Конспект урока по математике на тему «Сложение и вычитание смешанных чисел» в 5 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноборская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по математике
на тему «Сложение и вычитание смешанных чисел»
в 5 классе
Учитель:
Филиппова Алина Васильевна
Краснобор, 2015
Конспект урока по теме
«Сложение и вычитание смешанных чисел».
Цели и задачи:
1. Образовательные:
- систематизировать знания на сложение и вычитание смешанных чисел;
- повторить алгоритм выделения целой части из неправильной дроби, представление смешанного числа в виде неправильной дроби;
2. Развивающие:
- формирование умений и навыков складывать и вычитать смешанные числа;
- правильно читать обыкновенные дроби, смешанные числа;
- развивать самостоятельность и внимательность;
3. Воспитательные:
- развитие сотрудничества при работе в парах, группах;
- умение оценить самого себя.
Методы обучения: наглядные методы, решение задач тренировочного характера, типовые (стандартные задачи), устная фронтальная работа, работа с учебником, индивидуальная работа.
Тип урока и форма его организации: урок закрепления изученного в форме игры «Математическое лото».
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал.
Литература:
1. Попова Л.П. «Поурочные разработки по математике»;
2. «Я иду на урок математики. 5 класс» под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина;
3. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. «Математика 5 класс»;
4. Интернет.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организация начала занятия (3 минуты)
Учитель приветствует ребят, встречая их возле дверей, и раздает листы самоконтроля: - Доброе утро!
- Достаем всё необходимое для урока. Занимаем рабочие места.
- Обратите внимание на листочек, который вы получили при входе в класс. Это лист самоконтроля. Почему он так называется? В течение урока вы будете сами оценивать свои знания и ставить отметку в соответствующую выполненному заданию графу.
Лист самоконтроля
Класс_______ Ф. И._________________________________
Номер задания 1 2 3 4 5 6
Оценка - Открываем рабочие тетради, записываем сегодняшнее число и классная работа.
2. Мотивация (2 минуты)
- Ребята, у нас сегодня урок необычный. Я предлагаю вам сыграть в игру «Математическое лото». Вы согласны?
На предыдущих уроках вы научились складывать и вычитать смешанные числа, поэтому наша цель сегодняшней игры – закрепить знания по данной теме.
- А вы знаете, как играть в лото? У нас есть карточка с номерами заданий на доске. Для того чтобы определить номер задания, с которым вам предстоит справиться, необходимо вытянуть фишку. Заданий у нас 6, значит, и фишек тоже 6. Чтобы не было обидно, поступим следующим образом: я задаю вопрос, кто первым поднимет руку и ответит правильно, тот и вытягивает фишку.
3. Закрепление изученного материала (30 минут)
Вопрос первый:
Первую в школе изучают.
Ну а второй из двухстволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно
(Дробь)
- Вытягиваем номер задания
- Итак, задание №… называется Арифметический диктант. Ваша задача на данных листочках, которые лежат у каждого в углу, напротив номера задания написать ответ.
1. Из 238 вычесть 1182. К 147 прибавить 573. 513 уменьшить на 934. 957 увеличить на 375. Уменьшаемое 223, вычитаемое 53, найдите разность
6. Запишите из двух чисел то, которое больше 1117 и 2277. Сколько минут в двух часах и еще четверти часа?
- Обменяйтесь листочками. Я буду называть по порядку правильные ответы, а вы проверяйте. При правильном ответе рядом отмечаем знак «+», при неправильном – знак «-». Ответы:
1. 1
2. 2273. 2134. 10175. 1
6. 11177. 135 минут
- Теперь подсчитайте количество заданий, решенных верно, то есть количество плюсиков. Критерий оценивания: 7 верных - «5», 6 верных – «4», 5-4 верных – «3», и менее 4 верных – «2».
Листочками обменялись, отложили.
Взяли лист самоконтроля и оценили сами себя по данному заданию, как вы справились.
- Вопрос второй: Решения заданных уравнений являются длинами сторон прямоугольника. Найдите его периметр.
1. 15 + х = 65 Ответ: 1
2. 146 - у = 26 Ответ: 2
Р = 2*(х+у) = 2*(1+2) = 2*3 = 6
- Вытягиваем номер задания.
- Задание №… Кроссворд. Это задание вы выполняете в парах, то есть с соседом по парте (кроссворды раздаются по 1 на парту).
1. Долю  называют …
2. Записи вида  называются … дробями
3. При сложении дробей складывают …
4. При записи обыкновенных дробей под чертой записывают …
5. Десятая часть основной единицы длины
6. Если числитель дроби равен знаменателю, то дробь равна …
7. Одна тысячная доля килограмма
по л о в и н а
о б ы к н о в е н н ы м и
ч и с л и т е л и
з н а м е н а т е л и
д е ц и м е т ре д и н и ц а
г ра м м
- Сейчас проверим, насколько правильно вы справились с этим заданием (проверяют вместе все слова по горизонтали).
- Ключевое слово – полтина. Знаете ли вы, что такое полтина?
- Полтина – это название дроби 12 в старинных книгах. Давайте рассмотрим старинную задачу. Открываем учебники на странице 177, №1128. Запишем кратко в тетрадях.
Ответ: полтрети, полполтрети, полполполтрети.
Взяли лист самоконтроля и оценили себя по данному заданию, как вы справились.
- Вопрос третий:
Представьте число 5 в виде дроби со знаменателем 10.
Ответ: 5 = 5010- Вытягиваем номер задания.
- Задание №… Математическая эстафета. Ваша задача – по цепочке решить по одному примеру, стараясь не допустить ошибку и в конце получить слово при помощи ключа, который дан ниже. Всего примеров 9, если в колонке человек меньше, листочек передаем сначала и также по цепочке. Интересно, кто придет первым к финишу?
  1 ряд                                           2 ряд                                           3 ряд
1) 1 -  =                                     1) 1-  =                                1) 1-  =   
 
