Проект урока математика в 4 б классе по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел».


Проект урока математика в 4 б классе по теме:
«Сложение и вычитание смешанных чисел».
Автор: Котова И.Ю.
Технологическая карта урока
Учитель Котова И.Ю.
Образовательное учреждение МАОУ « СОШ № 95 с УИОП »
Предмет Математика
Класс 4 «Б»
Автор УМК Аргинская И.
Тема урока Сложение и вычитание смешанных чисел
Цели Обучающая: познакомить с алгоритмами сложения и вычитания смешанных чисел;
Развивающая: продолжить работу по развитию общеучебных умений и навыков;
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, к окружающему миру.
Тип урока Урок «открытия» новых знаний
Нетрадиционный тип урока Урок-путешествие
Формируемые УУД Личностные МетапредметныеПредметные
Быть мотивированным к учебной деятельности. Определять и формулировать тему и цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в паре, ориентироваться в своей системе знаний. Знать алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел.
Основные понятия Дроби, смешанные числа, сложение смешанных чисел, вычитание смешанных чисел.
Междисциплинарные связи Окружающий мир.

Этап урока и его цель УУД, формируемые на данном этапе Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся
I. Организационный этап
Цель: актуализация требований к учебной деятельности. Регулятивные:
-нацеливать на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные:
- формировать умение слушать и слышать. - Проверим готовность к уроку.
Хозяин на уроке – учебник,
его помощники – тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Все готовы? Приступаем к работе!
Слайд 1

Проверяют готовность к уроку.
II.
Этап создания мотивации к учебной деятельности учащихся
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Регулятивные:
- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
Познавательные:
- уметь ставить и решать проблемы.
Личностные:
- способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.
Коммуникативные:
- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
- Сегодня утром я получила необычное письмо.
Слайд 2

Послушайте, что в нем написано. Несколько лет назад четыре пирата никак не могли поделить сокровища и решили их спрятать. Сказано – сделано. Начертили они карту, разделили ее на 4 части и отправились каждый в свою сторону. Прошло много лет, но пираты так и не вернулись за сокровищами.
- Нам с вами предлагают найти эти сокровища.
- Будем надеяться, что за столько лет пираты изменились и согласятся отдать нам свои части карты или обменять на что – либо.
- Отправляемся в путешествие? (бескозырка) якорь детям.
- На чем поплывем?
Слайд 3

- Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай поднимем парус,
И сразу в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что не открытых
Или давно забытых!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала.
- В путешествии мы будем заполнять индивидуальные таблицы цветограммы. Посмотрите на них. Слушают учителя.
Да!
На корабле.
Находят на парте таблицу.
III.
Этап актуализации знаний
Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.
Регулятивные:
- уметь адекватно воспринимать оценки.
Познавательные:
- структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
- формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самопринятия.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Но посмотрите… Мы не отплыли совсем…
- Что нам мешает?
- Чтобы убрать якорь, необходимо выполнить задания.
1. Беседа по вопросам
- Какая дробь называется неправильной?
- Как неправильную дробь преобразовать в смешанное число?
- Какое число называется смешанным?
Приведите примеры смешанных чисел.
2. Устный счет
-Ну а теперь потренируемся в устном счете.
1. 8/19+9/19=17/19
2. 5/21+14/21=19/21
3. 14/32-8/32=6/32
4. 245 -(85+75)=
Слайд 5

Якорь.
Дробь, в которой числитель больше или равен знаменателю, называют неправильной дробью.
Числитель разделить с остатком на знаменатель.
Число, состоящее из целой части и дробной части.
Устно.
Отмечают на цветограмме.
IV.
Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока
Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока. Регулятивные:
-планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции.
Познавательные:
-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. - Обратите внимание на последнее равенство. Что вы заметили? Какие дроби в этом равенстве?
- А теперь попробуйте решить это же равенство, но выделив целую часть.
445 -(135+125)=
- Умеем ли мы складывать смешанные числа?
- Как же нам быть? Чему мы должны сегодня научиться, путешествуя?
- Откройте «бортовой журнал» на стр. 32 и прочтите, как называется наше путешествие.
- И давайте запишем дату нашего путешествия и название.
- Смотрите, якорь исчез! Мы поплыли! Ура!
Слайд 3
Неправильные дроби.
Нет
Складывать и вычитать смешанные числа
IV.
Этап «открытия» нового знания
Цель: выявление первоначальных знаний обучающихся по теме «Смешанные числа»; подготовка к восприятию новой темы. Коммуникативные:
-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
-слушать и смотреть, извлекая нужную информацию. - И снова неудача… Мы сели на мель…
Слайд4
- Вам придется это препятствие преодолевать самим. Посмотрите на доску и выполните действия с фигурами и запишите равенства. (проговаривают вслух)
Слайд 6

