Конспект урока математики по теме Сложение и вычитание смешанных чисел (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
города Химки Московской области



















Конспект урока по математике в 5 классе «Сложение и вычитание смешанных чисел»


подготовила
учитель математики
Новикова Мария Александровна









г. Химки
2015

Конспект урока в 5 классе.

Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Продолжительность урока: 45 минут.

Учебник: «Математика. 5 класс», Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.

На уроке применяются элементы следующих современных образовательных технологий:
Игровые технологии
Технологии гуманитаризации
Групповые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Информационные компьютерные технологии

Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления материала, урок-сказка.

Место темы по планированию:
при 5 часах в неделю на изучение математики по учебному плану на тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» программой предусмотрено 5 часов.

Цели урока:
Обобщение и систематизация изученного материала.
Закрепление теоретических и практических умений и навыков, полученных при изучении темы «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Развитие логического мышления.

Цели использования элементов игры:
Повысить интерес к математике у различных групп учащихся.
Разнообразить деятельность учащихся на уроке.
Наличие обратной связи: встреча со сказочными героями может побудить учащихся прочитать литературное произведение (в данном случае – русские народные сказки), поразмышлять (межпредметная связь с литературой).

Оборудование:
Компьютер, проекционный экран, проектор.
Карточки с заданиями (по одной на парту).


Содержание урока.

Организационный момент.
Приветствие. Раскрытие общей цели урока (продолжаем изучать тему «Сложение и вычитание смешанных чисел»; наша задача – закрепить правила сложения и вычитания смешанных чисел; вспомнить решение текстовых задач с помощью составления уравнения, данные в задаче выражены смешанными числами).

Устная работа. (актуализация знаний)
Сначала поработаем устно (задания для устной работы показываются на проекционном экране).
№1 Что нужно поставить вместо знака вопроса?

3 1/7
5 4/7
2 3/7

1 4/5
?
4 3/5

?
8 7/9
3 5/9



№2 Вычислите:
6 5/8 + 2/8
2 2/9 + 3 5/9
4 + 2 2/3
4 3/8 + 2 5/8
8 9/11 – 3 5/11
6 5/8 – 4
9 – 3 5/8
8 3/8 – 5 3/8

Какие правила мы применяли для решения этого задания? (хоровое проговаривание правил сложения и вычитания смешанных чисел как один из элементов применения здоровьесберегающих технологий).


Письменная работа (тренировочные упражнения).
В тетрадях записываем число, классная работа.
Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Сегодня у нас необычный урок, а какой именно вы узнаете, разгадав слово.
Под каждое смешанное число надо записать соответствующую ему букву.

№1
1) К: 15 2/9 – (7 1/9 + 4 5/9)
2) З: (2 5/7 + 8 2/7) – 4 7/8
3) С: (4 2/5 + 3 4/5) – (12 – 8 1/5)
4) А: 12 6/11 – (5 4/11 + 6 9/11 – 2 3/11)

4 2/5 3 5/9 2 7/11 6 1/8 3 5/9 2 7/11
С К А З К А
Значит, сегодня у нас урок – сказка.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Отдохнем перед долгой дорогой.

Физкультурная минутка.
Задания для физкультминутки (можно использовать музыкотерапию в виде музыкального сопровождения в спокойном темпе):
Если дробь правильная, учащиеся встают, если неправильная, то поднимают руки вверх.
5/7, 6/5, 4/17, 9/9, 3/15

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Премудрая. Но пришла откуда ни возьмись беда: унес Кощей Бессмертный Василису Премудрую за тридевять земель, в тридесятое царство. Иван-царевич погоревал, поклонился на четыре стороны и пошел куда глаза глядят – искать Василису Премудрую.
№2
И может он добраться до Кощеева царства по трем дорогам. Длина второй дороги 4 3/5 км, первая дорога на 3 2/5 км длиннее второй, а третья дорога короче первой на 5 1/5 км. Поможем Ивану-царевичу выб
·рать самую короткую дорогу до Кощеева царства.
Решение.
1) 4 3/5 + 3 2/5 = 7 5/5 = 8 (км) – длина первой дороги
2) 8 – 5 1/5 = 7 5/5 – 5 1/5 = 2 4/5 (км) – длина третьей дороги
Ответ: самая короткая дорога третья.

