Тема самообразования «Коррекция речи у детей с интеллектуальной недостаточностью средствами устного народного творчества»
Тема самообразования «Коррекция речи у детей с ОВЗ средствами устного народного творчества» учителя 1-го кл. VIII вида Кузнецовой Л.В.Цель: Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов развития речи детей с тяжёлой формой умственной отсталости.
Задачи:
1.Расширять и углублять свои знания по данной тематике. 2. Создавать развивающую среду на уроке и во внеурочное время. 3.Формировать у учащихся чувства привязанности к своему дому, школе, своим близким, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре, природе; используя музыку, произведения народного фольклора: стишки, потешки, прибаутки, песенки, сказки. 4. Приобщать к этой работе родителей.
Обоснование проблемы
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям с ограниченными возможностями. Для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы [4, стр. 5].
Внимание у таких детей всегда не устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание.
Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребёнок затрудняется делать элементарное обобщение, очень узко воспринимает то, о чём ему рассказывают.
Нарушение мышления у ребёнка непосредственно сказывается на владении речью. В младшем возрасте умственно отсталые дети с большим трудом понимают чужую речь, в лучшем случае улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Собственная речь у детей с отклонениями либо отсутствует, либо формируется с большим запозданием: многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают определённый смысл [4, стр. 6]. Обращается внимание на скудность, дефектность речи умственно отсталых детей. Они пользуются отдельными многозначными искажёнными аналогами слов, часто звукоподражательными плана: собака, коза, корова и баран – «ава»; машина, корабль, велосипед – «ту-ту», «би-би»; есть, пить, откусывать – «ам»; упасть, сесть, лечь – «па»[1, стр. 6,7]. Вместо слов произносят отдельные звукоподражательные комплексы («му-му», «ав», «ту-ту») Фразовая речь представлена однословными и двухсловными предложениями. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Их высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в запасе небольшое количество слов часто повторяют их.
Фольклор как способ решения проблемы
В ходе работы рассматриваем устное народное творчество – фольклор, как один из способов коррекции связанной речи детей с тяжелыми нарушениями в развитии. Фольклор – народное творчество, произведения создаваемые народом и бытующие в нём. Он является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. Поэтому одним из направлений для приобщения детей с умственной отсталостью к человеческой культуре мы выбираем знакомство с малым фольклорным жанром.
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки.[3, стр. 3]. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. В результате коррекционной работы развивается эмоциональная сфера ребенка [1, стр. 9]. Все элементы народной педагогики взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании; загадки развивают мышление, песни, пляски подходят для эстетического воспитания, а игры, забавы - для физического воспитания.
Слушание сказок, потешек, загадок приносит детям радость и эстетическое наслаждение. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и не повторим по своим возможностям. Сказки для детей просты. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки: в сказку можно поиграть («Репка», «Маша и медведь»). В результате у ребёнка формируется представление о том, что хорошо, что плохо. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения. Это позволяет воспитаннику обогатить пассивный и активный словарь, способствует развитию мыслительной деятельности.
Проблема развития речи умственно отсталых детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, воспитанники учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику [2, стр. 6].
Работа по выработке дикции
Актуальной задачей речевого развития детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью является и выработка дикции. Известно, что у них еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым присуще: излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствовать их дикцию.
Незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад» [3, стр. 10].
Таким образом, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, ребенок готовится к дальнейшему восприятию поэтической речи и формированию интонационной выразительности речи.
Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления [3, стр. 3]. Участвуя в театрализованных играх («Теремок»), дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Как подсказывает опыт, театрализованная деятельность не только оптимизирует коррекционно-развивающий процесс, но и знакомит с жанрами речи, прививает любовь к слову родного языка, воспитывает культуру речевого общения, формирует соответствующие умение и навыки.
Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора, полезно применять их в любой ситуации с целью создания благоприятной речевой среды, т.к. это одно из условий речевого развития детей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей с речевой отсталостью можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Литература.
Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2007 г.
Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М., «Школьная Пресса», 2010 г.
Яковлева Н.Н. Использование Фольклора в развитии дошкольника. – С.-П., «Детство-Пресс», 2011 г.
4.Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006 г.