Стр. 32 № 1
- Какой вывод можно сделать?
- Проверим себя по нашему бортовому журналу. (стр.32) читают в полголоса) Выполняют задание.
(вывод): Чтобы сложить смешанные числа, надо сложить отдельно их целые и дробные части.
Чтобы вычесть смешанные числа, надо вычесть отдельно их целые и дробные части.
Физ.минутка
Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения. Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде. - Для дальнейшего плавания нам нужна энергия. Подзарядиться нам поможет Юнга.
«Море волнуется раз…»
Слайд 7
Выполняют упражнения.
V. Этап первичного закрепления
Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах). Личностные:
- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.
Регулятивные:
-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. 1. Работа по учебнику
- Первый пират, которого мы с вами навестим – это кок Тюленев.
Слайд 8

- В обмен на свою часть карты он хочет, чтобы вы помогли ему расшифровать названия обитателей морей и рек. Стр. 33 №2 (на слайдах)
(решаем и проверяем)
Слайд 9-10
- Название какого морского обитателя расшифровали?

Слайд 11-12
- Какое следующее название?

Слайд 13-14
- Следующий обитатель…

Слайд 15-16
- Говорят, что из этой рыбы самая вкусная уха..
Слайд 17-18
- И последний морской обитатель….

- Вот мы получили с вами первую часть карты. Молодцы!
Слайд 19

2. Работа в тетрадях
- Отправляемся дальше.
Слайд 20

- А сейчас заглянем к боцману Акулову.
(аудиозапись) Я слышал, вы ищите сокровища. Я отдам свою часть карты в обмен на две жемчужины со дна моря.
- Для этого нам необходимо решить уравнения. Стр. 33 №3
Слайд 21
Слайд 20

- Вот, ребята, мы получили вторую часть карты. Кит (видео фрагмент), осьминог (видеофрагмент), рак (сообщение детей), налим (просмотр фото), дельфин (видеофрагмент).Самооценка в таблице.
Самооценка.
Двое учеников решают у доски.
VI. Этап включения нового знания
в систему знаний и повторение
Цель – проверка усвоения материала по теме урока. Личностные:
- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.
Регулятивные:
-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. 1. Работа с изученными формулами
- Следующий пират, к которому мы заглянем – это капитан Щупало.
Слайд 22

(аудиозапись) - Если вы хотите получить мою часть карты, Вам необходимо выделить целую часть из неправильной дроби!
Слайд 23

Слайд 22

- Мы получили третью часть карты.
2. Самостоятельная работа с проверкой знаний в классе
- Отправляемся за последней частью к лоцману Крабову.
Слайд 24

– Мы получим его часть карты в обмен на правильно выполненное задание.
- У каждого из вас есть задания на листочке. Вам необходимо восстановить цепочку вычислений.
46+16=839+49=8791220-420=417+557=967937-227=7171045-4=6458215+4615-7715=5115Слайд 25

Слайд 24

- Мы получили недостающую часть карты. Выполняют задание. Фронтальный опрос.
Выполняют задание.
Взаимопроверка на листочках.
Самооценка.
VII. Подведение итогов урока
Цель –формулирование вывода, заполнение части текста; сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. Регулятивные:
-уметь соотносить цель и результат.
– Но чтобы нам добраться до сокровищ, нам нужно вспомнить, как складывать и вычитать смешанные числа.
(проговариваем алгоритм)
* дополнительные задания – Цепочка вычислений.
Чтобы сложить смешанные числа, надо сложить отдельно их целые и дробные части.
Чтобы вычесть смешанные числа, надо вычесть отдельно их целые и дробные части.
Отвечают на вопросы учителя.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Листностные:
- развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- А сейчас давайте оценим свою работу в путешествии.
- Один матрос с каждого ряда подсчитайте количество зеленых, желтых и красных ракушек у вашего ряда. Запишите маркером на доску. Посмотрите, какие результаты у каждого ряда.
- Сокровища найдены! Мы добрались до них!
Слайд 26

- Итак, чему вы научились в путешествии?
- Наше путешествие подходит к концу! Мы возвращаемся в класс. Самооценка.
Рефлексия класса.
Складывать и вычитать смешанные числа.
IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний. Регулятивные: Соотносить то , что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.
- Но пираты оставили для вас еще задание… Домашнее задание. Чтобы вы смогли получить награды в виде оценок!
Стр. 33 – 34, №4, 8.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что расскажите родителям?
- На этом наш урок окончен большое спасибо за работу.
Слайд 27
Слушают учителя, определяют пути выполнения домашней работы.