С вашей помощью добрался Иван-царевич до Кощеева царства, кинулся на Кощея Бессмертного с мечом, а Кощей смеется: меня меч не сечет и никакая сила не берет, кроме остроумия.
И задает Ивану-царевичу первую задачу:

№3
Сколько весит ларец, где смерть моя находится, если сундук с золотом весит в 3 3/11 раза больше его, а сундук с серебром в 5 8/11 раза больше его, а вес ларца и двух сундуков 90 кг?
Решение.
Пусть ларец весит х кг, тогда сундук с золотом весит 3 3/11 х кг, а сундук с серебром 5 8/11 кг. Вес ларца и двух сундуков (х + 3 3/11 х + 5 8/11 х) кг, что по условию задачи равно 90 кг.
Составим и решим уравнение:
х + 3 3/11 х + 5 8/11 х = 90
9 11/11 х = 90
10 х = 90
х = 90 : 10
х = 9
Ответ: 9 кг.

Как только решил Иван-царевич первую задачу, побледнел Кощей, но все не сдается. Чтобы открыть мой ларец надо ключ от него найти, а ключ – меньший из корней двух уравнений. Вот тебе Иван-царевич и вторая моя задача.
Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу решить эти уравнения и победить Кощея.

Физкультурная минутка.
Мы за дело взялись смело,
Посмотрели вправо, влево,
Голову подняли вверх,
Кощея вместе одолеем
И разделим свой успех.

№4
Решите уравнения:
(решение на два варианта)
13 2/9 - (х + 2 5/9) = 7 5/9 (Ответ: 3 1/9)
(у – 3 7/13) + 2 5/13 = 8 4/13 (Ответ: 9 6/13)
Меньший корень у первого уравнения.
Как только сказал это Иван-царевич, грянул гром, и Кощей был побежден, а Василиса Премудрая освобождена.

Тут и сказке конец, а кто решал задачи – молодец!
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Сегодня на уроке мы закрепили правила сложения и вычитания смешанных чисел, вспомнили решение текстовых задач с помощью составления уравнения.

Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: п. 29, № 1136 (в, д), 1139, 1143 (а).
Инструкции по выполнению домашнего задания.

Организационный момент.
Сбор рабочих тетрадей (проверка домашнего задания к этому уроку).

Урок закончен. Спасибо за урок. До свидания.









































Список использованной литературы
1. «Математика. 5 класс», Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.
2. Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»














































№1
1) К: 15 2/9 – (7 1/9 + 4 5/9)
2) З: (2 5/7 + 8 2/7) – 4 7/8
3) С: (4 2/5 + 3 4/5) – (12 – 8 1/5)
4) А: 12 6/11 – (5 4/11 + 6 9/11 – 2 3/11)

№2
Длина второй дороги 4 3/5 км, первая дорога на 3 2/5 км длиннее второй, а третья дорога короче первой на 5 1/5 км. Выбрать самую короткую дорогу.

№3
Сколько весит ларец, если сундук с золотом весит в 3 3/11 раза больше его, а сундук с серебром в 5 8/11 раза больше его, а вес ларца и двух сундуков 90 кг?

№4
Решите уравнения:
(решение на два варианта)
13 2/9 - (х + 2 5/9) = 7 5/9
(у – 3 7/13) + 2 5/13 = 8 4/13




№1
1) К: 15 2/9 – (7 1/9 + 4 5/9)
2) З: (2 5/7 + 8 2/7) – 4 7/8
3) С: (4 2/5 + 3 4/5) – (12 – 8 1/5)
4) А: 12 6/11 – (5 4/11 + 6 9/11 – 2 3/11)

№2
Длина второй дороги 4 3/5 км, первая дорога на 3 2/5 км длиннее второй, а третья дорога короче первой на 5 1/5 км. Выбрать самую короткую дорогу.

№3
Сколько весит ларец, если сундук с золотом весит в 3 3/11 раза больше его, а сундук с серебром в 5 8/11 раза больше его, а вес ларца и двух сундуков 90 кг?

№4
Решите уравнения:
(решение на два варианта)
13 2/9 - (х + 2 5/9) = 7 5/9
(у – 3 7/13) + 2 5/13 = 8 4/13