2) 4 -  = 4                        2)  5 -  = 5                       2)  3 -  = 3 
 
3) 5 +  = 5                          3)  4 +  = 5                                 3) 3 +  = 4
 
4) 3 + 1 = 4                       4)   4 + 2 = 6                        4) 3 + 1 = 4
 
5) 5 - 2 = 3                         5) 7 - 2 = 5                           5) 6 - 4 = 2 
 
6) 6 +   = 6                              6) 5 +   = 5                                 6) 3 +   = 3
 
7) 3 + 1 = 4 = 5    7) 5 + 2  = 7 = 8      7) 4 + 3 = 7 = 8
 
8) 5 - 1 = 3                              8) 4 -22 = 1                             8) 5 - 3 = 1
 
9) 5 - 3 = 1                         9) 7 - 5 = 1                           9) 6  - 4 = 1
1 слово: ВЫЧИТАНИЕ
2 слово: ЧИСЛИТЕЛЬ
3 слово: СЛАГАЕМОЕ
Взяли лист самоконтроля и оценили себя по данному заданию.
- Вопрос четвертый:
Какое число является лишним в ряде чисел и почему?

Ответ: 143, в остальных получается натуральное число.
- Вытягиваем номер задания.
4. Домашнее задание (1 минута)
- Задание №… называется «Волшебная коробочка». Хотите узнать, что в ней? А тут домашнее задание. Открываем дневники и записываем.
№1126, 1136 (в, д, е, з), 1138
Взяли лист самоконтроля и нарисовали «+» по данному заданию.
Вопрос пятый:
Ширина прямоугольника составляет 16 его длины, а длина равна 12 дм. Найдите его площадь.
Решение:
12:6*1=2 дм – ширина
2*12 = 24 дм2- Вытягиваем номер задания.
- Задание №… Графический диктант. Я читаю предложения, если вы считаете, что оно правильное, в тетрадях отмечаете знак ∩, если неправильное – знак «-».
Предложения:
1. Правильная дробь меньше единицы ∩
2. Запись числа, содержащую целую и дробную части, называют смешанной ∩
3. В числе 15110 целая часть равна 15 ∩
4. На координатном луче дробь 35 расположена левее, чем 15 -
5. 13 часа больше, чем 34 часа -
6. В дроби 45 число 5 является числителем, а 4 – знаменателем -
7. Числитель правильной дроби меньше ее знаменателя ∩
8. При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители и знаменатели складываются -.Ответ: ∩ ∩ ∩ _ _ _ ∩ _
Взяли лист самоконтроля и оценили себя по данному заданию.
Вопрос шестой:
Длина прямоугольника 347 см, а ширина на 117 см меньше. Найдите его периметр.
Решение: 12 см
- Вытягиваем номер задания.
- Задание №… Решите уравнение.
Ваша задача – самостоятельно по вариантам решить уравнение. Раздаем каждому задание на листочке.
1 вариант: (х+113)+213 = 4
2 вариант: 5-(х+235)=1153 вариант: (х+429)-279 = 3494 вариант: (х-189)+379 =449- Проверим, сошлись ли ваши ответы с правильными.
5. Подведение итогов занятия, рефлексия (4 минуты)
Если все номера заданий вычеркнуты, значит, класс победил в игре, если не все – проиграл. Таким образом мы определяем уровень знаний по данной теме. Детям оглашаются оценки, полученные за урок.
6. Проверка домашнего задания
В конце урока дети сдают тетради с домашним заданием на проверку учителю. Дети приветствуют учителя, заходят в класс с листами самоконтроля в руке и становятся возле парт.
Достают учебные принадлежности, готовятся к уроку. Рассаживаются по своим местам.
Берут листы самоконтроля в руки и внимательно слушают учителя.
Пишут в тетрадях.
- Да, согласны.