Урок по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации» в 8 классе


Урок по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации» в 8 классе
Конспект урока по химии в 8 классе
Тема: Кислоты в свете теории электрической диссоциации
(§ 38 учебника О.С.Габриеляна)
Дата проведения:
Цель: изучить химические свойства кислот, выявить причину этих свойств.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания о кислотах (состав, номенклатура, классификация, диссоциация);
научить объяснять свойства кислот в свете ТЭД;
составлять уравнения реакции в молекулярном и ионном виде;
Развивающие:
развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
формировать естественно-научное мировоззрение учащихся;
поддерживать интерес к науке «химия».
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы работы на уроке: фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, работа с дидактическим материалом, лабораторный практикум.
Оборудование:
ТСО – компьютер, проектор, экран, колонки;
Таблица растворимости, ПСХЭ Д. И. Менделеева;
Карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
Подготовка учащихся к уроку.
Приветствие.
Отсутствующие.
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания (5 мин)
№1,2, с.209.
Самостоятельная работа (10 мин)
Закончите уравнения реакций. Запишите уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде:
1 Вариант
а) KOH + FeSO4 =
 б) HNO3 + КOH =
в) CuCl2 + H2S =
г) Na2CO3 + HCl =
2 Вариант
б) AgNO3 + BaBr2 =
г) Ca(OH)2 + HCl =
б) MgSO4 + K2CO3 =
г) Na2CO3 + H2SO4 =
3 Вариант
а) AgNO3 + MgCl2 =
б) NaOH + Н3РО4 =
в) K2SO4+Ba(NO3)2 =
г) K2CO3+HNO3 =
III. Изучение нового материала (25 мин)
План
Состав, номенклатура, классификация, диссоциация кислот
Химические свойства кислот в свете ТЭД
Лабораторный практикум
- Из предложенного списка выберете формулы кислот: HNO3, BaCl2, HBr, CuO, NaOH, H2SO4, Fe(OH)3, H3PO4 (HNO3, HBr, H2SO4, H3PO4 – т.к. они состоят из атомов водорода и кислотного остатка.)
- Что представляют собой кислоты с точки зрения ТЭД? (Кислоты - это электролиты, которые при диссоциации образуют катион водорода и анионы кислотного остатка)
Катион водорода обуславливает общие свойства всех кислот: растворы кислот кислые на вкус. Индикаторы в растворах кислот изменяют свой цвет.
Кислоты классифицируются по следующим признакам:
Наличие кислорода в кислотном остатке – кислородсодержащие и бескислородные кислоты.
Основность (количество атомов водорода в молекуле кислоты) – одноосновные, двухосновные, трехосновные.
Степень электролитической диссоциации – сильные и слабые (как электролиты).
Стабильность – стабильные и нестабильные.
В свете ТЭД катионы водорода обусловливают общие химические свойства всех кислот:
а) Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями
б) Взаимодействие кислот с оксидами металлов (реакция обмена)
в) Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями
г) Взаимодействие металлов с растворами кислот (реакция замещения)
Учащиеся работают в четырех группах:1 группа определяет взаимодействие кислот с металлами, 2 группа-с оксидами металлов, 3 группа – с основаниями, 4 группа- с солями.
Перед учащимися стоят реактивы, и лежит карточка с инструкцией. Следуя всем инструкциям и соблюдая правила безопасности, ребята выполняют задание. Затем оформляют результаты в тетрадь, составляя уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде. Цель исследования – провести опыт, оформите результат, сделать вывод, представить результат другим группам. По истечении 10 минут к доске приглашаются по одному ученику от группы, который рассказывает результаты своей работы. Все остальные записывают себе в тетрадь
1 группа - Взаимодействие кислот с основаниями (реакция обмена)
NaOH + фенолфтолеин + HCl = NaCl + H2O – реакций обмена, реакция нейтрализации
Наблюдаем обесцвечивание раствора
Na++ OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O
OH- + H+= H2O
Вывод: кислоты взаимодействуют с основаниями. Тип реакции – реакция обмена.
