольниками. Установление контакта с родителями с целью реализации поставленных задач по данной теме. Выступление на родительском собрании. ДОУ
3. Подбор методической литературы и пособий. Изучение методики. Собрана литература по приобщению детей к русской народной культуре. ДОУ
4. Составление плана работы по театрализации. Изучение условий организации театральной зоны для детей в группе. План утверждён старшим воспитателем. ДОУ
5. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Повышение уровня родительской компетентности в данном вопросе. Выступление на родительском собрании. ДОУ
6. Подготовка дидактического материала. Оснащение уголка речевой деятельности. Оформлен уголок. ДОУ
7. Проведение НОД согласно перспективному плану Использование малой формы фольклора при проведении НОД Разработка конспектов НОД ДОУ
8. Мониторинг познавательного развития детей. Выявление уровня развития детей в данной области. Заполнение карт мониторинга. ДОУ
2013-2014 учебный год
№ Тема Задачи Содержание Уровень
1. Изучение методики Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры». Изучение мотивации детского народного творчества. Организация и проведение тематических НОД с детьми. ДОУ
2. Консультация для родителей «Театр дома». Использование различных видов театров в совместной деятельности родителей. Оформление театрального уголка. ДОУ
3. Консультация для воспитателей «Сказкотерапия» в ОО Развития речи». Обогащение педагогических знаний педагогов по данному вопросу с целью внедрения в образовательный процесс. Выступление на семинаре-практикуме. ДОУ
4. Разработка плана кружка «Задоринки» и проведение кружковой работы согласно плану. Развитие артистических способностей детей. Регулярное проведение кружковой деятельности. ДОУ
5. Оформление проекта «Приобщение детей к русской культуре». Реализация поставленных целей и задач. Совместное изготовление шумовых инструментов из бросового материала. ДОУ
6. Отчёт по реализации проекта «Приобщение детей к русской культуре».
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Презентация проекта. ДОУ
7. Изучение методов активного обучения.
Применение МАО в образовательной деятельности. Открытый показ «Сказочной викторины» с элементами МАО. ДОУ
8. Мониторинг детского развития. Выявление уровня развития детей в исследовательской деятельности. Заполнение карт мониторинга. ДОУ
2014-2015 учебный год
№ Тема Задачи Содержание Уровень
1. Изготовление дидактического оборудования и рекомендация его другим педагогам ДОУ Обмен опытом по ознакомлению с окружающим. Педсовет ДОУ
2. Самореализация Повышение педагогической компетентности в данном вопросе. Открытый показ НОД ДОУ
3. Образовательная деятельность с детьми согласно плану Использование методики и пособий по народному творчеству. ООД ДОУ
4. Оформление проекта «Потешки- помощники». Реализация поставленных целей и задач. Презентация проекта. ДОУ
5. Консультация для педагогов «Форма работы с родителями». Педагогическое просвещение воспитателей. Педсовет. ДОУ
5. Консультация для родителей «Малые формы фольклора». Повышение уровня педагогической компетентности родителей по национальной культуре. Выступление на родительском собрании. ДОУ
6. Вовлечение родителей в организацию работы с дошкольниками. Установление контакта с родителями с целью реализации поставленных задач по данной теме. Выступление на родительском собрании. ДОУ.
7. Интернет - обмен передового опыта. Обмен опытом на сайтах по внедрению современных развивающих технологий. Консультация для воспитателей по обмену опытом «Формы работы с родителями». Муниципальный
8. Мониторинг познавательного развития детей. Выявление уровня развития детей по устному народному творчеству. Заполнение карт мониторинга. ДОУ
Творческое сотрудничество по теме:
Посещение РМО «Проектная деятельность с детьми раннего возраста от 2-3 года» в ДОУ №18 «Полянка».
Реализация.
Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотек, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовке сообщений и методических материалов.
На данном этапе разрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.
Ожидаемый результат:
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.