2 группа - Взаимодействие кислот с оксидами металлов (реакция обмена)
H2SO4 + CuO=CuSO4+ H2O
2H++SO42-+ CuO =Cu2++SO42-+H2O
2H++ CuO =Cu2++H2O
Вывод: кислоты взаимодействуют с оксидами металлов. Тип реакции – реакция обмена.
3 группа - Взаимодействие металлов с растворами кислот (реакция замещения)
Открываем ряд напряжений металлов (форзац учебника). Все металлы, расположенные в ряду напряжений левее водорода, вытесняют его из растворов кислот.
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
Zn+2H++2Cl- =Zn2++2Cl- +H2
Zn+2H+ =Zn2++H2
Cu+HCl ≠
Вывод: кислоты взаимодействуют с металлами стоящими до водорода. Тип реакции – реакция замещения.
Следует запомнить! Большинство тяжелых металлов практически не взаимодействуют с растворами серной, фосфорной, угольной и сероводородной кислот, так как образовавшаяся соль вызывает пассивацию металла.
Концентрированные серная и азотная кислоты, а также разбавленная азотная кислота взаимодействуют с металлами иначе: водород не выделяется.4 группа - Взаимодействие кислот с солями (реакция обмена)
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O+CO2
2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + H2O+CO2
CO32- + 2H+= H2O+CO2
Вывод: кислоты взаимодействуют с солями. Тип реакции – реакция обмена.
Карточка №1
Изучите химическое свойство кислот – взаимодействие с основаниями по плану:
Налейте в пробирку 1 мл гидроксида натрия.
Добавьте с помощью пипетки 1-2 капли фенолфтолеина.
Отметьте окраску раствора после добавления фенолфтолеина.
К раствору гидроксида натрия аккуратно понемногу добавляйте соляной кислоты. Кислоту добавляйте до тех пор, пока не исчезнет окраска индикатора.
Запишите в тетради полное ионное и сокращенное ионное уравнение химической реакции взаимодействия гидроксида натрия с соляной кислотой.
Укажите название реакции.
Сделайте вывод о взаимодействии кислот с основаниями и укажите тип химической реакции.
Карточка №2
Изучите химическое свойство кислот – взаимодействие с оксидами металлов по плану:
Насыпьте в пробирку небольшое количество оксида меди.
Аккуратно понемногу добавляйте серной кислоты. Примерно 1мл.
Для того, чтобы реакция началась необходимо нагреть пробирку. Аккуратно нагреваем. Какого цвета образуется раствор?
Запишите в тетради полное ионное и сокращенное ионное уравнение химической реакции взаимодействия оксида меди с соляной кислотой.
Сделайте вывод о взаимодействии кислот с оксидами металлов и укажите тип химической реакции.
Карточка №3
Изучите химическое свойство кислот – взаимодействие с металлами по плану:
Возьмите 2 пробирки. В 1-ю положите кусочек цинка, во 2-ю кусочек меди.
Налейте в каждую пробирку по 1 мл соляной кислоты.
Отметьте наблюдения.
Запишите в тетради полное ионное и сокращенное ионное уравнение химической реакции взаимодействия меди с соляной кислотой и цинка с соляной кислотой.
Сделайте вывод о взаимодействии кислот с металлами и укажите тип химической реакции.
Карточка №4
Изучите химическое свойство кислот – взаимодействие с основаниями по плану:
Налейте в пробирку 1 мл соляной кислоты.
Добавьте 1мл карбоната натрия.
Наблюдайте за происходящим.
Запишите в тетради полное ионное и сокращенное ионное уравнение химической реакции взаимодействия карбоната натрия с соляной кислотой.
Укажите название реакции.
Сделайте вывод о взаимодействии кислот с солями и укажите тип химической реакции.
IV.Закрепление изученного материала (8 мин)
(Ученики выполняют задания №1,3 (для хлорной и хромовой кислот), 4 (а, в) (с.214).)
V. Домашнее задание.§38,выполнить задания №2,3 (для остальных кислот), 4 (б,г,д) (с.214).